дело № 2а-391/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Троицк 23 сентября 2021года
Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лебина А.И. к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения, Совету депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, Главе муниципального образования «Троицкий муниципальный район» Челябинской области о признании незаконными решений конкурсной комиссии об оспаривании решений конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования, отмене итогов конкурса, отмене результатов голосования по выборам и возложении обязанности по назначению и проведению нового голосования по избранию кандидатов.
установил:
Административный истец Лебин А.И. обратился суд с административным иском к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения, Совету депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, Главе муниципального образования «Троицкий муниципальный район» Челябинской области о признании незаконными решение конкурсной комиссии об оспаривании решений конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования, отмене итогов конкурса, отмене результатов голосования по выборам и возложении обязанности по назначению и проведению нового голосования по избранию кандидатов, указав следующее.
15.06.2021 года состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Муниципального образования «Яснополянское сельское поселение», рассматривались 6 кандидатур, принято решение о представлении двух кандидатур, его кандидатура не была отобрана, согласно письменного уведомления в связи с тем, что не набрала необходимого количества голосов.
Считает действие и решение комиссии незаконным по следующим основаниям.
В состав комиссии был назначен распоряжением Главы Троицкого муниципального района депутат Совета депутатов района - П. В.Г., который относится к нему предвзято, у них сложились неприязненные отношения. При этом глава Троицкого района не имел право по назначению депутата совета депутатов района в конкурсную комиссии, поскольку в силу Устава муниципального образования не располагает организационно- распорядительными полномочиями в отношении депутатов.
Так же нарушен порядок формирования тестового задания конкурса, а именно задание объемно, только его прочтение занимает 41 минуту, тогда как на ответы дается только 30 минут, тестовые задания не были утверждены конкурсной комиссией, обязанность установлена п.34,35 Положения о конкурсной комиссии, сами задания были разработаны одним членом комиссии- Мусабаевым А.С. Кроме того один из конкурсантов являлся работником администрации Троицкого района, коллега лица разрабатывающего тестовые задания, и только он ответил на 29 из 30 вопросов правильно.
На основании изложенного просит признать незаконными решение конкурсной комиссии об оспаривании решений конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования от 15.06.2021 года, отменить итоги конкурса и результаты голосования по выборам Главы по итогам незаконного конкурса, возложить обязанности по назначению и проведению нового голосования по избранию кандидатов.
В судебном заседании административный истец Лебин А.И. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, также предоставил письменные дополнения. Дополнительно пояснил, что неприязненные отношения у нему одного из членов конкурсной комиссии привели к отказу в представление его кандидатуры Совету депутатов поселения. При этом администрация района знала о указанном неприязненном отношении и специально ввела П. В.Г. в состав комиссии. В последствии по итогам конкурса Советом депутатов никто не был избран и в августе 2021 года вновь объявлялся конкурс, тогда в состав победителей были включены лица, в том числе и он, набравшие значительно ниже баллов, чем он набрал в предварительном конкурсе.
Представитель административного ответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения- председатель комиссии Михайленко И.С. и представитель действующий по доверенности- Мусабаев А.С., участвуя в суде иск не признали, поддержали письменный отзыв на иск ( том 1 л.д.60). Указали, что нарушений порядка формирования комиссии нет, Глава Троицкого района в рамках закона о местном самоуправлении и положения о формировании комиссии вправе назначить любое лицо в состав комиссии, при этом П. В.Г. назначен как депутат Совета депутатов района от избирательного округа, в котором расположено именно Яснополянское сельское поселение. Нарушений при тестировании допущено не было, все кандидаты одновременно справились с заданиями. Кроме того, в связи с не утверждением представленных кандидатов в августе 2021 года проводился конкурс повторно, Лебин А.И. совместно с иными кандидатами был отобран, но депутаты Совета депутатов поселения не избрали его на должность главы, был избран по итогам повторного конкурса Суханов А.В.
Представители соответчиков : Совета депутатов Яснополянского сельского поселения, Глава Муниципального образования « Троицкий муниципальный район» не участвовали в судебном заседании, извещены судебной повесткой. От Главы Троицкого района поступил отзыв, в котором он не признал административный иск (том 1 л.д.56), просил дело рассматривать без его участия.
