№ 16-1030/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 18 марта 2024 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Кострова Алексея Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №135 Санкт-Петербурга от 21.06.2023 №5-714/2023-135, решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02.10.2023 №12-1207/2023, состоявшиеся в отношении Кострова Алексея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №135 Санкт-Петербурга от 21.06.2023 №5-714/2023-135, оставленным без изменения решением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02.10.2023 №12-1207/2023, генеральный директор ООО «Стройконцерн» Костров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 год.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Костров А.В. просит об отмене приведенных судебных актов, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В соответствии с частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также - Федеральный закон № 129).
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
В силу подпункта «в» пункта 1, пунктов 4, 6 статьи 5 Федерального закона №129 в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона № 129).
Как следует из материалов дела, 04.05.2023 Костров А.В., являясь генеральным директором ООО «Стройконцерн», расположенного согласно сведениям, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц, по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны д.120 лит К пом 4-Н этаж 3 офис 318, в срок до 03.05.2023 повторно, не представил в Межрайонную ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу достоверные сведения об адресе юридического лица.
Постановлением начальника МИФНС России № 15 по Санкт- Петербургу от 08.12.2022 № 16-11/38169-55-П, вступившим в законную силу 28.01.2023, генеральный директор ООО «Стройконцерн» Костров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за непредставление в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вывод должностного лица административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, и судебных инстанций о наличии в деянии Кострова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Кострова А.В. квалифицировано по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Доводы жалобы Кострова А.В. об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на отсутствие обязанности представления в налоговый орган достоверных сведений об адресе юридического лица в связи с тем, что юридическое лицо не меняло адрес места нахождения, подлежат отклонению как необоснованные.
Согласно материалам дела 06.09.2022 должностным лицом МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу на основании подпункта «г» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ с применением видеозаписи проведен осмотр объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны д.120 лит К пом 4-Н этаж 3 офис 318.
В протоколе осмотра объекта недвижимости зафиксировано, что по указанному выше адресу расположено шестиэтажное административное здание, при этом признаки, свидетельствующие о нахождении по названному адресу ООО «Стройконцерн», отсутствуют (л.д. 30 - 31).
При изложенных обстоятельствах проведенной регистрирующим органом проверкой установлено, что законный представитель юридического лица не находится по заявленному адресу его местонахождения, связь с юридическим лицом не установлена.
30.03.2023 МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу в соответствии с положением абзаца второго пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 129 в адрес руководителя ООО «Стройконцерн» направило уведомление (исх. №) о недостоверности ранее представленных сведений и предложило в течение 30 дней предоставить в регистрирующий орган документы для внесения в единый государственный реестр юридических лиц достоверных сведений об адресе юридического лица, срок предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица истек 03.05.2023.
Уведомления, направленные в адрес ООО «Стройконцерн» и в адрес Кострова А.В., возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения.
Учитывая, что генеральный директор ООО «Стройконцерн» Костров А.В. не исполнил обязанность, предусмотренную абзацем вторым пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ, и в течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ не представил сведения и документы, подтверждающие достоверность своего адреса (место нахождения), следует признать наличие в деянии должностного лица состава вменяемого административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы Кострова А.В. подача сведений в ЕГРЮЛ 16.06.2023 не исключает выводов о его виновности, поскольку ему вменено непредоставление сведений в срок до 03.05.2023.
Данных о том, что при рассмотрении настоящего дела не был соблюден запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не установлено.
Требования части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены.
В соответствии с указанной нормой дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Генеральный директор ООО «Стройконцерн» Костров А.В. надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 38), не был лишен возможности реализовать право на непосредственное участие в судебном заседании.
Право на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушено, реализовано по своему усмотрению.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении Кострова А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Кострову А.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.11, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 5 статьи 14.25 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы о возможности прекращения дела на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях анализ представленных в дело доказательств, равно как и установленных по делу фактических обстоятельств указывает на то, что нарушение требований действующего законодательства, а также положений Федерального закона № 129, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 4 которого государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, выразившееся в повторном непредставлении в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица, не позволяет квалифицировать совершенное Костровым А.В. деяние как малозначительное.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №135 Санкт-Петербурга от 21.06.2023 №5-714/2023-135, решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02.10.2023 №12-1207/2023, состоявшиеся в отношении Кострова Алексея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Кострова Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции