Дело № 5-133/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Елизово Камчатского края 13 мая 2020 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Соловьёв А.Н.,
при секретаре Чаяло А.А.,
с участием: начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске Стрельцовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Запсибгазпром-Газификация», <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске при проведении эпидемиологического расследования по факту регистрации заболевания с подозрением на наличие новой короновирусной инфекции у нескольких работников ООО «Запсибгазпром-Газификация», проживающих в общежитии, расположенном в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 20 минут в общежитии для работников Общества с ограниченной ответственностью «Запсибгазпром-Газификация» (далее по тексту – ООО «Запсибгазпром-Газификация»), находящемся по адресу: <адрес>, приблизительно в полутора километрах от указанного села в лесной зоне, ООО «Запсибгазпром-Газификация» при организации проживания работников в общежитии, расположенном в <адрес> допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которое совершено при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), что выразилось в следующем: при размещении работников ООО «Запсибгазпром-Газификация» в общежитии, в нарушение требований, изложенных в Постановлении Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Н.И. Ждановой от 13.04.2020 №246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатским крае» - п.1.1.4. - не обеспечено выявление у работников признаков острого респираторного заболевания (повышение температуры, кашель, одышка, насморк, першение и боль в горле и др.) - не организована входная дистанционная термометрия и опрос работников при отправке на работу, п.1.1.7. - работники ООО «Запсибгазпром-Газификация» не обеспечены средствами индивидуальной защиты, п.1.1.8. - в общежитии и при организации работ не созданы необходимые условия для соблюдения личной и общественной гигиены - нет кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток, п.1.1.9. - нет условий для регулярного проветривания помещений, где проживают работники ООО «Запсибгазпром-Газификация», п. 1.2.1. - не предусмотрена работа специально проинструктированного лица (или медработника), задачей которого является своевременное выявление, временная изоляция и персональный учёт сотрудников с признаками ухудшения здоровья и острых респираторных заболеваний, п. 1.2.3. - не выделено изолированное помещение для временной изоляции работников с признаками инфекционного заболевания до оказания им медицинской помощи, п.1.3.2. - помещения (комнаты), где проживают работники ООО «Запсибгазпром-Газификация», при фактическом предоставлении каждому площади около 3,6 м2 (при размещении 10 человек в комнате 30м2) и около 3м2-4,5м2 (при размещении 4-6 человек в комнатах 18 м2) не оборудованы приборами по обеззараживанию воздуха закрытого типа (Дезар или аналоги), при этом не используются спреи и аэрозоли с заявленным дезинфицирующим эффектом в качестве альтернативы, п. 1.3.3. - не используются для обработки рук кожные антисептики на основе этилового спирта (70% по массе) или с другим допустимым Постановлением составом, п.1.3.4., п.1.3.5 - дезинфекцию мест общего пользования (умывальники, обеденный зал столовой, административное здание) с использованием хлорсодержащих дезинфицирующих средств не проводится, в том числе по причине отсутствия указанных средств, что является нарушением требований ст. 11, ст.24, ст.25, ст. 29 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
В судебном заседании законный представитель юридического лица участия не принимал, извещался судом в установленном законом порядке. Возражений относительно привлечения к административной ответственности, в суд не представил, как и ходатайства об отложении рассмотрения дела.
Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске Стрельцова Н.Ю. пояснила, что все нарушения действующего законодательства, допущенные юридическим лицом, указаны в протоколе об административном правонарушении. Просила суд назначить юридическому лицу наказание в виде приостановления деятельности общежития по проживанию в нём граждан на определённый срок.
Исследовав представленные материалы, выслушав должностное лицо, составившее протокол, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из копии сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Запсибгазпром-Газификация» является юридическим лицом, основным видом деятельности является строительство жилых и нежилых зданий (л.д. 59-82).
Вина ООО «Запсибгазпром-Газификация» в совершении инкриминируемого административного правонарушения, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом эпидемиологического расследования по случаю регистрации инфекционного заболевания (промежуточный) от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к акту эпидемиологического расследования от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Запсибгазпром-Газификация»; актом № (промежуточный) санитарно-эпидемиологического обследования общежития ООО «Запсибгазпром» от ДД.ММ.ГГГГ; актом № санитарно-эпидемиологического обследования общежития ООО «Запсибгазпром» (промежуточный, дополнение от ДД.ММ.ГГГГ); предписанием должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ; картами эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания №; актом эпидемиологического расследования по случаю регистрации инфекционного заболевания (промежуточный, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ); актом № (промежуточный) санитарно-эпидемиологического обследования общежития ООО «Запсибгазпром» от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением о закрытии на карантин, проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 1-2, 5-6, 7-12, 13-14, 15-16, 17-18, 20-21, 23, 27-38, 39-41, 45-48, 86-87).
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст.24 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу ст.25 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно ст.29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ст.50 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Согласно определению о передаче дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске Стрельцова Н.Ю. указала следующее: как следует из направленных ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Запсибгазпром-Газификация» ФИО1 в адрес территориального отдела документов по устранению нарушений, изложенных в протоколе об административном правонарушении в отношении ООО «Запсибгазпром-Газификация» по ч. 2. статьи 6.3 КоАП РФ (л.д. 51-55), в общежитии появились средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, проводится термометрия проживающих в общежитии лиц. Однако помещения, в которых размещены (проживают) люди, по-прежнему не обеспечены средствами для обеззараживания воздуха (одного передвижного рециркулятора воздуха недостаточно), вопрос проветривания комнат в общежитии в документах не освещён (не указано, отремонтированы ли все ручки на форточках); не указано, выделено ли помещение для изоляции лиц с признаками инфекционного заболевания. Такое помещение может обладать признаками изолятора в том случае, если имеется возможность нахождения людей изолированно от внешней среды. Это касается возможности не только принимать пищу в изоляторе, но и иметь в помещении отдельный туалет, возможность соблюдения личной гигиены. При обустройстве общежития предусмотрены лишь уличные (надворные) туалеты (фото №- л.д.12), в которых нет условий для соблюдения личной гигиены, умывальники расположены лишь в корпусах общежития (фото № - л.д. 9). В настоящее время в общежитии проживают работники ООО «Запсибгазпром-Газификация», проживающие ранее в других общежитиях (в <адрес>), что означает то, что карантин, наложенный Постановлением главного государственного санитарного врача по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районам и городе Вилючинску Н.Ю. Стрельцовой от ДД.ММ.ГГГГ, был не соблюдён; в общежитии в <адрес> также находятся лица, контактные с первыми заболевшими новой коронавирусной инфекцией людьми, которые должны были находиться в обсерваторе с ДД.ММ.ГГГГ, всего 62 человека (предписание № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ (предписание № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ (предписание № от ДД.ММ.ГГГГ). Для обсервации людей, с целью наблюдения за ними и недопущения распространения заболевания, ООО «Запсибгазпром-Газификация» был выбран санаторий ООО «<данные изъяты>» (<адрес>), однако все подкарантинные люди были выведены из обсерватора ДД.ММ.ГГГГ и перевезены в общежитие <адрес>, что нарушает сам смысл обсервации. Таким образом, в общежитии, расположенном в <адрес>, которое используется ООО «Запсибгазпром-Газификация» для размещения работников, не созданы условия для соблюдения санитарно-противоэпидемических мероприятий в условиях возникновения очага новой коронавирусной инфекции. В результате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ список работников ООО «Запсибгазпром-Газификация» с лабораторно-подтверждённым COVID-19 составил 49 человек (л.д.57-58). Дальнейшее использование помещений общежития является опасным, при этом, в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции на территории Камчатского края, ООО «Запсибгазпром-Газификация» не были предприняты меры, предотвращающие возможность стремительного распространения COVID-19: в общежитии не было антисептиков, дезсредств, средств индивидуальной защиты, по-прежнему имеются допотопные условия для отправления естественных человеческих нужд. В нарушение Распоряжения Губернатора Камчатского края ООО «Запсибгазпром-Газификация» не обеспечило 14-тидневную самоизоляцию прибывающих из других территорий Российской Федерации на работу людей, что привело к заносу инфекции в трудовой коллектив и стремительному её распространению.
Таким образом, оценив в совокупности исследованные доказательства, суд квалифицирует допущенное юридическим лицом ООО «Запсибгазпром-Газификация» административное правонарушение по ч.2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях - как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Санкция ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, предусматривает назначение юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении наказания учитываю характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то обстоятельство, что в общежитии, расположенном в <адрес>, которое используется ООО «Запсибгазпром-Газификация» для размещения работников, не созданы условия для соблюдения санитарно-противоэпидемических мероприятий в условиях возникновения очага новой коронавирусной инфекции и выявленное нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реальной угрозой для жизни и здоровья граждан, проживающих в общежитии, расположенном в указанном населённом пункте, и считаю необходимым подвергнуть юридическое лицо административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по использованию ООО «Запсибгазпром-Газификация» для проживания своих работников помещений общежития, расположенного в <адрес>.
На основании статьи 27.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок временного запрета деятельности по использованию ООО «Запсибгазпром-Газификация» для проживания своих работников помещений общежития, расположенного в <адрес>, необходимо будет исчислять с момента фактического прекращения деятельности помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Запсибгазпром-Газификация» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по использованию ООО «Запсибгазпром-Газификация» для проживания своих работников помещений общежития, расположенного в <адрес>, сроком на 90 (девяносто) суток.
Для обеспечения наказания запретить на указанный период деятельность по использованию ООО «Запсибгазпром-Газификация» для проживания своих работников помещений общежития, расположенного в <адрес>
Срок административного приостановления деятельности исчислять с начала совершения исполнительных действий.
На основании части 1 статьи 32.12. КРФоАП, постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 32.12 КРФоАП, административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьёй по ходатайству юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Н. Соловьёв