АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Голубь Е.С., Душечкиной Н.С.
при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 декабря
2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области об отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российский Федерации по Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 2 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области ФИО8, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее – ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области) об отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периодов работы и назначении страховой пенсии по старости досрочно. Свои требования мотивировал тем, что решением УПФР в г. Шадринске Курганской области от 06.09.2021 № ему отказано в зачете в стаж на досрочное назначение пенсии периодов работы: в качестве машиниста (кочегара) в Администрации Краснозвездинского сельсовета с 10.09.2018 по 30.04.2020 и с 10.09.2020 по 31.12.2020, так как документально не подтвержден факт работы на твердом топливе, стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета. Также ему не зачтены в стаж периоды работы: с 25.09.2009 по 01.05.2010, с 28.09.2010 по 30.04.2011, с 01.10.2011 по 22.04.2012, с 01.10.2012 по 05.05.2013, с 01.10.2013 по 30.04.2014, с 22.09.2014 по 30.04.2015 в должности кочегара в ОАО «Современные коммунальные системы» в котельной, работающей на твердом топливе, так как не подтвержден факт работы на твердом топливе. Считает данный отказ незаконным. С учетом измененных исковых требований просил решение ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске по Курганской области № от 06.09.2021 отменить, обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 09.02.2008 по 15.02.2008, с 20.03.2008 по 24.03.2008, с 01.10.2008 по 31.10.2008 в должности кочегара в Администрации Краснозвездинского сельсовета, с 01.11.2008 по 11.05.2009 в должности машиниста (кочегара) в ООО «Теплоэнергия», с 25.09.2009 по 07.05.2010, с 28.09.2010 по 30.04.2011, с 01.10.2011 по 22.04.2012, с 01.10.2012 по 05.05.2013, с 01.10.2013 по 30.04.2014, с 22.09.2014 по 30.04.2015 в должности машиниста (кочегара) котельной в ОАО «Современные коммунальные системы», с 10.09.2018 по 30.04.2020 и с 10.09.2020 по 31.12.2020 в должности машиниста (кочегара) в Администрации Краснозвездинского сельсовета, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ОАО «Современные коммунальные системы» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Администрация Краснозвездинского сельсовета Шадринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 02.09.2022 постановлено: «Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично. Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) № от 06 сентября 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить в части. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области включить ФИО3 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве машиниста (кочегара) котельной: с 09.02.2008 по 15.02.2008, с 20.03.2008 по 24.03.2008, с 01.10.2008 по 31.10.2008, с 25.09.2009 по 07.05.2010, с 28.09.2010 по 30.04.2011, с 01.10.2011 по 22.04.2012, с 01.10.2012 по 05.05.2013, с 01.10.2013 по 30.04.2014, с 22.09.2014 по 30.04.2015, с 26.09.2018 по 07.05.2019, с 23.09.2019 по 30.04.2020, с 28.09.2020 по 31.12.2020. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с 29 июля 2021 года. В остальной части решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) № от 06 сентября 2021 года оставить без изменения. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.».
С таким решением не согласилось ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области, в апелляционной жалобе просит его отменить в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 26.09.2018 по 07.05.2019, с 23.09.2019 по 30.04.2020, с 28.09.2020 по 31.12.2020, назначения досрочной страховой пенсии по старости с 29.07.2021 и принять новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ФИО3 был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 02.09.1998. По данным индивидуального персонфицированного учета периоды работы истца после указанной даты, а именно с 10.09.2018 по 30.04.2020, с 10.09.2020 по 31.12.2020 в должности машиниста (кочегара) Администрации Краснозвездинского сельсовета Шадринского района Курганской области отражены без указания кода льготы. Ссылаясь на положения пункта 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указывает, что периоды работы после 01.01.2013 засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. В то же время, сведений о начислении и уплате страховых взносов по дополнительным тарифам за период работы с 10.09.2018 по 30.04.2020, с 10.09.2020 по 31.12.2020 не имеется. Также выражает несогласие со ссылкой суда на правовую позицию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П, поскольку в нем идет речь о начисленных, но не уплаченных страхователем-работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку без включения периодов работы истца с 10.09.2018 по 30.04.2020, с 10.09.2020 по 31.12.2020 в должности машиниста (кочегара) Администрации Краснозвездинского сельсовета Шадринского района Курганской области специальный стаж ФИО7 составляет менее 6 лет 3 месяцев, оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 29.07.2021 не имеется.
В возражениях на частную жалобу истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
На основании положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку сторонами указанное решение суда в части возложения на ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации обязанности по включению в стаж ФИО3, дающий право на право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы с 09.02.2008 по 15.02.2008, с 20.03.2008 по 24.03.2008, с 01.10.2008 по 31.10.2008, с 25.09.2009 по 07.05.2010, с 28.09.2010 по 30.04.2011, с 01.10.2011 по 22.04.2012, с 01.10.2012 по 05.05.2013, с 01.10.2013 по 30.04.2014, с 22.09.2014 по 30.04.2015, а также отказа в удовлетворении требований о включении в стаж истца периода работы с 01.11.2008 по 11.05.2009 не обжалуется, поэтому судом апелляционной инстанции не проверяется. Обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права для проверки решения суда в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем доводы апелляционной жалобы ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации заслуживают внимания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.07.2021 ФИО3 обратился в УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) от 06.09.2021 № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (требуется 6 лет 3 месяца специального стажа, в наличии – 1 год 09 месяцев 26 дней).
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не включены, в том числе, периоды работы: с 09.02.2008 по 15.02.2008, с 20.03.2008 по 24.03.2008, с 01.10.2008 по 31.10.2008, а также с 10.09.2018 по 30.04.2020, с 10.09.2020 по 31.12.2020 в должности машиниста (кочегара) котельной в Администрации Краснозвездинского сельсовета, так как документально не подтвержден факт работы на твердом топливе (угле), стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; с 01.11.2008 по 11.05.2009 в должности машиниста (кочегара) в ООО «Теплоэнергия», так как документально не подтверждено наличие котельной в структуре данной организации, не подтвержден факт работы на твердом топливе (угле), стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; с 25.09.2009 по 01.05.2010, с 28.09.2010 по 30.04.2011, с 01.10.2011 по 22.04.2012, с 01.10.2012 по 05.05.2013, с 01.10.2013 по 30.04.2014, с 22.09.2014 по 30.04.2015 в должности машиниста (кочегара) котельной в ОАО «Современные коммунальные системы», так как не подтвержден факт работы на твердом топливе (угле).
Согласно трудовой книжки ФИО3 09.02.2008 истец принят кочегаром в Просветскую угольную котельную в Администрацию Краснозвездинского сельсовета, 15.02.2008 уволен. 20.03.2008 принят кочегаром в Просветскую угольную котельную в Администрацию Краснозвездинского сельсовета, 24.03.2008 уволен. 01.10.2008 принят кочегаром в Просветскую угольную котельную в Администрацию Краснозвездинского сельсовета на отопительный сезон, 31.10.2008 уволен. С 01.11.2008 принят машинистом (кочегаром) в ООО «Теплоэнергия», 11.05.2009 уволен. С 25.09.2009 принят машинистом (кочегаром) котельной 2 разряда в котельную № (Краснозвездинский сельсовет, д.Просвет) участка № ОСП «Шадринский энергоучасток» ОАО «Современные коммунальные системы», 07.05.2010 уволен. 28.09.2010 переведен машинистом (кочегаром) котельной 2 разряда котельной № (Краснозвездинский сельсовет) участка № ОСП «Шадринский энергоучасток» ОАО «Современные коммунальные системы», 30.04.2011 уволен. 01.10.2011 принят машинистом (кочегаром) котельной 2 разряда в котельную № (Краснозвездинский сельсовет, д.Просвет) участка № ОСП «Шадринский энергоучасток» ОАО «Современные коммунальные системы», 22.04.2012 уволен. 01.10.2012 принят машинистом (кочегаром) котельной 2 разряда в котельную № (Краснозвездинский сельсовет, д.Просвет) участка № ОСП «Шадринский энергоучасток» ОАО «Современные коммунальные системы», 05.05.2013 уволен. 01.10.2013 принят машинистом (кочегаром) котельной 2 разряда в котельную № (Краснозвездинский сельсовет, д.Просвет) участка № ОСП «Шадринский энергоучасток» ОАО «Современные коммунальные системы», 30.04.2014 уволен. 22.09.2014 принят машинистом (кочегаром) котельной 2 разряда в котельную № (Краснозвездинский сельсовет, д.Просвет) участка № ОСП «Шадринский энергоучасток» ОАО «Современные коммунальные системы», 30.04.2015 уволен. 10.09.2018 принят машинистом (кочегаром) в Просветскую угольную котельную на период отопительного сезона 2018-2019 в Администрацию Краснозвездинского сельсовета, 30.04.2020 уволен. 10.09.2020 принят машинистом (кочегаром) в Просветскую угольную котельную на период отопительного сезона 2020-2021 в Администрацию Краснозвездинского сельсовета, 30.04.2021 уволен.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом заключения экспертизы условий труда, установив, что условия и характер работы с 01.01.2013 у истца не менялись, пришел к выводу о выполнении работы ФИО3 в периоды с 26.09.2018 по 07.05.2019, с 23.09.2019 по 30.04.2020, с 28.09.2020 по 31.12.2020 в тяжелых условиях труда.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), выступившим в законную силу с 01.01.2015.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2 от 26.01.1991) и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее – Список № 2 от 22.08.1956) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
В разделе XXXIII Списка № 2 от 26.01.1991 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости предоставлено машинистам (кочегарам) котельной (на угле и сланце), в том числе, занятых на удалении золы (позиция 23200000-13786), которая определена, как профессия с вредными условиями труда.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда) в режиме полного рабочего дня.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 02.09.1998.
В спорные периоды истец работал в должности машиниста (кочегаром) в Просветской угольной котельной Администрации Краснозвездинского сельсовета Шадринского района Курганской области в периоды отопительных сезонов.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что обязанность по доказыванию особенности работ (работы в определенных условиях), дающих право на назначение пенсии на льготных условиях, на основании части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на истца, претендующего на назначение страховой пенсии досрочно.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 28 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем одиннадцатым части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Согласно статье 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, возложена обязанность по уплате, начиная с 01.01.2013 дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а с 01.01.2017 - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. Условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31.12.2018 результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда (пункт 3 статьи 27, часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2250-0).
Как следует из трудового договора, заключенного истцом с Администрацией Краснозвездинского сельсовета Шадринского района Курганской области, работодатель производит доплату за вредные условия труда в размере 12 % к ставке, при этом истцу был установлен отпуск 28 дней. Дополнительный отпуск в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации не устанавливался.
Вместе с тем, работодателем в нарушение требований законодательства, регулирующего правоотношения в области охраны труда, специальная оценка условий труда ФИО3 не проводилась, были проведены предыдущим работодателем ОАО «СКС» аттестация рабочего места в 2011 году, специальная оценка условий труда – в 2016 году.
Работодатель на день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не ликвидирован, однако выполнение истцом в спорный период постоянно в течение полного рабочего дня работы в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком № 2, не подтверждал, Администрацией Краснозвездинского сельсовета Шадринского района Курганской области дополнительный тариф страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в спорный период работы истца не начислялся и не уплачивался.
В инструкции для машинистов (кочегаров) котельной, утвержденных главой Администрации Краснозвездинского сельсовета указаны типовые требования охраны труда (т. 3 л.д.62-85).
Вывод эксперта о выполнении работы истцом в тяжелых условиях труда в спорный период основан лишь на должностных инструкциях, договорах поставки угля, а также актов о списании материальных запасов. При этом исследование (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте ФИО3 в спорные периоды не производились.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом апелляционной инстанции было предложено представить дополнительные доказательства в подтверждение заявленных требований относительно спорного периода, однако, ФИО3 такие доказательства не были направлены.
Поскольку стороной истца относимых и допустимых доказательств работы в спорный период в особых условиях, дающих право на назначение досрочной пенсии и полную занятость в таких условиях, не представлено, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части включения периодов работы истца с с 26.09.2018 по 07.05.2019, с 23.09.2019 по 30.04.2020, с 28.09.2020 по 31.12.2020 в должности машиниста (кочегара) Администрации Краснозвездинского сельсовета Шадринского района Курганской области.
Согласно условному расчету, представленному стороной ответчика, специальный стаж работы без учета указанных периодов составит 5 лет 6 месяцев 1 день, следовательно, оснований для назначения пенсии ФИО3 с 29.07.2021 отсутствуют.
Руководствуясь статьями 199, 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 2 сентября
2022 г. отменить в части удовлетворения требований об отмене в части решения ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) № от 6 сентября 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области включить ФИО3 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в качестве машиниста (кочегара) котельной: с
26 сентября 2018 г. по 7 мая 2019 г., с 23 сентября 2019 г. по 30 апреля 2020 г., с
28 сентября 2020 г. по 31 декабря 2020 г., назначении ФИО3 досрочной страховой пенсии по старости с 29 июля 2021 г., в удовлетворении данных требований отказать.
В остальной части решение Шадринского районного суда Курганской области от 2 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Е.С. Голубь
Н.С. Душечкина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2022 г.