Решение по делу № 33а-4856/2020 от 08.07.2020

Судья Рыбаков Р.В. Дело № 33а-4856 (2а-710/2020)

64RS0043-01-2019-006378-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 сентября 2020 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Литвиновой М.В.,

судей Домниной А.В., Черняевой Л. В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чермашенцевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании незаконным предписания от 05 сентября 2019 года № 527 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Октябрьского районного города Саратова от 02 марта 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителей администрации муниципального образования «Город Саратов» Пасечного С.С., Косаревой С.В., поддержавших апелляционную жалобу, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Гареевой М.Х., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия

установила:

администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация) обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) о признании незаконным предписания от 05 сентября 2019 года № 527 о выполнении работ по дератизации на территории, прилегающей к лесопарку «Кумысная поляна» и 200 метровой зоне прилегающей к жилому массиву.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым предписанием Управления Роспортебнадзора по Саратовской области от 05 сентября 2019 года № 527 на администрацию возложена обязанность по выполнению работ по дератизации, а именно:

- организовать и провести барьерную дератизацию против мышевидных грызунов в 200 метровой зоне, прилегающей к жилому массиву города Саратова (срок исполнения - до 27 октября 2019 года);

- провести контроль эффективности дератизационных обработок в обеззараженной зоне; при получении неудовлетворительных результатов, обработку повторить (срок исполнения - до 30 октября 2019 года);

- обеспечить контроль за проведением сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС многоквартирных жилых домах, в частном жилом секторе и постройках (срок исполнения - до 30 ноября 2019 года).

Ссылаясь на распоряжение, принятое администрацией 04 июня 2019 года № 179-р «Об организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заболеваний геморрагической лихорадкой с конечным синдромом», которым орган местного самоуправления уполномочил глав администраций муниципального образования «Город Саратов», руководителей садоводческих некоммерческих товариществ, гаражно-строительных кооперативов, расположенных на территории парка «Кумысная поляна», на проведение соответствующих мероприятий, а также на положения ЖК РФ, СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 года № 38 (далее - Санитарные правила № 38), СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 года № 58 (далее - Санитарные правила № 58), администрация указала, что органы местного самоуправления обеспечивают организацию и проведение дератизационных обработок только жилых зданий, балансодержателями которых являются; при этом граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, самостоятельно обеспечивают организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на прилегающей к ним территории. Кроме того, полагают, что управляющие компании в многоквартирных домах выполняют обязанности по дератизации; срок, указанный в пункте 2 предписания относительно возложения на администрацию повторного проведения дератизационных обработок, противоречит положениям СП 3.5.3.3223-14.

Решением Октябрьского районного города Саратова от 02 марта 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить состоявшееся решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, необоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований. Считает, что оспариваемое предписание является заведомо неисполнимым, незаконным, поскольку у администрации отсутствуют полномочия связанные с проведением работ по дератизации, а также контролю за проведением указанных мероприятий виду передачи соответствующих полномочий администрациям районов города Саратова, а также недопустимости осуществления каких-либо дератизационных мероприятий на территории охранной хоны природной территории регионального значения «Природный парк «Кумысная поляна».

Иные лица, участвующие в административном деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.

При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), среди прочего, являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Абзацами 2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии с пунктом 7.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 года № 38, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований организуют мероприятия по профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом (далее - ГЛПС).

При этом пунктом 7.3.1 к данным мероприятиям по профилактике ГЛПС, проводимым вышеназванными органами, относится организация и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенных пунктов, лесопарковых зон (парков, скверов), кладбищ, оздоровительных учреждений (в т.ч. баз отдыха), сельскохозяйственных объектов, мест массового отдыха и пребывания населения

Согласно пункту 3.1 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления; юридические лица; граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, вышеприведенные положения свидетельствуют о наличии у администрации муниципального образования «Город Саратов» как органа местного самоуправления обязанности по осуществлению дератизационных мероприятий.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у административного истца права на осуществление данных мероприятий в охранной зоне Природного парка «Кумысная поляна» ввиду установления ограничения деятельности в данной зоне является несостоятельной, учитывая, что распоряжением от 04 июня 2019 года № 179-р администрацией муниципального образования «Город Саратов» была установлена 50-ти метровая зона, прилегающая к природному парку «Кумысная поляна», на которой необходимо проведение дератизационных мероприятий.

Доказательств неисполнимости вынесенного предписания ввиду необоснованности установления зоны проведения данных мероприятий, прилегающей к жилому массиву города Саратова и лесопарку «Кумысная поляна» на расстоянии 200 метров административным истцом не представлено, учитывая, что пунктом 7.3.1 СП 3.1.7.2614-10 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возложена обязанность по осуществлению благоустройства территорий населенных пунктов, парков, скверов, кладбищ, оздоровительных учреждений, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) и площадей за территориями на расстоянии не менее 50 метров, что предполагает возможность расширения зоны проведения дератизационных мероприятий.

Исходя из интересов граждан на благоприятную среду проживания, учитывая значимость мероприятий, связанных с предотвращением вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение, а также из полномочий органа местного самоуправления, закрепленных федеральным законодательством, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены вынесенного судебного акта в части в части установления срока исполнения пункта 2 предписания.

Так, оспариваемым предписанием на административного истца возложена обязанность по проведению барьерной дератизации в срок до 27 октября 2019 года, при этом срок для проведения контроля эффективности дератизационных мероприятий, а также возможной повторной обработки – до 30 октября 2019 года.

Вместе с тем, как следует из пункта 3.17 СП 3.5.3.3223-14 контроль эффективности истребительных мероприятий осуществляется на основании учетов численности грызунов в объектах или на территории до начала обработки и через 30 дней после ее окончания. Основными показателями эффективности истребительных работ являются: в зданиях и строениях - процент площади, освобожденной от грызунов в данном месяце, на незастроенных территориях населенного пункта - процент смертности грызунов в результате обработок (снижение численности на 80% и более).

На основании изложенного, учитывая, что оспариваемым предписанием администрации муниципального образования «Город Саратов» установлен иной, значительно меньший, срок для проведения контроля эффективности дератизации и возможной повторной обработки, судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда в указанной части и принять новое решение, которым установить обязанность административного по проведению контроля и возможной повторной обработки в сроки, предусмотренные СП 3.5.3.3223-14.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного города Саратова от 02 марта 2020 года отменить в части установления срока исполнения пункта 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 05 сентября 2019 года № 527.

Принять в этой части новое решение, которым при получении неудовлетворительных результатов эффективности дератизационных обработок в обеззараженной зоне обработку повторить в сроки, предусмотренные СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 года № 58.

В остальной части решение Октябрьского районного города Саратова от 02 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение Саратовского областного суда может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд через Октябрьский районный суд города Саратова.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4856/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального образования город Саратов
Ответчики
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области
Другие
Гареева Марьяна Харекеновна
Администрация Октябрьского района МО Город Саратов
Администрация Заводского района МО Город Саратов
Администрация Ленинского района МО Город саратов
Косарева Светлана Владимировна
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Литвинова М.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
09.07.2020Передача дела судье
06.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
03.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2020Передано в экспедицию
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее