Дело № 2а-1076/2021
УИД 26RS0010-01-2021-001600-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 апреля 2021 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Дешпита В.С.,
при секретаре Жукова А.Е.,
с участием
административного истца Черных И.А.
представителей административного ответчика
ГУ МВД России по Ставропольскому краю Караманяна А.Г. и
Черкашиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Черных Игоря Александровича к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ФСИН России об отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, решения о депортации в отношении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, освобождении из центра временного содержания иностранных граждан,
УСТАНОВИЛ:
В административном исковом заявлении и судебном заседании Черных И.А., в обоснование заявленных требований суду сообщил, он был осужден приговором Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 5 марта 2018 года по ч. 2 и ч. 3 ст. 158 УК РФ и на основании ст. 69 УК РФ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года 6 месяцев без применения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 2 декабря 2020 года № 6292-рн пребывание (проживание) Черных И.А. в Российской Федерации признано нежелательным сроком 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч. 3 ст. 86УК РФ. ЧерныхИ.А. после отбытия наказания обязан выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Заместителем начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю 11 декабря 2020 года в отношении административного истца Черных И.А. вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации.
Согласно заключению временно исполняющего обязанности начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 10 марта 2021 года, административный ответчик Черных И.А. является гражданином Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2021 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2016 года № 18-П.
По указанным основаниям Черных И.А. в уточненном административном исковом заявлении и судебном заседании просит суд восстановить ему пропущенный срок для обжалования распоряжения ФСИН России о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 2 декабря 2020 года №6292 и решения ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 11 декабря 2020 года о депортации № 118, отменить распоряжение ФСИН России о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 2 декабря 2020 года №6292, отменить решение ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 11 декабря 2020 года № 118 о его депортации за пределы Российской Федерации и освободить его из центра временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Георгиевскому городскому округу.
В судебном заседании представители административного ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю Караманян А.Г. и Черкашина М.А. не возражали в отношении заявленных Черных И.А. требований, просили рассмотреть административное исковое заявление на усмотрение суда.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика ФСИН России, извещенный о его времени и месте. От представителя ФСИН России Андреевой Н.В. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
На основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФСИН России Андреевой Н.В.
В суд от представителя ФСИН России Андреевой Н.В. поступили письменные возражения в отношении заявленных Черных И.А. требований в части восстановления пропущенного срока обжалования распоряжения ФСИН России о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 2 декабря 2020 года №6292 в отношении Черных И.А., поскольку на момент его вынесения ФСИН России не располагало заключением уполномоченного органа, которым установлена принадлежность административного истца к гражданству Российской Федерации, а имело в распоряжении заключение № 2946, которым факт наличия гражданства у Черных И.А. не установлен. Таким образом, ФСИН России обоснованно и законно вынесено оспариваемое распоряжение. Вместе с тем, административным истцом не представлено уважительных причин для восстановления срока обжалования оспариваемого распоряжения ФСИН.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, на основе оценки относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Судом установлено, что административный истец Черных И.А. осужден приговором Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 5 марта 2018 года по ч. 2 и ч. 3 ст. 158 УК РФ и ему окончательно назначено наказание по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний на основании ст. 69 УК РФ в виде лишения свободы сроком 3 года 6 месяцев без применения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 2 декабря 2020 года № 6292-рн пребывание (проживание) Черных И.А. в Российской Федерации признано нежелательным сроком 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч. 3 ст. 86УК РФ. ЧерныхИ.А. после отбытия наказания обязан выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Заместителем начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю 11 декабря 2020 года в отношении Черных И.А. вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации.
Решением Георгиевского городского суда от 9 февраля 2021 года административное исковое заявление Главного управления МВД России по Ставропольскому краю к Черных И.А. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, удовлетворено. Суд постановил: поместить Черных И.А., 3 апреля 1984 года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю (ОМВД России по Георгиевскому городскому округу) сроком до 5 мая 2021 года.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Материалами дела подтверждается, что распоряжение ФСИН, а также решение ГУ МВД России по Ставропольскому краю о депортации, вынесенные в отношении Черных И.А. преследовали правомерные цели, оправданы крайней социальной необходимостью, изданы уполномоченными на то органами, с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, должным образом учитывает данные о личности и семейном положении административного истца, а также тот факт, что административный истец имеет непогашенную (неснятую) судимость за умышленное преступление в сфере собственности, в связи с чем справедливо охарактеризован с точки зрения его повышенной общественной опасности, обуславливающей применение к нему закрепленных федеральным законом дополнительных обременений, вытекающих из обязанности нести ответственность за свое виновное поведение; в отношении административного истца не установлено каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих принятию в отношении него решения о его нежелательности пребывания в Российской Федерации.
Согласно заключению временно исполняющего обязанности начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 10 марта 2021 года №1309, административный ответчик Черных И.А. является гражданином Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2021 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2016 года № 18-П.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
Таким образом, при принятии решения о депортации из Российской Федерации иностранного гражданина органу миграционного учета необходимо соблюдать баланс публичных и частных (семейных) интересов в случаях, когда такое решение сопряжено с ограничением права лица на уважение семейной жизни (вмешательством в данное право), поскольку такое ограничение (вмешательство) может считаться правомерным только при условии его соответствия всем трем критериям, указанным в ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а равно в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, то есть должно быть основано на законе, преследовать социально значимую, законную цель и являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Однако, при принятии оспариваемых распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, решения о депортации в отношении Черных И.А., данные органы не располагали заключением ГУ МВД от 10 марта 2021 года о том, что административный истец Черных И.А. является гражданином Российской Федерации, таким образом не могли быть учтены все существенные обстоятельства, имеющие значение для принятия указанного решения.
Между тем, в настоящее время распоряжение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, решение о депортации, нарушают права административного истца на проживание на территории Российской Федерации.
Кроме того, принятые в отношении Черных И.А. распоряжение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и решение о его депортации не могут быть исполнены, поскольку он является гражданином Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, установленных судом, суд считает требования административного истца Черных И.А. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ФСИН России об отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, решения о депортации в отношении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, освобождении из центра временного содержания иностранных граждан, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим иском, суд считает также подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 5 статьи 138 КАС РФ установлено, что в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В качестве уважительных причин пропуска срока с данным иском в суд административный истец сообщил, что ему не были разъяснены порядок, сроки обжалования распоряжения о нежелательности и депортации, он не обладает юридическими познаниями и не смог своевременно обратиться за юридической помощью в условиях лишения свободы.
Кроме того, суд считает, что административному истцу на момент вынесения распоряжения о его нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, решения о депортации, не могло было известно о принятии 10 марта 2021 года заключения ГУ МВД России по Ставропольскому краю, согласно которому административный истец является гражданином Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Черных Игоря Александровича к Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю, ФСИН России об отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, решения о депортации в отношении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, освобождении из центра временного содержания иностранных граждан, удовлетворить.
Восстановить Черных Игорю Александровичу пропущенный срок для обжалования распоряжения ФСИН России о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 2 декабря 2020 года №6292 и решения ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 11 декабря 2020 года о депортации № 118.
Отменить распоряжение ФСИН России о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 2 декабря 2020 года №6292, в отношении Черных Игоря Александровича, 3 апреля 1984 года рождения.
Отменить решение ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 11 декабря 2020 года № 118 о депортации Черных Игоря Александровича, 3 апреля 1984 года рождения, за пределы Российской Федерации.
Освободить Черных Игоря Александровича, 3 апреля 1984 года, из центра временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Георгиевскому городскому округу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Георгиевский городской суд в течение месяца.
Судья В.С. Дешпит