Решение по делу № 11-10/2020 от 15.01.2020

Дело (номер обезличен) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 февраля 2020 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.А., при секретаре Решетниковой А.Е., с участием представителя истца Павловой Н.В., ответчика Деулиной И.В., представителя ответчика Мазина Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата Нижегородской области к Деулину Илье Викторовичу о взыскании расходов за подготовку специалиста для Вооруженных сил РФ по военно-учетным специальностям, с апелляционной жалобой Деулина Ильи Викторовича на решение мирового судьи судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области от 31 октября 2019 г.,

УСТАНОВИЛ:

Истец Военный комиссариат Нижегородской области обратился в суд с указанным иском к Деулину И.В., указывая в обоснование исковых требований следующее.

Военным комиссариатом города Кстово, Кстовского и Дальнеконстантиновского районов Нижегородской области призывник Деулин И.В. был направлен на обучение в частное профессиональное образовательное учреждение Кстовская автомобильная школа ДОСААФ (далее ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ) России Нижегородской области на водителя категории «С» за счет средств Министерства обороны РФ.

Перед направлением на обучение Деулин И.В. прошел медицинский осмотр кандидата на обучение по военно-учетным специальностям и был признан годным к обучению по военно-учетным специальностям (категория годности «Б-3»), а также (дата обезличена) подписал собственноручно заявление – обязательство о том, что «жалоб на состояние здоровья не имеет, на учете по поводу травм и хронических заболеваний не состоит, никаких заболеваний не скрывает. Обязуется возместить затраты, которые понесли МО РФ, в случае признания его ограниченно годным к военной службе илииной причины по которой не будет призван в ряды ВС РФ».

В период с 22 ноября 2018 г. по 16 апреля 2019 г. прошел обучение и получил специальность водитель транспортного средства категории «С», по результатам обучения сдал успешно экзамен в ГИБДД г.Кстово.

Полученное в результате обучения водительское удостоверение на управление транспортным средством категории «С» позволяет ответчику не только управлять армейскими транспортными средствами, но и управлять транспортными средствами после службы в армии.

В соответствии с государственным контрактом Министерство Обороны РФ и на основании справки исх.б/н ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ России Нижегородской области на подготовку специалиста для Вооруженных Сил РФ по (данные обезличены) Деулина И.В. затратило денежные средства в размере 22 481 руб. 87 коп.

В соответствии с положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №565, 26.04.2019 г. Деулин И.В. проходил медицинское освидетельствование врачами - специалистами в военном комиссариате города Кстово, Кстовского и Дальнеконстантиновского районов Нижегородской области.

26.04.2019 года призывной комиссиейКстовского района (Протокол (номер обезличен) от (дата обезличена)) по заключению медицинского освидетельствования врачами-специалистами было вынесено решение о признании Деулина И.В. ограниченно годным к военной службе по статье 58«в» графы 1 Постановления Правительства № 565 от 04.07.2013 г.

Диагноз: Язвенная болезнь 12 п.кишки. Рубцовая деформация луковица 12 п.кишки. Хронический неатрофический гастрит (Протокол (номер обезличен) от (дата обезличена))

Согласно Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 мая 2001 года №202 (далее Инструкция) образовательные учреждения комплектуются только гражданами, подлежащие очередному призыву на военную службу, годными по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню для службы в соответствующем виде Вооруженных Сил Российской Федерации по получаемой военного - учетной специальности.

Финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Федеральным бюджетом в лице Министерства обороны Российской Федерации понесены убытки по обучению Деулина И.В. в ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ России на водителя категории «С» в связи с его признанием по состоянию здоровья ограниченно годным к военной службе и неподлежащем отправке в войска, в размере 22 481 руб. 87 коп.

Согласно ст.15 ч.1,3 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и профессиональных образовательных организациях проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, и являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Инструкции, государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, является Министерство обороны Российской Федерации. Финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на договорной основе за счет и в пределах средств, утвержденных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.44 Инструкции). В силу п.«а» ч.1 ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченного годными к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ: от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке Граждан Российской Федерации к военной службе», от 01 декабря 2004 года № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, в связи с реализацией Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», от 28 ноября 2009 года №973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Российской Федерации» и от 27 декабря 2010 года №1125 «Об утверждении правил предоставления Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» субсидии из федерального бюджета, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 мая 2001 года №202 «Об утверждении Инструкции о порядке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», соглашения (государственного контракта, договора) между Министерством обороны Российской Федерации и ДОСААФ России, между ДОСААФ России и Региональным отделением ДОСААФ России по (адрес обезличен) заключены соглашения.

В соответствии с соглашением №4 от 19 февраля 2019 года на подготовку граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службе, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2019 году в частном профессиональном образовательном учреждении Кстовская автомобильная школа ДОСААФ (далее ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ) России Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» субсидии предоставляются в целях подготовки граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлениям военных комиссариатов для Вооруженных сил РФ и т.д. Граждане считаются подготовленными, если они на выпускных экзаменах показали положительные знания и умения по предметам обучения и им выданы соответствующие свидетельства (удостоверения) уставленной формы о полученной военно-учетной специальности.

Субсидии используются на подготовку граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях. Согласно справки исх.б/н ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ России Нижегородской области на подготовку специалиста для Вооруженных Сил РФ по (данные обезличены) Деулина И.В. затратило денежные средства в размере 22 481 руб. 87 коп.

Военным комиссариатом города Кстово, Кстовского и Дальнеконстантиновского районов Нижегородской области 07.06.2019 г. Деулину И.В. было выдано добровольное уведомление досудебного урегулирования спора исх.(номер обезличен) от (дата обезличена) о возмещение расходов понесенных Министерством обороны Российской Федерации по обучению в ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ России Нижегородской области по военно-учетной специальности ВУС-837 на водителя категории «С» за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

В настоящее время Деулин И.В. не возместил расходы понесенные Министерством обороны Российской Федерации за обучение.

На основании изложенного истец просит взыскать с Деулина И.В. расходы, потраченные Министерством обороны РФ на его обучение, в размере 22481 руб. 87 коп.

Решением мирового судьи судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области от 31 октября 2019 г. постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Деулина Ильи Викторовича в пользу Военного комиссариата Нижегородской области расходы, понесенные наего обучение по военно-учетной специальности «водитель категории «С», в размере 22481 руб. 87 коп.

Взыскать с Деулина Ильи Викторовича в доход государства государственную пошлину в размере 874 руб. 46 коп.

Ответчик Деулин И.В. обратился с апелляционной жалобой на указанное решение суда, считает, что данное решение является незаконным, так как не применён закон, подлежащий применению, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и имеется явное несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит отмене.

Согласно разъяснениям Верховного суда, касаемо применения ст.15 ГК РФ (п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ"), по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

В ходе судебного разбирательства истец не смог доказать ни одного из выделенных выше обстоятельств.

Как указанно в решении: «заявив о согласии на обучение в ЧПОУ Кстовская автомобильная школа ДОСААФ России, Деулин И. В. взял на себя обязательство по соответствию состояния его здоровья минимальным требованиям для призыва. Освобождение ответчика от призыва на военную службу, по мнению суда, является следствием непринятия им надлежащих мер к сохранению его здоровья, о котором он должным образом не заботился, тем самым не выполнил взятые на него обязательства».

Данные выводы являются голословными: в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательств подтверждающие их, более того, подобные выводы не являются правовыми и для того, чтобы судить о мерах по сохранению здоровья, нужны познания в области медицины.

Исходя из текста решения судья гиперболизирует обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья. В п.1 ст.27 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говориться именно о заботе, а не о том, что граждане обязаны вообще не болеть (и уж точно не о том, что обязаны соответствовать минимальным требованиям для призыва). Понятие здоровья очень субъективно, сам факт наличие того или иного заболевания не может говорить об отсутствие заботы о своем здоровье. Вопрос о заботе Ответчика о своем здоровье в ходе судебного заседания судом не поднимался.

В решении суд необоснованно утверждает, что Ответчиком не оспаривался факт того, что ему неоднократно разъяснялось, что в случае, если он не будет призван на военную службу, он будет обязан возместить затраты на его обучение.

В материалах дела имеются письменные возражения на исковые заявления представителя ответчика Мазина Д.О., где указанно, что заявление-обязательство, отобранное с Деулина И.В. в военном комиссариате не законно, не содержит никаких указаний на взаимосвязь данного заявления с обучением ответчика в ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ, в нем точно не указанно, какие расходы МО РФ он должен возместить.

Об обязанности вернуть затраченные средства на его обучения Ответчик узнал только из уведомления от 07.06.2019 г.

Ни одним законом не предусмотрена обязанность призывников информировать военные комиссариаты о состоянии своего здоровья.

В п.21 Приказа Министра обороны РФ от 03.05.2001 N 202 прямо говорится о том, что военные комиссары районов несут ответственность за своевременное и качественное комплектование образовательных учреждений гражданами для подготовки по военно-учетным специальностям.

Считает, что суд необоснованно сослался на нормы регламентирующие последствия неосновательного обогащения.

Истец не отрицает того факта, что Ответчик законно был направлен на обучение по военно-учетной специальности. На момент направления на обучение, данный факт был установлен судом, полностью соответствовал всем критериям для обучения, соответственно право пройти данное обучение возникла у Деулина И.В. и ни о каком неосновательном обогащении не может идти и речи.

Ответчик неоднократно обращал внимание суда, на то, что понесенные Министерством обороны РФ расходы на его обучение никак не затрагивает права ФГКУ «Военный комиссариат Нижегородской области».

Полагает, что в силу ст.3 ГПК РФ, ст.11 ГК РФ, а также п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", правом на обращение в суд имеет тот, кто понес убытки, а не та организация, через которую данные убытки были понесены.

Истцом не отрицался факт того, что расходы на обучение Ответчика были понесены непосредственно Министерством обороны РФ, которое не было привлечено к участию в процессе даже в качестве 3-го лица.

Надлежащий, по мнению суда, истец, не смог предоставить ни одного доказательства причинённых ему убытков. Факт понесенных МО РФ расходов был установлен судом, только по письму из ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ России Нижегородской области, никаких банковских документов, которые могли бы это подтвердить, суду представлено не было.

Положения о военных комиссариатах, на которые ссылается суд, как ни один другой нормативно правовой акт, не предоставляет право военным комиссариатам замещать в судебных разбирательствах в качестве истца Министерство обороны РФ.

В своей апелляционной жалобе Деулин И.В. просит решение мирового судьи судебного участка №6 Кстовского судебного района по делу (номер обезличен) от (дата обезличена) отменить, и принять по делу новое решение, в иске отказать.

В судебном заседании ответчик Деулин И.В. доводы своей жалобы поддержал.

Представитель ответчика Мазин Д.В. дал пояснения в соответствии с доводами апелляционной жалобы.

Представитель истца Павлова Н.В. просила решение мирового судьи оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, дала пояснения в соответствии с доводами ранее представленных письменных возражений на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица - ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статьей 15 вышеуказанного закона предусмотрено, что подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях, общественно-государственных организациях и профессиональных образовательных организациях проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе обучающиеся в профессиональных образовательных организациях, в которых такая подготовка является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования.

Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и общественно-государственных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

В силу п.41 Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной приказом МО РФ от 03.05.2001 № 202 (далее по тексту - Инструкция), гражданам, прошедшим подготовку по специальностям водителей транспортных средств категории "В", "С", "В и С" и сдавшим экзамены военно-экзаменационным комиссиям, выдается свидетельство установленного образца, которое является основанием для сдачи квалификационных экзаменов комиссии государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) на право управления транспортными средствами, присвоение квалификации водителей транспортных средств категории "В", "С", "В и С" и получение соответствующего водительского удостоверения.

Согласно п.п. 21, 22 названной Инструкции решение о направлении граждан на обучение принимают военные комиссары районов, которые несут ответственность за своевременное и качественное комплектование образовательных учреждений гражданами для подготовки по военно-учетным специальностям; образовательные учреждения комплектуются только гражданами, подлежащими очередному призыву на военную службу, годными по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню для службы в соответствующем виде Вооруженных Сил Российской Федерации по получаемой военно-учетной специальности.

В соответствии с п.3 Инструкции, государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, является Министерство обороны Российской Федерации.

Финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на договорной основе за счет и в пределах средств, утвержденных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п. 44 Инструкции).

В силу п.«а» ч.1 ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченного годными к военной службе по состоянию здоровья.

Судом установлено, что решением военного комиссариата о годности кандидата к обучению по военно-учетным специальностям Деулин И.В. был признан годным к обучению по ВУС-837 (л.д.19).

На основании приказа Военного комиссара г.Кстово, Кстовского и Дальнеконстантиновского районов Нижегородской области с (дата обезличена) Деулин И.В., с его согласия, направлен в НОУ ДПО Кстовская автомобильная школа ДОСААФ России на обучение по военно-учетной специальности 837 «водитель категории С» (л.д.12).

Согласно приказу ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ России от 22.11.2018г. Деулин И.В. зачислен на обучение по военно-учетной специальности «водитель автотранспортных средств категории С» в составе учебного взвода (номер обезличен) (л.д.18).

По окончании обучения Деулин И.В. успешно сдал экзамены в ГИБДД и получил право управления транспортными средствами категории «С» (л.д.8, 14).

В соответствии с Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 года №1441, между Минобороны РФ и Общероссийской общественной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» 22 января 2018 г. заключено соглашение №315/4/239дпс о предоставлении Общероссийской общественной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ)» субсидии из федерального бюджета для подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службе, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2018 году.

Предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2018 года субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с подготовкой граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин (далее специалистов) по направлениям военных комиссариатов для Вооруженных Сил РФ, других федеральных органов власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба по призыву в 2018 году (п.1.1 Соглашения).

Граждане считаются подготовленными, если они на выпускных экзаменах показали положительные знания и умения по предметам обучения и им выданы соответствующие свидетельства (удостоверения) уставленной формы о полученной военно-учетной специальности (п.1.8).

Субсидия используются на подготовку специалистов в образовательных учреждениях (п.1.12).

Субсидия предоставляется на подготовку специалистов по следующим основным статьям расходов: расходы на ГСМ (автогаз), в части подготовки специалистов; расходы на заработную плату с начислениями персоналу, связанному с подготовкой специалистов; расходы на техническое обслуживание, ремонт военной и специальной техники и воздушных судов, задействованных для подготовки специалистов; расходы на создание, содержание учебно-материальной базы, задействованной для подготовки специалистов; расходы, связанные с ремонтом и содержанием зданий, сооружений и помещений, используемых (обеспечивающих) для подготовки специалистов; расходы на повышение квалификации обучающего специалистов состава; расходы на оплату аренды у сторонних организаций, не являющихся организациями Получателя, земельных участков, помещений, непосредственно используемых для подготовки специалистов на время использования (п.1.13).

Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ путем списания лимитов бюджетных обязательств с лицевого счета Министерства, как получателя бюджетных средств, на лицевой счет по переданным полномочиям территориальному органу Федерального казначейства (п.2.2).

Согласно приложению №1 к приказу заместителя Министра обороны РФ от 9 февраля 2016 года №6 «Об осуществлении Министерством обороны РФ, учреждениями, подведомственными Министерству обороны РФ, полномочий администратора доходов федерального бюджета» ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» является администратором доходов федерального бюджета, подведомственных Министерству обороны РФ, в отношении закрепленных за ними источников доходов федерального бюджета.

