Дело №2-2917/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
09.11. 2017 РіРѕРґР°
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего: Ботовой М.В.,
При секретаре Валинуровой К.В.,
рассмотрев гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Солодовникова Р.Рќ. Рє филиалу в„–6 ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Р Р¤, ГУ Челябинскому региональному отделению фонда социального страхования Р Р¤ Рѕ признании незаконным отказа, обязании поставить РЅР° учет,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Солодовников Р.Рќ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє филиалу в„–6 ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Р Р¤, ГУ Челябинскому региональному отделению фонда социального страхования Рѕ признании незаконным отказа, обязании поставить РЅР° учет. Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что 31.05.2017 РіРѕРґР° РѕРЅ обратился Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ предоставлении путевки РЅР° санаторно-курортное лечение РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.6.2 Федерального закона Р Р¤ РѕС‚ 17.07.1999 РіРѕРґР° в„–178-ФЗ «О государственной социальной помощи».РќР° СЃРІРѕРµ обращение РѕРЅ получил письменный ответ в„–2943 РѕС‚ 02.06.2017 РіРѕРґР° Рѕ том, что РїРѕ заявлению РѕС‚ 18.02.2016 РіРѕРґР° РѕРЅ РЅРµ был обеспечен путевкой РЅР° санаторно-курортное лечение, данная услуга РЅРµ считается оказанной Рё РѕРЅ сохраняет право РЅР° ее предоставление, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· последовательности его номер очереди НОМЕРСчитает, что таким образом, ответчик отказал РІ постановке РЅР° учет для предоставления путевки РїРѕ заявлению РѕС‚ 31.05.2017 РіРѕРґР°. Считает отказ неправомерным, РїСЂРѕСЃРёС‚ признать его незаконным Рё обязать ответчика поставить Солодовникова Р.Рќ. РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ санаторно-курортном лечении РїРѕ заявлению РѕС‚ 31.05.2017 РіРѕРґР°.
Представитель ответчика филиала №6 ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о рассмотрении дела извещен, не явился в судебное заседание.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании истец, представитель истца на иске настаивали, просили его удовлетворить, ссылаясь на отсутствие законных оснований для отказа в постановке на учет по заявлению от 31.05.2017 года.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что с иском не согласна, на сегодняшний день истец стоит в очереди на получение путевки под номером 6993, поскольку право им не реализовано по ранее поданному заявлению в 2016 году, соответственно, исключение из реестра и последующая постановка на учет по заявлению от 31.05.2017 года не возможно, в противном случае будут нарушены права истца, а также иных граждан.
Выслушав стороны, представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П(действовавшим до 01.01.2017 года), предусмотрена обязанность инвалида подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение, о чем в письменной форме уведомить гражданина (о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении санаторно-курортной путевки либо об отказе в постановке на учет для получения санаторно-курортной путевки).
В силу пункта 9 названного Порядка уполномоченный орган (учреждение) осуществляет формирование областного реестра граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, поддерживает его в актуальном состоянии путем исключения граждан из областного реестра граждан в случаях, установленных пунктом 11 настоящего Порядка. При этом формирование областного реестра осуществляется в хронологическом порядке, исходя из даты подачи гражданином заявления на предоставление санаторно-курортной путевки. В случае подачи гражданами заявлений в один день областной реестр граждан формируется в алфавитном порядке.
Согласно пунктам 12 и 13 этого Порядка решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений Челябинской области в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки уполномоченного органа (учреждения) о потребности в предоставлении санаторно-курортных путевок при наличии санаторно-курортных путевок, соответствующих заявленному профилю лечения и предоставленных организациями, отобранными Министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. На основании этого решения уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения.
Данный Порядок не противоречил Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, а также Административному регламенту предоставления гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н.
Частью третьей статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть первая статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П "О порядке оказания отдельным категориям граждан социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" уполномоченный орган (учреждение) проверяет предоставленные документы, осуществляет сверку с Федеральным регистром лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и ставит гражданина на учет при подтверждении его права на получение данного вида социальных услуг.
Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 года №2428-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, которым последнему передана часть федеральных полномочий, в том числе, по предоставлению мер социальной защиты инвалидов.
Полномочия российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов переданы фонду социального страхования РФ с 01.01.2017 года.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Если гражданин в установленном порядке обратился в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что 18.02.2016 РіРѕРґР° Солодовников Р.Рќ. обратился Рє ГУ ЧОРФЦ инвалидов В«Рмпульс» СЃ заявлением Рё необходимыми документами для предоставления бесплатного санаторно-курортного лечения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем был поставлен РЅР° учет для обеспечения санаторно-курортным лечением (Р».Рґ.39-42).
Установлено, что 31.05.2017 РіРѕРґР° Солодовников Р.Рќ. РІРЅРѕРІСЊ обратился СЃ заявлением Рё необходимыми документами для предоставления путевки РЅР° санаторно-курортное лечение, что подтверждается материалами дела (Р».Рґ.34-38).
Ответом №01-15/6/2943 от 02.06.2017 года филиала №6 ГУ Челябинского регионального отделения фонда социального страхования РФ в постановке на учет отказано, так как по заявлению от 18.02.2016 год он не был обеспечен путевкой. Номер очереди-НОМЕР.
Таким образом, заявление Солодовникова Р.Рќ. поданное РёРј РІ 2016 РіРѕРґСѓ, Рѕ предоставлении санаторно-курортной путевки РІ 2016 РіРѕРґСѓ было рассмотрено РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, истец РїСЂРёРЅСЏС‚ РЅР° учет для обеспечения санаторно-курортным лечением РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ очередности, документы зарегистрированы. РџРѕ состоянию РЅР° 31.05.2017 РіРѕРґР° (дата подачи очередного заявления) Солодовников Р.Рќ. состоял РІ СЃРїРёСЃРєРµ нуждающихся РІ санаторно-курортном лечении граждан. Путевка РЅР° санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· последовательности, определяемой датой регистрации его заявления РІ 2016 РіРѕРґСѓ.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
Так, отказ ответчика в постановке истца на учет в 2017 году не лишает его права на получение гарантированной государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, из очереди на получение санаторно-курортного лечения истец не исключен, в связи, с чем у ответчика не имелось законных оснований для регистрации его заявления от 31.05.2017 года. Кроме того, регистрация нового заявления истца при наличии предыдущего приведет к увеличению очереди нуждающихся в санаторно-курортном лечении граждан, нарушению прав самого истца и иных граждан - получателей набора социальных услуг, то есть в нарушение принципов, предусмотренных ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 года N 686-О).
Суд полагает, что на основании ранее поданного истцом заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, началась правоприменительная процедура, в рамках которой путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу в последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, оснований для регистрации последующих заявлений и как следствие - начала новой правоприменительной процедуры, не имеется. Нарушений прав истца со стороны ответчика, отказавшего в регистрации заявления от 31.05.2017 года, суд не усматривает.
РќР° основании изложенного, СЃСѓРґ пришел Рє выводу РѕР± отказе Солодовникову Р.Рќ. РІ удовлетворении требований Рє филиалу в„–6 ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Р Р¤, ГУ Челябинскому региональному фонду обязательного социального страхования Р Р¤ Рѕ признании незаконным отказа в„–01-15/6/2943 РѕС‚ 02.06.2017 РіРѕРґР° РІ предоставлении путевки РЅР° санаторно-курортное лечение, обязании поставить РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ санаторно-курортном лечении РїРѕ заявлению РѕС‚ 31.05.2017 РіРѕРґР°.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШРР›:
Солодовникову Р.Рќ. РІ удовлетворении требований Рє филиалу в„–6 ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Р Р¤, ГУ Челябинскому региональному отделению фонда социального страхования Р Р¤ Рѕ признании незаконным отказа в„–01-15/6/2943 РѕС‚ 02.06.2017 РіРѕРґР° РІ предоставлении путевки РЅР° санаторно-курортное лечение, обязании поставить РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ санаторно-курортном лечении РїРѕ заявлению РѕС‚ 31.05.2017 РіРѕРґР°- РћРўРљРђР—РђРўР¬.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Ботова М.В.