Представитель заинтересованного лица Главы Муниципального образования Яснополянское сельское поселение Суханов А.В. будучи извещенным надлежащим образом, в заявлении просил дело рассматривать без его участия ( том1 л.д.55).
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Частями 1 и 4 статьи 7 указанного федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
В соответствии с абзацами седьмым и восьмым части 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Так Законом Челябинской области от 11.06.2015 года № 189-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" и Закон Челябинской области от 28.12.2016 N 488-ЗО "О требованиях к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, являющимся предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, и о признании утратившими силу некоторых законов Челябинской области", установлено что кандидатом на должности главы муниципальных образований могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 21-летнего возраста, подлежит учитывать к уровень профессионального образования - наличие высшего профессионального образования; к профессиональным знаниям - наличие следующих профессиональных знаний в области законодательства Российской Федерации и Челябинской области; к профессиональным навыкам - наличие навыков управленческой деятельности: опыт работы на руководящих должностях в организациях, государственных органах, органах местного самоуправления, а также деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем.
Уставом Муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» предусмотрено, что Глава муниципального образования избирается сроком на пять лет Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса ( п.2 глава 6 устава).
Решением Совета Депутатов Яснополянского сельского поселения 25.03.2020 года № 229 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования ( том 1 л.д.67-94), в разделе IX установлены методы оценки профессиональных качеств зарегистрированных кандидатов, утверждены процедурные вопросы по формированию комиссии, проведению конкурса, в том числе порядок проведения тестирования и оценки качеств кандидатов.
Согласно раздела II в состав конкурсной комиссии половина членов назначается Советом депутатов поселения и другая половина Главой Троицкого муниципального района.
Данное положение соответствует ст. 36 закона о местном самоуправлении, согласно которой при формировании конкурсной комиссии в поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
Данный нормативный акт местного самоуправления не признан недействительным, не соответствующим требованиям действующего федерального законодательства, законодательства Челябинской области, законодательства Троицкого района и Яснополянского сельского поселения.
Решением Совета депутатов поселения № 40 от 09.04.2021 года объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы на 15.06.2021 года, решение опубликовано в Газете вперед № 14( 19223) ( том1 л.д. том 1 л.д.95-101)
Решением Совета депутатов № 41 от 09.04.2021 года в состав комиссии назначены три депутата: К. Л.П., Т. Ю.А., С. Н.И. ( том 1 л.д.102). Распоряжением Главы Троицкого муниципального района Т.Р. М. от 30.04.2021 года № 231-р ( том1 л.д.171) в состав конкурсной комиссии назначены М. И.С., М. А.Р., П. В.Г., при этом П. В.Г. является депутатом Собрания депутатов Троицкого района по Яснополянскому избирательному округу ( том1 л.д.169-170).
При заседании комиссии 11.06.2021 года председателем комиссии избрана М. И.С. ( том 1 л.д.125-127).
Оценив указанные документы, суд считает, что конкурсная комиссия была сформирована в пределах норм действующего законодательства, является легитимным органом, ее формирование и состав соответствует положению ст. 36 Закона о местном самоуправлении.
Довод административного иска о том, что в состав комиссии не может быть назначен депутат Совета депутатов района, поскольку он не подотчетен и не подчиняется Главе Троицкого района, а наоборот Глава подотчетен Совету депутатов, суд не принимает.
Федеральный законодатель не предусмотрел каких-либо критериев избрания председателя конкурсной комиссии и определения числа кандидатов, представляемых комиссией представительному органу муниципального образования по результатам конкурса для избрания главой муниципального образования, и, следовательно, не ввел запрета на самостоятельное установление таких критериев нормативными правовыми актами муниципальных образований, является правильным.
Глава муниципального района вправе назначить любое лицо в состав комиссии, за пределами лишь одного случая- если член конкурсной комиссии состоит в родстве/ свойстве с гражданином- участником конкурса ( п.7 положения).
Общие принципы назначения лица к исполнению обязанностей вытекающих из деятельности органов местного самоуправления, такие как например антикорупционные требования, дееспособность лица, по признаку принадлежности гражданства России, заинтересованность в рассмотрении вопросов, связанная с непосредственным проживанием в местности, в интересах населения которого проводятся мероприятия, в данном случае соблюдены.
При этом такое назначение не является организационно- распорядительными действиями со стороны Главы района в отношении депутата Совета депутатов Троицкого района- П. В.Г., поскольку не вытекает из деятельности Главы района к депутату Совета депутатов района, вытекающими из положений Устава Троицкого района.
Обстоятельства того, что между административным истцом- кандидатом на должность Главы и членом конкурсной комиссии имеют место быть неприязненные отношения, не свидетельствует о незаконности формирования конкурсной комиссии. При этом П. В.Г. председателем комиссии не являлся, не обладал правом решающего голоса.
Так же установлено, что Лебиным А.И. подано заявление и необходимые документы для выдвижения в качестве кандидата на должность главы Яснополянского сельского поселения ( том 1 л.д.103-124).
На предварительном заседании Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы 11.06.2021 года принято решение о регистрации в качестве кандидата на должность главы административного истца Лебина А.И., а так же иных кандидатов ( том 1л.д. 125-133).
На заседании Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы 15.06.2021 года принято решение о признании победителями конкурса двух иных кандидатов, в признании победителем конкурса Лебин А.И. было отказано, при этом проголосовали 3 члена в том числе председательствующий –за, против3 члена. Его итоговый балл рассчитан 12, победители имели итоговый бал 15,14. ( том1л.д.134-141).
Оценивая процедуру проведения конкурса, суд не находит оснований для признания его недействительным, нарушений не установлено.
Довод административного иска о необоснованном применении тестового задания, суд не принимает.
Действительно, тестовое задание разрабатывалось членом конкурсной комиссии М. А.С., что указано ответчиком в иске и вытекает из предварительного заседания конкурсной комиссии. При этом таковой порядок формирования тестового заседания принят членами комиссии путем проведения голосования ( все члены проголосовали за).
П.35 положения о конкурсной комиссии не установлено обязательное утверждение тестового задания, установлено что оно разрабатывается комиссией, при этом делегирование указанной деятельности одному из членов комиссии не противоречит требованиям законодательства ( как федерального, так и самого положения о порядке проведения конкурса).
Тестовые задания для всех участников кандидатов представлялись одинаковые, время на их исполнение дано одинаковое, нарушений равноправного права не установлено.
Довод о невозможности ответа в течении установленного срока не нашел своего подтверждения в суде, исходя из копии тестового задания Лебин А.И. ответил на все вопросы. Значительный объем письменного текста тестового задания объясняется лишь значительным шрифтом текста
Учитывая указанные выше обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска, заявленного как оспаривание действий органов и должностных лиц местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Согласно разъяснений данных в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе осуществлять проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела и оценивая доводы административного иска, суд совокупность условий установленных ст. 218,227 КАС РФ не установил. Как указано выше процедура отбора кандидата не нарушена, отбор проведен в соответствии с установленными критериями, легитимным органом, имеющим соответствующие полномочия.
Исходя из разъяснений п.62 Пленума Верховного Суда РФ оценка претендентов, в том числе их профессиональных и исключительных качеств находится в компетенции членов комиссии по отбору кандидатур.
Кроме того, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что административный иск не направлен на фактическую защиту нарушенного права административного истца, что может расцениваться как злоупотребление процессуальными правами.
Как установлено из показаний сторон, итого проведенного конкурса, который оспаривается в рамках предмета иска не повлекли правовых последствий, поскольку по итогам конкурса Глава поселения Советом депутатов сельского поселения не был избран.
Из представленных по итогам конкурса победителей Совет депутатов сельского поселения Главу не избрал, был назначен повторный конкурс ( участие в котором так же принимал Лебин А.И.), результатом повторного конкурса было избрание главой поселения Суханова А.В. ( том1 л.д.168).
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Лебина А.И. отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178, 179, 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска административного истца Лебина Александра Ивановича к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Яснополянского сельского поселения, Совету депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, Главе муниципального образования «Троицкий муниципальный район» Челябинской области о признании незаконными решение конкурсной комиссии об оспаривании решений конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования, отмене итогов конкурса, отмене результатов голосования по выборам и возложении обязанности по назначению и проведению нового голосования по избранию кандидатов- отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме.
Председательствующий: Е.В.Черетских