дело №2-510/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2024 г. с.Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Голякевич Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Экоцентр» к Козыреву Владимиру Александровичу о взыскании с собственника жилого помещения задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов,
установил:
истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просил взыскать с ответчика задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанную по адресу: <адрес>, за период с 01.08.2017 г. по 31.03.2024 в сумме 33062,36 руб., пени в размере 19218,08 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1860,95 руб., расходы на услуги представителя в размере 3000 руб. и почтовые расходы в размере 84,60 руб.
В обоснование заявленных исковых требований представитель истца указал, что ООО «ЭкоЦентр» осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Астрахани и Астраханской области, за исключением муниципального образования ЗАТО «Знаменск» с 01.07.2017 г., в том числе, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для собственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Письменный договор по указанному адресу не оформлялся. Ответчик является собственником жилого дома и соответственно потребителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и обязан вносить коммунальные платежи. Истец добросовестно выполняет свои обязательства по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а то время как должник не производит платежи, вследствие чего, образовалась задолженность.
Представитель истца ООО «Экоцентр» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Козырев В.А. о месте и времени рассмотрения дела извещался посредством направления судебных извещений по адресу регистрации, которые возвращены в суд с истечением срока хранения, что судом расценивается судом как его надлежащее извещение. Кроме того информация о движении дела размещена на официальном сайте Енотаевского районного суда Астраханской области.
Согласно части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая, что стороны, надлежащим образом извещены о дате и месте судебного заседания, уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 30, статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом установлено, что на территории г. Астрахани и Астраханской области, за исключением муниципального образования ЗАТО «Знаменск», региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО «ЭкоЦентр», на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области (зона деятельности 1) от 07.02.2017, заключенного между Министерством жилищно – коммунального хозяйства Астраханской области и ООО «ЭкоЦентр».
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641").
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2008 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 указанного закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Закона Астраханской области от 28 декабря 2015 г. № 107/2015-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Астраханской области» органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области осуществляют свою деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещать потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения региональный оператор обязан разместить одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Во исполнение п. 6 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" региональным оператором каждому потребителю - собственнику (владельцу) индивидуального жилищного строения, находящегося в зоне деятельности, в том числе по селу Енотаевка, было отправлено предложение (публичная оферта) заключить Договор с Региональным затором на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме договора, опубликованного в газете «Енотаевский вестник» 30.07.2017, который в соответствии с положениями закона считается заключенным на 16-ый рабочий день после размещения предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела усматривается, что ответчик является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 110,6 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В этой связи, сложившиеся между сторонами отношения признаются договорными в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с представленным расчётом и состоянием взаимных расчётов на имя Козырева В.А. по указанному адресу открыт лицевой счет №040501268 по услуге обращения с ТКО и производится начисление платы за обращение с ТКО. За период с 01 августа 2017 г. по 31 марта 2024 г. образовалась задолженность в размере 52280,44 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Расчёт данных платежей произведён истцом в соответствии с установленными Тарифами.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Данная норма существенным образом дополняется положениями пункта 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
С учётом изложенного, договор по обращению с ТКО является публичным.
Суд принимает также во внимание, что в целях единообразного регулирования и защиты прав потребителей услуги по обращению с ТКО, форма и содержание такого договора предопределены федеральным законодательством, в связи с чем, Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с ч. 14 ст.155 ЖК РФлица своевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение икоммунальныеуслуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В период с 01 августа 2017 г. по 31 марта 2024 г. ответчик не надлежащим образом исполнял обязанности по оплате оказанных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в связи с чем, за спорный период образовалась задолженность в размере 52280,44 руб., из которых задолженность по основному долгу в размере 33062 руб., пени за просрочку оплаты коммунальных платежей составили 19218,28 руб., что подтверждается представленным расчётом, который судом проверен и является верным.
Суд, оценив представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца о наличии задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период, а равно и опровергающих представленный истцом расчёт задолженности и пени.
По заявлению истца мировым судьей судебного участка № 1 выдан судебный приказ № 2-778/2022, который был отменён по заявлению ответчика, что явилось основанием для предъявления исковых требований в порядке искового судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся другие, признанные судом необходимые расходы.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 1860,95 руб., почтовые расходы в сумме 84,60 рублей.
Суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания расходов на представителя, поскольку акт выполнения работ, документы подтверждающие несение расходов, представителем истца не представлен, доказательства заключения договора на оказание юридических услуг материалы дела не содержат. Кроме того, само по себе наличие договора об оказании юридических услуг без подтверждения несения расходов по оказанию услуг в рамках заключенных договоров, факт несения ООО "ЭкоЦентр", расходов на оплату услуг представителя не подтверждает.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Экоцентр» к Козыреву Владимиру Александровичу о взыскании с собственника жилого помещения задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов - удовлетворить частично.
Взыскать с Козырева Владимира Александровича, № в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Экоцентр» задолженность по оплате коммунальных услуг за вывоз твердых коммунальных отходов за период с 01.08.2017 по 31.03.2024 в размере 33062,36 рублей, пени в сумме 19218,08 рубля, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1860,95 рублей, почтовые расходы в сумме 84,60 рублей, в общей сумме 54225 (пятьдесят четыре тысячи двести двадцать пять) рублей 99 коп..
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд, через Енотаевский районный суд Астраханской области.
Судья: подпись Е.М. Семёнова