Как следует из положений Приказа Минобороны от 17 июня 2005 года №251 «О мерах по выполнению постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в порядке, определенном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004г. №704, осуществляется через военные комиссариаты (п.4 абз.4), которые согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденных Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. №1609, являются территориальными органами Министерства обороны РФ (п.4). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что, вопреки доводам представителя ответчика, Военный комиссариат Нижегородской области является надлежащим истцом по данному делу.

Кроме того, Региональным отделением Общероссийской общественной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Нижегородской области с Частным профессиональным образовательным учреждением Кстовская автомобильная школа Регионального отделения ДОСААФ России Нижегородской области также заключено соглашение №4 на подготовку граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2019 года в Частном профессиональном учреждении Кстовская автомобильная школа ДОСААФ России Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», предметом которого также является предоставление получателю из федерального бюджета в 2019 года субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с подготовкой граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин направлениям военных комиссариатов для Вооруженных Сил РФ, других органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба по призыву в 2019 году, регламентирующее условия предоставления субсидии.

Согласно справке начальника Кстовской АШ ДОСААФ России на подготовку специалиста для Вооруженных Сил РФ по ВУС-837 Деулина И.В. затрачены денежные средства в размере 22481,87 руб. (л.д.16), которые были перечислены согласно представленным в судебном заседании представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, отчету №1 ЧПОУ Кстовская АШ ДОСААФ по расходам на подготовку граждан по ВУС «С» учебного взвода №1 за период обучения 2018-2019г. и информации по лицевому счету об операциях по Казначейским обеспечениям обязательств на 11 июля 2019 года Управлением Федерального казначейства Нижегородской области.

Размер затраченных средств на обучение Деулина И.В. ответчиком при рассмотрении дела не был оспорен.

Как следует из выписки из дела протоколов Призывной комиссии Кстовского района Нижегородской области (протокол №20 от 26.04.2019г.) Деулин И.В. согласно п. «в» ст.58 графы 1 Постановления Правительства РФ №565 от 04.07.2013г. «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», пп.2 п.1 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», признан ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас, в связи с выявлением у него заболевания – язвенная болезнь 12-перстной кишки; рубцовая деформация луковицы 12-перстной кишки (л.д.9).

Данные обстоятельства подтверждаются результатами медицинских освидетельствований Деулина И.В., имеющимися в личном деле призывника.

Согласно заявлению-обязательству Деулина И.В. от 8 октября 2019 года, он жалоб на состояние здоровья не имеет, на учете по поводу травм и хронических заболеваний не состоит, никаких заболеваний не скрывает. Обязуется возместить затраты, которые понесли МО РФ в случае признания его ограниченно годным к военной службе или иной причине, по которой не будет признан в ряды ВС РФ (л.д.15).

Как следует из объяснений Деулина И.В., данных в суде первой инстанции, данное заявление было написано им добровольно.

Также из объяснений представителя истца следует, что Деулину И.В. разъяснялось, что если по какой-то причине он не будет призван в ряды ВС РФ, он будет обязан возместить затраты на его обучение.

Как усматривается из личного дела призывника, по результатам медицинских освидетельствований у Деулина И.В. в 2016, 2017, 2018 гг. было установлено заболевание желудочно-кишечного тракта - гастрит, признавался годным к военной службе с незначительными ограничениями. Ответчик в суде первой инстанции пояснил, что за медицинской помощью в связи с наличием у него данного заболевания он никуда не обращался, поскольку жалоб на состояние здоровья не имелось.

Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.27 Федерального закона от 21.11.2-11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

В силу п.5 ст.25 Закона граждане при призыве имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст.8 ч.1 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

В соответствии со ст.1009 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

На основании изложенного, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что, заявив о согласии на обучение в ЧПОУ Кстовская автомобильная школа ДОСААФ России, Деулин И.В. взял на себя обязательство по соответствию состояния его здоровья минимальным требованиям для призыва. Успешно завершив обучение и получив водительское удостоверение категории «С», ответчик в армии не отслужил, поскольку не принял надлежащих мер к сохранению своего здоровья, о котором должным образом не заботился, тем самым не выполнил взятые на себя обязательства. В результате виновных действий ответчика Министерству обороны в лице Военного комиссариата Нижегородской области причинён материальный ущерб в размере денежных средств, потраченных на обучение ответчика, в размере 22481 руб. 87 коп., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Кроме того, пройдя обучение по военно-учетной специальности «Водитель автотранспортных средств категории «С», успешно сдав экзамен и получив удостоверение на право управления транспортными средствами, Деулин И.В., освобожденный от призыва на военную службу, имеет возможность использовать полученное право управления транспортным средствами категории «С» в дальнейшем для собственных целей, что влечет его неосновательное обогащение.

Кроме того, судом принято во внимание, что ответчиком было добровольно написано заявление с обязательством выплатить затраты на его обучение, понесенные Министерством обороны РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исковые требования Военного комиссариата Нижегородской области к Деулину И.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы заявителя о процессуальных нарушениях при вынесении решения мировым судьей, материалами дела не подтверждаются.

Как следует из положений приказа Минобороны от 17 июня 2005 года №251 «О мерах по выполнению постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в порядке, определенном правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. №704, осуществляется через военные комиссариаты (п.4 абз.4), которые согласно положению о военных комиссариатах, утвержденных Указом президента РФ от 7 декабря 2012 г. №1609, являются территориальными органами Министерства обороны РФ (п.4). При таких обстоятельствах военный комиссариат Нижегородской области является надлежащим истцом по данному делу.

Как следует из возражений истца, согласно справке начальника Кстовской АШ ДОСААФ России на подготовку специалиста для Вооруженных Сил РФ по ВУС-837 на Деулина И.В. затрачены денежные средства в размере 22 481, 87 руб., согласно отчета №1 ЧПОУ Кстовсая АШ ДОСААФ по расходам на подготовку граждан по ВУС «С» учебного взвода №1 за период обучения 2018 - 2019 г. и информации по лицевому счету об операциях по Казначейским обеспечениям обязательств на 11 июля 2019 года Управлением федерального казначейства Нижегородской области.

Заявив о согласии на обучение в ЧПОУ Кстовская автомобильная школа ДОСААФ России, Деулин И.В. взял на себя обязательство по соответствию состояния здоровья минимальным требованиям для призыва. Успешно завершив обучение и получив водительское удостоверение категории «С», ответчик в ряды Вооруженных Сил РФ не был призван, поскольку не принял надлежащих мер к сохранению своего здоровья, о котором должным образом не заботился, тем самым не выполнил взятые на себя обязательства.

В результате Военному комиссариату Нижегородской области причинен материальный ущерб в размере денежных средств, потраченных на обучение ответчика, в размере 22 481, 87 руб.

Таким образом, решение суда первой инстанции суд находит правильным, законным, не подлежащим отмене.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения мирового судьи, поскольку исследовались и учитывались при рассмотрении дела мировым судьей, решение мирового судьи принято в соответствии с нормами материального и процессуального права и должно быть оставлено без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.327 – 330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области от 31 октября 2019 г. по иску Военного комиссариата Нижегородской области к Деулину Илье Викторовичу о взыскании расходов за подготовку специалиста для Вооруженных сил РФ по военно-учетным специальностям, оставить без изменения, апелляционную жалобу Деулина Ильи Викторовича без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Выборнов Д.А.

11-10/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный комиссариат Нижегородской области
Ответчики
Деулин Илья Викторович
Другие
Кстовская автомобильная школа Регионального отделения ДОСААФ России по Нижегородской области
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Судья
Выборнов Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
15.01.2020Передача материалов дела судье
17.01.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
17.01.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
27.03.2020Дело отправлено мировому судье
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее