Решение по делу № 2-587/2021 от 13.09.2021

Дело №2-587/2021

УИД 76RS0004-01-2021-000957-46

Мотивированное решение

изготовлено 18.10.2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2021 года Ярославская обл., г.Данилов

Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,

при секретаре Степановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Степановой Наталье Павловне и индивидуальному предпринимателю Беляевой Юлии Владимировне о возложении обязанности по оборудованию салона парикмахерской «Шарм» техническими средствами доступности маломобильных групп населения,

установил:

Прокурор Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Степановой Наталье Павловне и индивидуальному предпринимателю Беляевой Юлии Владимировне о возложении обязанности по оборудованию салона парикмахерской «Шарм» техническими средствами доступности маломобильных групп населения.

В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований социального законодательства, направленного на защиту интересов инвалидов. По результатам проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Степанова Н.П. и индивидуальный предприниматель Беляева Ю.В. осуществляют предпринимательскую деятельность по оказанию парикмахерских услуг по адресу: <адрес>. Вход в помещение, в котором оказываются парикмахерские услуги, расположен на первом этаже здания с лестничным маршем, состоящим из 9 ступеней, создающих препятствие для маломобильных групп населения.

В ходе прокурорской проверки установлено, что вход в помещение парихмахерской «Шарм» не оборудован кнопкой вызова персонала для инвалидов-колясочников с целью оказания помощи при въезде в здание администрации, тем самым ограничен доступ маломобильных групп населения. Не оборудование здания кнопкой вызова персонала для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Установление кнопки для вызова персонала на входе здания салона парикмахерской обеспечит удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, при посещении, позволит маломобильным группам населения, в том числе инвалидам, осуществить беспрепятственный доступ к деятельности администрации и избежать нарушения их прав. Обустройство кнопки вызова персонала не требует специальных строительных работ и получения соответствующих разрешений, не повлечет конструктивных изменений в здании и обеспечит доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к деятельности администрации наравне с другими гражданами.

Просит возложить на индивидуального предпринимателя Степанову Наталью Павловну и индивидуального предпринимателя Беляеву Юлию Владимировну обустроить вход в помещение парикмахерской «Шарм», расположенном по адресу: <адрес>, кнопкой вызова персонала для маломобильных групп населения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец пом.прокурора Даниловского района ЯО Манокин А.О. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Ответчики ИП Степанова Н.П. и ИП Беляева Ю.В. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Суд, выслушав пом.прокурора Даниловского района Манокина А.О., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации.

Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Обеспечение социальной защиты инвалидов, как одного из основных условий реализации гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, регламентировано Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст.15 вышеназванного закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Согласно п. 3 ст.26Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ч. 1 ст.15Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с -- исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены Сводом правил «Доступность зданий и сооруженийдлямаломобильныхгрупп населения» СП 59.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр.

Пунктом 4.1данного Свода правил установлено, что требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.

В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН (маломобильныхгрупп населения) следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 №689-О-О, установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.

Согласно п. 3 ст.2 Градостроительного кодексаРФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно статье30Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры элементов строительных конструкций, должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению, а также прилегающей к ним территории.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений.

Из материалов дела видно, что прокуратурой Даниловского района Ярославской области проведена проверка, в ходе которой было установлено, что индивидуальный предприниматель Степанова Н.П. и индивидуальный предприниматель Беляева Ю.В. осуществляют предпринимательскую деятельность по оказанию парикмахерских услуг в помещении 1 по адресу: <адрес>.

В соответствии с актом проверки от 08.09.2021 г. вход в помещение, в котором оказываются парикмахерские услуги, расположен на первом этаже здания с лестничным маршем, состоящим из 9 ступеней, вход в здание парикмахерской «Шарм» не оборудован кнопкой вызова персонала для инвалидов-колясочников с целью оказания помощи при въезде в здание администрации, тем самым ограничен доступ маломобильных групп населения.

Таким образом, судом установлено, что бездействием ИП Степановой Н.П. и ИП Беляевой Ю.В. по не установлениюкнопкивызовадлямаломобильныхгрупп населения для беспрепятственного доступа на входе в здание Парикмахерской «Шарм» нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. То есть минимальные требования по доступностималомобильныхгрупп населения, в том числе инвалидов, в помещение парикмахерской «Шарм» не соблюдены, сведений о невозможности установкикнопкивызоваперсонала на входе в данное здание суду не представлено.

Поскольку условия для беспрепятственного доступамаломобильныхгрупп населения, в том числе инвалидов, в помещение парикмахерской «Шарм» не созданы, деятельность парикмахерской предполагает работу с гражданами, в том числемаломобильнымигруппами населения, инвалидами, суд полагает о законности требований прокурора возложить обязанность на ИП Степанову Н.П. и ИП Беляеву Ю.В. установить на входе здания парикмахерской кнопкувызоваперсонала.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Степановой Наталье Павловне и индивидуальному предпринимателю Беляевой Юлии Владимировне о возложении обязанности по оборудованию парикмахерской «Шарм» техническими средствами доступности маломобильных групп населения, удовлетворить.

Возложить на индивидуального предпринимателя Степанову Наталью Павловну и индивидуального предпринимателя Беляеву Юлию Владимировну обязанность обустроить вход в помещение парикмахерской «Шарм», расположенной по адресу: <адрес> кнопкой вызова персонала для маломобильных групп населения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Иванова С.С.

2-587/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Даниловского района
Ответчики
Степанова Наталья Павловна
Беляева Юлия Владимировна
Суд
Даниловский районный суд Ярославской области
Судья
Иванова Светлана Сергеевна
Дело на сайте суда
danilovsky.jrs.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее