ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2024 года город Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,
при секретаре Прибыткиной Е.Г.,
с участием представителя истца старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкина Е.В., представителя третьего лица ГКУ Иркутской области «Братское лесничество» по доверенности Ермаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-855/2024 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Транслес», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, Администрация Муниципального образования «Братский район», ГКУ Иркутской области «Братское лесничество», о возмещении ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, в результате деятельности по лесозаготовке,
У С Т А Н О В И Л:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Братский районный суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Транслес» (далее - ООО «Компания «Транслес»), третьи лица Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, Администрация МО «Братский район», о взыскании ущерба (вреда), причиненного в 2023 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате деятельности по лесозаготовке по договору аренды лесного участка № 91-11/8 от 25.12.2008 в размере 142 322 руб.
В обоснование исковых требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проводился анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об охране животного мира арендатором лесных участков ООО «Компания «Транслес», ведущим свою хозяйственную деятельность на территории Братского района Иркутской области.
ООО «Компания «Транслес» зарегистрировано МИФНС № 17 по Иркутской области 26.06.2014, присвоен ОГРН 1023802313534, ИНН 3823015505, юридический адрес: 665790, Иркутская обл., Братский район, п. Кежемский, ул. Ручейная, д. 6, основной вид деятельности - лесозаготовки.
Между ТУ агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ООО «Компания «Транслес» 25.12.2008 заключен договор аренды лесного участка № 91-11/8, сроком действия до 15.01.2032 включительно.
Согласно указанному договору арендатору предоставлен лесной участок площадью 2067 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, эксплуатационные леса, Боровское участковое лесничество, Мамырская дача, кварталы №№ 72, 73ч, 80.
Лесной участок предоставлен арендатору в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме 6 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 3 тыс. м3.
Пунктом «ф» части 11 договора аренды лесного участка № 91-11/8 от 25.12.2008 на арендатора возложена обязанность выполнения других обязанностей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Территория Братского района Иркутской области, в том числе в пределах которой обществом осуществляется заготовка древесины, является средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира, что подтверждается ежегодным мониторингом охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных и другими методами учета в Иркутской области. Результаты исследований состава населения и его плотности применяются специалистами для регулирования численности животных на определенных территориях, а так же для расчета ущерба животному мира и среде его обитания.
По требованию прокуратуры специалистом Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области выполнен расчет ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате техногенного воздействия на площадях лесных участков, подвергнутых лесозаготовке в 2023 году, с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948, по 1 зоне воздействия.
При этом под ущербом, согласно Методике рассчитывается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Под понятием прямые потери в соответствии с Методикой принята единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесенная к объектам охоты (охотничьи ресурсы), со временем восстанавливается. Дикие животные, покинувшие данные участки вследствие антропогенного воздействия на них, постепенно возвращаются в привычные места обитания.
В силу чего, в данном случае (рубки леса) период воздействия (лаг времени) для зоны прямого воздействия принят равным периоду от 1 до 30 лет, в зависимости от вида животного и периода, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки.
В произведенных расчетах продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства - период рубки (лаг времени) на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) составляет 1 год.
В соответствие с утвержденной Методикой, для каждой установленной зоны воздействия применен соответствующий пересчетный коэффициент, в том числе: 0,75 - пересчетный коэффициент для зоны сильного воздействия; 0,5 - пересчетный коэффициент для зоны среднего воздействия; 0,25 - пересчетный коэффициент для зоны слабого воздействия. Для зоны необратимого воздействия применяется пересчетный коэффициент равный 1.
Расчет причиненного вреда выполнен зоне необратимой трансформации, т.к. при рубках лесных насаждений со временем происходит восстановление зоны обитания охотничьих ресурсов. По зонам сильного, среднего и слабого воздействия расчет размера вреда не рассчитывался.
Площадь зоны необратимого воздействия (полностью уничтоженной среды обитания охотничьих ресурсов) принята равной площади вырубленных лесных насаждений по году.
В соответствии с приложением-таблицей № 1 к расчетам специалиста состав охотничье-промысловых животных на охотничьих угодьях на территории Братского района Иркутской области имеет следующий вид: лось, благородный олень, косуля сибирская, дикий северный олень, кабарга, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, медведь бурый, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, барсук, рябчик, тетерев, норка, выдра, ондатра.
Учитывая, что период лесозаготовки взят за 2023 год, для оценки размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) был использован мониторинг Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области учета численности охотничьих животных за 2023 год.
По результатам расчетов следует, что размер причиненного в 2023 году вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах Братского района Иркутской области, в результате деятельности ООО «Компания «Транслес» по сплошной рубке древесины на 43 га, по договору аренды лесного участка № 91-11/8 от 25.12.2008, составляет 142 322 руб.
Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира.
Осуществление Обществом хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на животный мир и среду его обитания, в результате которой причинен вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, повлекло нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований закона в области охраны окружающей среды.
Также действиями Общества нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в том, что согласно ст. ст. 4, 15 Конституции РФ государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституцию Российской Федерации и законов; защиту права и свободы человека и гражданина, а деятельностью Общества нарушаются требования действующего законодательства, не соблюдаются требования Конституции РФ, гарантирующих от имени Российской Федерации соблюдение прав граждан. Тем самым государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности.
Кроме того, нарушены права и законные интересы Российской Федерации как собственника, поскольку объектам животного мира и среде их обитания действиями ООО «Компания «Транслес» причинен вред.
В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкин Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Компания «Транслес» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, письменных возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица ГКУ Иркутской области «Братское лесничество», привлеченного к участию в деле определением суда от 05.08.2024, занесенным в протокол судебного заседания, Ермакова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала.
Представители третьих лиц Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, Администрации МО «Братский район», в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкина Е.В., представителя третьего лица ГКУ Иркутской области «Братское лесничество» Ермаковой Е.Н., считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст. ст. 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие представителя ответчика ООО «Компания «Транслес», в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, Администрации МО «Братский район», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкина Е.В., представителя третьего лица ГКУ Иркутской области «Братское лесничество» Ермакову Е.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В судебном заседании установлено, что ООО «Компания «Транслес» является юридическим лицом, основным видом его деятельности является лесозаготовка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.06.2024.
25.12.2008 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству (арендодатель) и ООО «Компания «Транслес» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 91-11/8, предметом которого является предоставление арендодателем во временное возмездное пользование арендатору лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, площадью 2067 га, местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество (ранее - ФГУ «Кежемский лесхоз»), Боровское участковое лесничество, «Мамырская дача» (ранее - Мамырское лесничество), эксплуатационные леса (ранее - леса третьей группы), кварталы №№ 72, 73ч, 80 (п. п. 1, 2).
В соответствии с п. 4 договора аренды лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 6 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 3 тыс. куб.м.
Срок действия договора аренды от 25.12.2008 установлен с 15.01.2007 по 15.01.2032 (п. 19).
В судебном заседании также установлено, что заготовка древесины ведется ООО «Компания «Транслес» в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, что подтверждается копией распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 24.02.2021 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов (арендатор ООО «Компания «Транслес»).
Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Компания «Транслес», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В границы охотничьих угодий в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Животный мир согласно преамбуле Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
В силу ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса (ч. 1).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч. 2).
Согласно абз. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Из отчета об использовании лесов от 19.02.2024 следует, что за период с января по декабрь 2023 года по договору аренды лесного участка № 91-11/8 от 25.12.2008 ООО «Компания «Транслес» в 2023 году производило заготовку древесины.
В соответствии с расчетом вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания, причиненного в результате рубки лесных насаждений на участке лесного фонда в Братском районе Иркутской области ООО «Компания «Транслес» по договору аренды от 25.12.2008 № 91-11/8 в 2023 году, так как при рубках лесных насаждений со временем происходит восстановление среды обитания охотничьих ресурсов, расчет выполнялся только по одной зоне с применением пересчетного коэффициента 1 по территории необратимого воздействия. По зонам сильного, среднего и слабого воздействия расчет размера вреда, причиняемого охотничьим ресурсам и среде их обитания, не рассчитывался. Общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 43 га. Общий размер вреда, причиненного ООО «Компания «Транслес» охотничьим ресурсам и среде их обитания на участке лесного фонда в Братском районе Иркутской области составляет 142 322 руб.
Данный расчет выполнен с применением Методики исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948, под ущербом согласно которой понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, разработана в соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 1).
Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей (пп. «б» п. 2).
Порядок исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, регулируется разделом II Методики.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на арендованном ответчиком лесном участке фактически ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы, что в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ является очевидным фактом и доказыванию не подлежит.
В соответствии с абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1).
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ч. 2).
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч. 3).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (п. 6).
По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 8).
Пунктом 3 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 № 1197-О указано, что в Постановлении от 2 июня 2015 года № 12-П, опираясь на положения статей 9 (часть 1), 36 (часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации, а также на положения ее преамбулы, в совокупности устанавливающие принципы и ориентиры в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовые позиции о том, что:
необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.);
лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам;
таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации); хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме.
Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины. Такой вывод подтверждается как обращением к принципу «загрязнитель платит», который имеет самостоятельное значение и не исчерпывается иными принципами, закрепленными в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в том числе принципом ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды), так и толкованием пункта 2 статьи 77 этого же Федерального закона, допускающего возмещение вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельностью, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Лицо, которому предоставлено право пользования лесным участком, при совершении одних и тех же действий, связанных с рубкой лесных насаждений, является субъектом разных правоотношений: регулируемых как преимущественно лесным законодательством (осуществление разрешенной государством деятельности по заготовке древесины), так и законодательством о животном мире и об охоте (возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания). Следовательно, само по себе соблюдение данным лицом требований относительно допустимого объема изъятия древесины, имеющих характер нормативов такого изъятия указанного компонента природной среды (пункт 1 статьи 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), не исключает негативного воздействия его деятельности на иные компоненты этой природной среды - объекты животного мира (охотничьи ресурсы).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено возмещение вреда, причиненного правомерными действиями. Следовательно, вред, причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате правомерной деятельности по заготовке древесины, подлежит возмещению. При этом деятельность по лесозаготовке, осуществляемая арендатором лесного участка при соблюдении норм и правил, закрепленных в нормативно-правовых документах, документах, изданных органом исполнительной власти, а также отражение в проекте освоения лесов мероприятий по охране объектов животного мира не свидетельствует об отсутствии вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания. Проект освоения лесов, имеющий раздел, посвященный мероприятиям по охране животных, не содержит четко выраженного дозволения на причинение им вреда в тех объемах, которых соответствующими мероприятиями предотвратить не удается.
Суд принимает расчет вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания, причиненного в результате рубки лесных насаждений на участке лесного фонда в Братском районе Иркутской области ООО «Компания «Транслес» по договору аренды от 25.12.2008 № 91-11/8 в 2023 году, представленный истцом, поскольку данный расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948. Принимая во внимание, что размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга, оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, либо считать их недостоверными, не имеется.
Таким образом, ответчик своими действиями, выразившимися в хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-11/8 от 25.12.2008 в Братском районе Иркутской области, причинил ущерб окружающей среде - животному миру и среде его обитания, нарушил интересы Иркутской области и Российской Федерации, заключающиеся в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира. Также, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности.
Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку в результате хозяйственной деятельности ООО «Компания «Транслес» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-11/8 от 25.12.2008 в Братском районе Иркутской области в 2023 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания причинен ущерб (вред) в размере 142 322 руб., чем нарушаются интересы Иркутской области, Российской Федерации, а также конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о взыскании с ООО «Компания «Транслес» ущерба, причиненного в 2023 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договору аренды № 91-11/8 от 25.12.2008 в размере 142 322 руб. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
При таких обстоятельствах ущерб, причиненный в 2023 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины, подлежит взысканию с ООО «Компания «Транслес» в пользу муниципального образования «Братский район».
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принимая во внимание, что ответчик ООО «Компания «Транслес» от уплаты судебных расходов не освобожден, с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 046,44 руб., исчисленная в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением).
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Транслес», ОГРН 1023802313534, в пользу муниципального образования «Братский район» ущерб, причиненный в 2023 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в Братском районе Иркутской области в результате деятельности по лесозаготовке по договору аренды лесного участка № 91-11/8 от 25.12.2008 в размере 142 322 рубля с зачислением денежных средств на расчетный счет Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области по следующим реквизитам:
Банк получателя - Отделение Иркутск Банка России // УФК по Иркутской области г. Иркутск,
БИК: 012520101, счет банка получателя: 03100643000000013400,
кор/счет: 40102810145370000026,
Наименование получателя платежа: УФК по Иркутской области (Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, л/с 04342J05930),
ИНН службы: 3808275989;
КПП службы: 380801001;
Код бюджетной классификации: 815 116 1105001 4801 140;
Код ОКТМО: 25646000;
Наименование платежа: платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде (за исключением вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях), подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования «Братский район».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Транслес», ОГРН 1023802313534, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4 046 рублей 44 копейки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.Ю. Старникова
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2024.