***
Решение принято в окончательной форме 01.07.2019 Дело № 2-2975/2019
РЈРР” 66RS0002-01-2019-002183-87
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Екатеринбург 26 июня 2019 года
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Царегородцевой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Нешатаевой В.Л.,
с участием представителя истца Вальтер Е.А., представителя ответчика Авдокушиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства, регламентирующего вопросы транспортной безопасности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Нижнетагильский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о признании бездействия ответчика незаконным, возложении обязанности по принятию необходимых и достаточных мер для разработки проекта плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Вагонозавод Свердловской железной дороги и направления его для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. В обоснование заявления указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в результате которой установлено, что собственником указанного объекта является ОАО «РЖД». Станции Вагонозавод присвоена 2 категория безопасности. Оценка уязвимости данного объекта произведена 19.12.2017, однако ответчиком план обеспечения транспортной безопасности не направлен для утверждения в компетентный орган. Неисполнение требований законодательства о транспортной безопасности ставит под угрозу устойчивое и безопасное функционирование объекта транспортной безопасности, чем затрагиваются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Представитель истца Вальтер Е.А. в судебном заседании требования поддержала, не возражала против установления срока до 01.01.2020.
Представитель ответчика Авдокушина Рљ.Р’., действующая РЅР° основании доверенности, РІ судебном заседании РґРѕРІРѕРґС‹ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ том, что результаты дополнительной оценки уязвимости станции Вагонозавод утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта, однако план транспортной безопасности РЅРµ предоставлен для утверждения РІ уполномоченный орган, - РЅРµ оспорила, вместе СЃ тем, СЃ исковыми требованиями РЅРµ согласилась РїРѕ доводам, изложенным РІ отзыве РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что СЃ 01.07.2017 вступили РІ силу новые требования РїРѕ обеспечению транспортной безопасности, РІ том числе требования Рє антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих СѓСЂРѕРІРЅРё безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (РћРўР) Рё транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 26.04.2017 в„– 495. РќР° железнодорожной станции Вагонозавод РІ 2017 РіРѕРґСѓ проведена оценка уязвимости РІ соответствии СЃ требованиями в„– 495, Р° также разработан проект плана, РЅРѕ РЅРµ направлен РЅР° утверждение РІ Росжелдор, поскольку согласно РїРёСЃСЊРјСѓ Росжелдора РѕС‚ 28.04.2017 в„– ЕЛ-30/2729-РёСЃ РћРђРћ «РЖД» РѕРЅРѕ РЅРµ вправе направлять РЅР° утверждение планы, РїРѕ которым РІСЃРµ необходимые действия РЅРµ проведены. Согласно Рї.5.9 Требований в„– 495 РћРђРћ «РЖД» направлены РїРёСЃСЊРјР° РІ подразделения федеральных органов исполнительной власти РїРѕ согласованию организационно-распорядительных документов, направленных РЅР° реализацию мер РїРѕ обеспечению транспортной безопасности РћРўР, являющихся приложением Рє плану. РљСЂРѕРјРµ того, разработка приложений в„–в„– 6, 7, 8, 9, 10, 11 плана РћРўР‘ согласно образцу, предоставленному РЅР° сайте Росжелдор РІ сети интернет, РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° лишь после проведения проектно-изыскательских работ РЅР° конкретные ОТРспециализированными организациями, занимающимися разработкой проектов Рё установкой средств обеспечения транспортной безопасности. Для решения указанного РІРѕРїСЂРѕСЃР° РІ адрес Центральной дирекции управления движением направлены обращения Рѕ выделении финансирования РЅР° проведение проектно-изыскательских работ. Заключение соответствующего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° включено РІ план закупок РЅР° 2019 РіРѕРґ, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ будет заключен РїРѕ результатам проведенного открытого аукциона, обязательность проведения которого предусмотрена Федеральным законом РѕС‚ 05.04.2013 в„– 44-ФЗ. РћРђРћ «РЖД» РЅРµ имеет возможности провести РІСЃРµ необходимые работы одномоментно РїРѕ всем РћРўР, РїСЂРё этом применяя принцип приоритетности, учитывая разъяснения Рё рекомендации органов исполнительной власти, РћРђРћ «РЖД» действует добросовестно, добровольно Рё поэтапно исполняя требования законодательства. Полагает, что РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, обращаясь СЃ данным РёСЃРєРѕРј, преждевременно предъявляет требования, вмешивается РІ оперативно-хозяйственную деятельность организации, что РЅРµ допустимо. Просила отказать РІ удовлетворении заявленных требований. Р’ случае удовлетворения требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° просила предоставить СЃСЂРѕРє РґРѕ 01.01.2020.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) определяет транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 1 указанного Закона устанавливает, что к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
К объектам транспортной инфраструктуры закон относит технологический комплекс, включающий в себя в том числе, железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции.
В соответствии со ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
К числу задач обеспечения транспортной безопасности относятся нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 1, п.2 ст. 9 Закона о транспортной безопасности, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 3 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Постановлением Правительства от 26.04.2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», вступившие в силу с 01.07.2017.
Обязанность по принятию мер к организации исполнения указанных Требований возложена на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих непосредственную эксплуатацию транспортных средств, к коим относится ОАО «РЖД».
Согласно п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:
- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) Рё представление РЅР° утверждение РІ Федеральное агентство железнодорожного транспорта РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ ее результатов РІ течение 3 месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ размещения РЅР° официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" сведений Рѕ присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры РїРѕ электронной почте Рё РІ письменном РІРёРґРµ (Рї.Рї.5);
- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (п.п.6).
- при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) (п.п.17).
РР· материалов дела усматривается, сторонами РЅРµ оспаривается, что Нижнетагильской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Рё исполнения требований законодательства Рѕ транспортной безопасности, РІ результате которой выявлено, что РћРђРћ «РЖД» относится Рє субъектам транспортной инфраструктуры, которому принадлежит объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Вагонозавод Свердловской железной РґРѕСЂРѕРіРё, находящаяся РІ Нижнетагильском районе Свердловской области. Данный объект имеет реестровый номер ОТР– Р–РЎР“ 303290, ему присвоена 2 категория безопасности. Оценка уязвимости данного объекта произведена 19.12.2017, однако РїРѕ состоянию РЅР° 05.10.2018 план обеспечения транспортной безопасности указанного объекта, предусмотренный действующим законодательством, ответчиком РЅРµ разработан Рё РЅРµ направлен для утверждения РІ компетентный орган.
Ответчик в суде подтвердил, что и к настоящему времени такой план в соответствие с требованиями действующего законодательства им не подготовлен и в уполномоченный государственный орган для утверждения не передан. Однако доказательств, подтверждающих отсутствие у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, ответчиком не представлено.
Таким образом, поскольку обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД», учитывая, что на момент разрешения спора план обеспечения транспортной безопасности не разработан и не направлен на утверждение в компетентный орган, а установленный законом срок пропущен, при этом существенно, поскольку непроведение мероприятий, предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся объектами транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что для выполнения всех необходимых организационно-распорядительных мероприятий требуется значительный временной промежуток, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения – до 01.01.2020.
Требование о признании бездействия незаконным удовлетворению не подлежит, поскольку не приведет к восстановлению нарушенного права, является излишне заявленным, при этом установление факта противоправного бездействия является лишь юридически значимым обстоятельством для удовлетворения иска, а не способом защиты нарушенного права.
В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Вагонозавод Свердловской железной дороги (реестровый номер ОТР– ЖСГ 303290) и не позднее 01.01.2020 представить его в компетентный государственный орган в области обеспечения транспортной безопасности для утверждения.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Судья *** Л.Л. Царегородцева
***
***
***
***
***