Дело № 2-481/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.им.Бабушкина 29 сентября 2017 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Голодовой Е.В.,
при секретаре Едемской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красикова Андрея Валерьевича к Администрации Бабушкинского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района о возложении обязанности по передаче в собственность земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Красиков А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Бабушкинского муниципального района о возложении обязанности по передаче в собственность земельного участка.
В обосновании требований указал, что им договору купли-продажи 28 декабря 2015 года приобретено нежилое здание общей площадью 1800 кв.м., расположенное по адресу: .... Указанное здание расположено на земельном участке, относящемся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Он обратился в Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении указанного участка в собственность без проведения торгов. Ввиду отсутствия сведений о кадастровой стоимости участка в предоставлении земельного участка в собственность ему было отказано. Учитывая, что рыночная стоимость данного участка согласно отчету составляет 261000,00 рублей, просил обязать Администрацию Бабушкинского муниципального района передать ему за плату в размере 39150,00 рублей по договору купли-продажи земельный участок общей площадью 7801 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ....
Определением Тотемского районного суда Вологодской области от 08 августа 2017 года Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района исключен из числа третьих лиц и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Впоследствии требования истцом были увеличены, истец Красиков А.В. дополнительно просил установить (признать) рыночную стоимость земельного участка кадастровый № в размере 261000,00 рублей, определенную на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 7801 кв.м., в качестве кадастровой стоимости для расчета цены выкупа земельного участка по договору купли-продажи.
Определением Тотемского районного суда Вологодской области от 26 сентября 2017 года заявление истца об увеличении требований принято к производству суда.
В судебном заседании истец Красиков А.В. уточненные требования поддержал, просил обязать Администрацию Бабушкинского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района предоставить ему за плату в размере 39150,00 рублей в собственность по договору купли-продажи земельный участок общей площадью 7801 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – предпринимательство, расположенный по адресу: ...; установить (признать) рыночную стоимость земельного участка кадастровый № в размере 261000,00 рублей, определенную на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 7801 кв.м., в качестве кадастровой стоимости для расчета цены выкупа земельного участка по договору купли-продажи.
Представители ответчиков Администрации Бабушкинского муниципального района, Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района, представитель третьего лица Администрации Рослятинского сельского поселения в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания по делу извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деде, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона (ч.3 ст. 36 Конституции РФ).
В соответствии с п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких участках.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
При этом, согласно ст.39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях предусмотренных ст. 39.20 Кодекса.
В силу положений ч.5 ст.39.20 Земельного кодекса РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Красикову А.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание кадастровый номер №, общей площадью 1800 кв.м., расположенное по адресу: ....
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости земельный участок кадастровый номер №, расположенный по адресу: ..., общей площадью 7801 кв.м, поставленный на кадастровый учет, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование – предпринимательство. Кадастровая стоимость земельного участка не установлена.
12 мая 2017 года истец обратился в администрацию Бабушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка. Из ответа Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района от 02 июня 2017 года следует, что отсутствие сведений о кадастровой стоимости земельного участка не позволяет определить размер выкупной стоимости земельного участка.
Согласно отчету об оценке по состоянию на 31 октября 2016 года рыночная стоимость указанного участка составила 261000,00 рублей.
В соответствии с ч. 5 ст. 65, ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункты 10, 11).
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28.06.2007 года №215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
Из системного анализа приведенных федеральных норм следует, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель не является произвольным. Напротив, предполагает выполнение ряда обязательных к исполнению административных процедур, в том числе: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; составление отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, содержащего сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка, сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что пакет документов, представленный Красиковым А.В. в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, является достаточным с точки зрения соблюдения закона и подтверждает его исключительное право на выкуп земельного участка. Спорный земельный участок не изъят из гражданского оборота, какие-либо ограничения или запреты на приобретение его в собственность отсутствовали.
Определением Вологодского областного суда от "___" __ 20__ административное исковое заявление Администрации Рослятинского сельского поселения об установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости возвращено истцу ввиду отсутствия предмета спора – об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, подсудного Вологодскому областному суду, поскольку кадастровая стоимость указанного участка не определена, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровой стоимости данного участка.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер № не определена в связи с тем, что на государственный учет данный участок поставлен "___" __ 20__, соответственно в Перечне земельных участков не числится, рассчитать кадастровую стоимость данного участка невозможно ввиду отсутствия ряда средних удельных показателей кадастровой стоимости.
В соответствии с п.2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района, утвержденного Решением Представительного Собрания Бабушкинского муниципального района от 25 апреля 2014 года № 169, Комитет в области осуществления в пределах своих полномочий распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории района – осуществляет функции и полномочия арендодателя и продавца земельных участков в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами Представительного Собрания и Администрации Бабушкинского муниципального района, формирует пакет документов, подготавливает проекты постановлений Администрации Бабушкинского муниципального района по распоряжению земельными участками, расположенными в границах Бабушкинского муниципального района, заключает договоры аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного срочного пользования, дополнительных соглашений к ним.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района.
Согласно информации Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района Комитет не возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии с п.2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 17 ноября 2014 года № 1036, цена земельных участков при их продаже определяется как выраженный в рублях процент от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно абз.1 пп.3 п.3 Порядка размер процента устанавливается дифференцировано в размере 15% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (за исключением случаев, указанных в пп. 1,2 п. 3 настоящего Порядка).
Таким образом, исковые требования Красикова А.В. о возложении на Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района обязанности по передаче ему за плату в размере 39150,00 рублей в собственность по договору купли-продажи земельного участка общей площадью 7801 кв.м., кадастровый номер №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – предпринимательство, расположенный по адресу: ... суд полагает подлежащими удовлетворению.
В тоже время, учитывая вышеизложенное, принимая во внимание информацию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об отсутствии возможности произвести расчет кадастровой стоимости, оснований для удовлетворения заявленных требований к Администрации Бабушкинского муниципального района, а также требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Красикова Андрея Валерьевича к Администрации Бабушкинского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района о возложении обязанности по передаче в собственность земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Обязать Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района предоставить Красикову Андрею Валерьевичу за плату в размере 39150,00 рублей (Тридцать девять тысяч сто пятьдесят рублей 00 копеек) в собственность по договору купли-продажи земельный участок общей площадью 7801 кв.м., кадастровый номер №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – предпринимательство, расположенный по адресу: ....
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Судья Е.В.Голодова
Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2017 года.
Судья Е.В.Голодова