Дело №2-587/2021
УИД 76RS0004-01-2021-000957-46
Мотивированное решение
изготовлено 18.10.2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2021 года Ярославская обл., г.Данилов
Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,
при секретаре Степановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Степановой Наталье Павловне и индивидуальному предпринимателю Беляевой Юлии Владимировне о возложении обязанности по оборудованию салона парикмахерской «Шарм» техническими средствами доступности маломобильных групп населения,
установил:
Прокурор Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Степановой Наталье Павловне и индивидуальному предпринимателю Беляевой Юлии Владимировне о возложении обязанности по оборудованию салона парикмахерской «Шарм» техническими средствами доступности маломобильных групп населения.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований социального законодательства, направленного на защиту интересов инвалидов. По результатам проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Степанова Н.П. и индивидуальный предприниматель Беляева Ю.В. осуществляют предпринимательскую деятельность по оказанию парикмахерских услуг по адресу: <адрес>. Вход в помещение, в котором оказываются парикмахерские услуги, расположен на первом этаже здания с лестничным маршем, состоящим из 9 ступеней, создающих препятствие для маломобильных групп населения.
В ходе прокурорской проверки установлено, что вход в помещение парихмахерской «Шарм» не оборудован кнопкой вызова персонала для инвалидов-колясочников с целью оказания помощи при въезде в здание администрации, тем самым ограничен доступ маломобильных групп населения. Не оборудование здания кнопкой вызова персонала для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Установление кнопки для вызова персонала на входе здания салона парикмахерской обеспечит удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, при посещении, позволит маломобильным группам населения, в том числе инвалидам, осуществить беспрепятственный доступ к деятельности администрации и избежать нарушения их прав. Обустройство кнопки вызова персонала не требует специальных строительных работ и получения соответствующих разрешений, не повлечет конструктивных изменений в здании и обеспечит доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к деятельности администрации наравне с другими гражданами.
Просит возложить на индивидуального предпринимателя Степанову Наталью Павловну и индивидуального предпринимателя Беляеву Юлию Владимировну обустроить вход в помещение парикмахерской «Шарм», расположенном по адресу: <адрес>, кнопкой вызова персонала для маломобильных групп населения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец пом.прокурора Даниловского района ЯО Манокин А.О. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Ответчики ИП Степанова Н.П. и ИП Беляева Ю.В. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Суд, выслушав пом.прокурора Даниловского района Манокина А.О., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации.
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Обеспечение социальной защиты инвалидов, как одного из основных условий реализации гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, регламентировано Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.15 вышеназванного закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно п. 3 ст.26Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ч. 1 ст.15Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с -- исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены Сводом правил «Доступность зданий и сооруженийдлямаломобильныхгрупп населения» СП 59.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр.
Пунктом 4.1данного Свода правил установлено, что требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН (маломобильныхгрупп населения) следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 №689-О-О, установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
Согласно п. 3 ст.2 Градостроительного кодексаРФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно статье30Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры элементов строительных конструкций, должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению, а также прилегающей к ним территории.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Даниловского района Ярославской области проведена проверка, в ходе которой было установлено, что индивидуальный предприниматель Степанова Н.П. и индивидуальный предприниматель Беляева Ю.В. осуществляют предпринимательскую деятельность по оказанию парикмахерских услуг в помещении 1 по адресу: <адрес>.
В соответствии с актом проверки от 08.09.2021 г. вход в помещение, в котором оказываются парикмахерские услуги, расположен на первом этаже здания с лестничным маршем, состоящим из 9 ступеней, вход в здание парикмахерской «Шарм» не оборудован кнопкой вызова персонала для инвалидов-колясочников с целью оказания помощи при въезде в здание администрации, тем самым ограничен доступ маломобильных групп населения.
Таким образом, судом установлено, что бездействием ИП Степановой Н.П. и ИП Беляевой Ю.В. по не установлениюкнопкивызовадлямаломобильныхгрупп населения для беспрепятственного доступа на входе в здание Парикмахерской «Шарм» нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. То есть минимальные требования по доступностималомобильныхгрупп населения, в том числе инвалидов, в помещение парикмахерской «Шарм» не соблюдены, сведений о невозможности установкикнопкивызоваперсонала на входе в данное здание суду не представлено.
Поскольку условия для беспрепятственного доступамаломобильныхгрупп населения, в том числе инвалидов, в помещение парикмахерской «Шарм» не созданы, деятельность парикмахерской предполагает работу с гражданами, в том числемаломобильнымигруппами населения, инвалидами, суд полагает о законности требований прокурора возложить обязанность на ИП Степанову Н.П. и ИП Беляеву Ю.В. установить на входе здания парикмахерской кнопкувызоваперсонала.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Степановой Наталье Павловне и индивидуальному предпринимателю Беляевой Юлии Владимировне о возложении обязанности по оборудованию парикмахерской «Шарм» техническими средствами доступности маломобильных групп населения, удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Степанову Наталью Павловну и индивидуального предпринимателя Беляеву Юлию Владимировну обязанность обустроить вход в помещение парикмахерской «Шарм», расположенной по адресу: <адрес> кнопкой вызова персонала для маломобильных групп населения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Иванова С.С.