дело № 2-6/2024
УИД 16RS0031-01-2023-000749-92
Р Е Ш Е И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года город Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Такаевой Н.Г., при секретаре Мавлиевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минниева ФИО14, Минниевой ФИО15 к наследникам Берсеневой ФИО16 – Берсеневу ФИО17, Берсеневу ФИО18 об установлении смежной границы,
У С Т А Н О В И Л :
Минниевы В.К., Ф.В. обратились в суд с иском к наследникам Берсеневой Е.П., указав в обоснование, что являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером №, земельного участка с кадастровым номером №, а также части жилого дома - квартиры с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, <адрес>, в связи с выявлением Межмуниципальным отделом по городу Набережные Челны и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> несоответствий фактических границ земельного участка с кадастровым номером № сведениям, отраженным в ЕГРН, истцами были проведены работы по уточнению границ земельного участка, ООО «Меридиан» был подготовлен межевой план, ответчица, будучи собственником смежного земельного участка с кадастровым номером №, отказалась в согласовании смежных границ земельного участка. Берсенева Е.П. скончалась ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Берсенев М.С. (сын Берсеневой Е.П.), Берсенев С.В. (муж Берсеневой Е.П.).
В судебном заседании представитель истца, Нуруллина Л.Р. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям, просила установить смежную границу между земельными участками с кадастровыми номерами 16:39:100104:483 и 16:39:100104:120 по координатам поворотных точек, указанным в межевом плане, подготовленном ООО «Меридиан» от ДД.ММ.ГГГГ:
№
№
№
№
Представитель Берсенева М.С. по доверенности Джибладче Г.В., в судебном заседании не возражал в установлении смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане, при этом указав, что при установлении смежной границы по указанным координатам (по смежному забору) истцы уменьшают площадь своего земельного участка, чтобы узаконить самозахват земель общего пользования со стороны улицы.
Берсенев С.В., кадастровый инженер Бахтиева И.М. в суд не явились, Межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, исполнительный комитет <адрес> в суд представителей не направили, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», на основании статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что нарушается его право собственности или законное владение, или что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Минниевым В.К., Ф.В. на праве общей долевой собственности принадлежат (доля в праве по ?) земельный участок с кадастровым номером №, а также земельный участок с кадастровым номером №, по адресу <адрес>, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, <адрес>, з/у 18.
Постановлениями Главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель Барсуковой А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ на основании выездного обследования ФИО2 и ФИО3 признаны виновными в самовольном захвате земельного участка общей площадью 107 кв.м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером № по статье 7.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Минниеву В.К. и Минниевой Ф.В. выдано предписание: устранить нарушение, оформив правоустанавливающие документы по фактическому расположению ограждения, либо привести границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствие с правоустанавливающими документами согласно сведениям ЕГРН. Срок в предписании установлен до ДД.ММ.ГГГГ, который неоднократно продлевался, в последний раз решением от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения предписания об устранении земельного правонарушения отсрочен до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях устранения выявленных нарушений Минниевыми В.К. и Ф.В. заключен договор с ООО «Меридиан», согласно которому кадастровым инженером И.М. Бахтиевой ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план и акт согласования, который является неотъемлемой частью межевого плана.
Из заключения кадастрового инженера следует, что согласно выполненным геодезическим замерам площадь земельного участка с кадастровым номером № составила 1068 кв.м. (согласно сведениям из ЕГРН площадь 1 053+/- 11,36 кв.м). Также отражено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют координатам, содержащимся в ЕГРН. Собственники смежных земельных участков с кадастровыми номерами 16№ отказали в согласовании границ уточняемого земельного участка.
Акт согласования подлежал согласованию правообладателями смежных земельных участков, в том числе Берсеневой Е.П. в части координат поворотных точек н 29, н 30, н 31, н 32.
Берсенева Е.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследником принявшим наследство является сын Берсенев М.С., что следует из материалов наследственного дела №.
Джибладзе Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1182 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, <адрес>.
Спор по оспариваю действий исполнительного комитета <адрес> в части согласования смежной границы, был разрешен в рамках дела №а-193/2023 (№), в рамках которого судом апелляционной инстанции была дана правовая оценка доводам Джибладзе Г.В. о легализации Минниевыми В.К. и Ф.В. публичного земельного участка, так и доводам об увеличении площади земельного участка, принадлежащего Минниевым В.К. и Ф.В., с кадастровым номером 16:39:100104:483 за счет земель общего пользования, которые является ошибочными, поскольку площадь участка изменилась в пределах погрешности (площадь участка по ЕГРН - 1 053+/-11,36 кв.м, площадь по факту - 1068 кв.м).
Спор по установлению смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами №, разрешен в рамках гражданского дела №, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ на дату рассмотрения спора не вступило в законную силу.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции до 1 января 2017 года сведения о ранее учтённых объектах недвижимости с учётом предусмотренного статьёй 7 данного Федерального закона состава сведений, в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, и содержащие такие сведения документы подлежали включению в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам, ранее действовавшим Закона от 2 февраля 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Так, при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» подлежали включению в ГКН. С 1 января 2017 года такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости в соответствии со статьями 8, 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» и представления её на государственный кадастровый учёт в период действия Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков считаются установленными.
При внесении в ГКН сведений о земельных участках, права на которые возникли у правообладателей до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
При не совершении данных действий такие правообладатели были вправе уточнить границы участков путём составления межевого плана по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Сведения об уточнённых границах в этом случае подлежали внесению в кадастр по правилам Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», регламентирующим внесение изменений в ГКН в сведения об объекте недвижимости до 1 января 2017 года, а с 1 января 2017 года такие сведения подлежат включению в ГКН по правилам, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков при их уточнении подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в установленном этим Законом порядке (статьи 39, 40).
Аналогичное требование воспроизведено в части 2 и в пункте 1 части 6 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Приведённые положения направлены на обеспечение учёта законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
В силу части 5 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются только в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Из указанных норм права следует, что отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельного участка при их уточнении или исправлении реестровой ошибки, обусловленное нарушением установленного законом порядка межевания или возражениями заинтересованного лица (правообладателя смежного земельного участка или земель), свидетельствует о наличии спора о границе уточняемого земельного участка. Данный спор может быть разрешён судом по иску правообладателя образуемого или уточняемого земельного участка к правообладателям соседних (смежных) земельных участков, которые не согласовали спорные границы, путём признания спорных границ установленными. Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределённости в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ или исправления реестровой ошибки. Ответчиком по такому иску является лицо, не согласившееся с местоположением границ уточняемого земельного участка и/или не подписавшее акт согласования границ этого участка. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по линии, обозначенной координатами характерных точек. На основании межевого плана и приложенного к нему судебного акта, содержащего сведения о спорной границе, сведения об уточняемом земельном участке или установленной спорной границе вносятся в реестр объектов недвижимости без согласования с ответчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения ЕГРН о местоположении спорных частей границ земельных участков, указанных в решении суда, изменяются.
Исходя из положений статей 2 и 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, суд, разрешая спор о границах земельных участков, не связан доводами сторон о конкретных вариантах местоположения этой границы и может по своему усмотрению определить её местоположение, руководствуясь законом, подлежащим применению, материалами дела, учитывая заслуживающие внимания интересы собственников смежных земельных участков.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Суд, разрешая требования, исходя из фактического отсутствия спора между сторонами в части установления координат поворотных точек смежной границы, которые в межевом плане отражены согласно существующей на местности смежной границе, определенной, в том числе, по забору, при этом исходя из того, что спорным являются не смежная граница (исходя из доводов ответчика об узаконении истцами указанным способом самозахвата земель общего пользования со стороны улицы, и гражданских споров, разрешенных между Минниевыми и Джибладзе ранее судом), считает возможным установить смежную границу по координатам, отраженным в межевом плане, подготовленном ООО «Меридиан».
В тоже время исходя из того, что наследником принявшим наследство после смерти Берсеневой Е.П. является ее сын Берсенев М.С., сведений и доказательств принятия наследства супругом Берсеневым С.В. в материалах дела не имеется (к нотариусу не обращался, сведений о фактическом принятии наследства не имеется), суд исходя из того, что надлежащим ответчиком по делу является Берсенев М.С., приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворении в отношении указанного ответчика, в отношении Берсенева С.В. подлежат отклонению, как заявленные не надлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минниева ФИО19, Минниевой ФИО20 к наследнику Берсеневой ФИО21 – Берсеневу ФИО22 об установлении смежной границы, удовлетворить.
Установить смежную границу между земельными участками с кадастровыми номерами 16№ по координатам поворотных точек, указанным в межевом плане, подготовленном ООО «Меридиан» от 29 июля 2022 года:
н 29 475771.00 2333737.51
н 30 475762.33 2333743.32
н 31 475762.48 2333743.61
н 32 475738.62 2333755.86
В удовлетворении исковых требований Минниева ФИО23, Минниевой ФИО24 к Берсеневу ФИО25, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: