2-1508/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2019 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Никулина Д.А.,
при секретаре Бабаянце А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожновой Елены Николаевны к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, признании незаконными действий Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области по начислению платы, открытию счета на её имя, о наложении штрафных санкций, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
Рожнова Е.Н. обратилась с иском к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, в обоснование которого указала, что она является собственником квартиры № № в многоквартирном жилом доме № <адрес>. Данный жилой дом построен в 1955 году, в соответствии со строительными нормами и правилами дом подлежит капитальному ремонту через 40 лет, то есть в 1995 году. По состоянию на декабрь 2018 г. капитальный ремонт проведен не был и в ближайшее время не предвидится, в связи с чем истцу причинен моральный вред. Многоквартирный дом находится в неудовлетворительном состоянии. Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области необоснованно направляет в адрес истца ежемесячно квитанции, не имея документации, подтверждающей проведение капитального ремонта. Оплата квитанций произведена матерью истца. Кроме того, истец указала, что ответчик открыл счет в банке на её имя, обращались в суд, выставив истца должником, в связи с чем ей причинен моральный вред, истец обращалась с заявлением к мировому судье об отмене судебного приказа, к ответчику с заявлением о закрытии счета в банке на её имя и о возврате в добровольном порядке выплаченных денежных средств. Истец просит суд взыскать с ответчика денежные средства в сумме 2120,16 руб., оплаченные по квитанциям ответчика, компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб., признать незаконными действия ответчика по начислению платы и открытию счета на её имя, прекращении указанных действий, наложить штрафные санкции и привлечь к ответственности ответчика за противоправные действия, принести в суд документацию, подтверждающие проведение капитального ремонта квартиры истца, ее подъезда, подвала и дома <адрес>.
15.03.2019 г. истец уточнила исковые требования, дополнив исковые требования, просила суд взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 632,10 руб.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала с учетом уточненного искового заявления, просила суд взыскать с ответчика денежные средства в сумме 2120,16 руб., оплаченные по квитанциям ответчика, компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб., признать незаконными действия ответчика по начислению платы и открытию счета на её имя, прекращении указанных действий, наложить штрафные санкции и привлечь к ответственности ответчика за противоправные действия, принести в суд документацию, подтверждающие проведение капитального ремонта квартиры истца, ее подъезда, подвала и дома <адрес>, взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 632,10 руб.
В судебное заседание представитель ответчика Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Ранее в судебных заседаниях 13.03.2019 г. и 15.03.2019 г. представитель ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области по доверенности Королькова Ю.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, пояснила суду, что многоквартирный жилой дом № <адрес> включен в областную программу капитального ремонта, утвержденную Постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. № 528, капитальный ремонт указанного дома запланирован на 2040-2041 гг., требования об оплате взносов на капитальный ремонт МКД обоснованны в силу прямого указания закона и подзаконных актов, счет в банке на имя истца ответчик не открывал, в квитанциях, направляемых в адрес истца, указан лицевой счет истца для фиксации размера денежных средств, перечисленных истцом на счета регионального оператора для формирования фонда капитального ремонта.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (в редакции ФЗ № 255-ФЗ от 21.07.2014 г.) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации (ст. 178 ЖК РФ).
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (ст. 180 ЖК РФ).
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.06.1998 г.
Из представленных истцами платежных квитанций следует, что ответчик начисляет собственникам помещений многоквартирного жилого дома № 7 по ул. Краснозаводская г. Липецка к оплате взносы на капитальный ремонт (л.д. 4-9).
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» № 211-ОЗ от 08.10.2013 года обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 7 ст. 5).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. № 528 была утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 годы.
В данном случае, многоквартирный жилой дом <адрес> включен в областную программу капитального ремонта в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014 - 2043 годы» № № от 09.09.2014 года, капитальный ремонт запланирован на 2041-2043 гг. Текст постановления опубликован в "Липецкой газете" от 17 декабря 2013 г. N 242 и в газете г. Ельца "Красное знамя" от 17 декабря 2013 г. N 300 – 301.
Согласно Постановлению администрации г. Липецка «О формировании Фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» № № от 30.04.2014 года, фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> формируется на счете областного оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.
Таким образом, обязанность истца, как собственника помещений многоквартирного жилого дома <адрес>, по уплате взносов на капитальный ремонт возникла по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (17 декабря 2013 г.), то есть с 01.09.2014 года.
Истица в исковом заявлении и в объяснениях, данных в судебном заседании, ссылалась на то, что ответчик Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области необоснованно возложил на нее как на собственника помещений указанного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, в связи с чем просила вернуть ей денежные средства, уплаченные в счет взносов на капитальный ремонт за ноябрь 2014 г. (353,36 руб.), февраль 2015 г. (353,36 руб.), май 2015 г. (353,36 руб.), июнь 2015 г. (353,36 руб.), июль 2015 г. (353,36 руб.), сентябрь 2015 г. (353,36 руб.), а всего в общей сумме 2120,16 руб.
Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» введена в действие и вступила в силу с 30.06.2015 года часть 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, которая устанавливает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями ч. 1 – ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В данном случае Федеральный закон РФ «О внесении изменений в жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 176-ФЗ не предусматривает применение положений части 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу.
Следовательно, положения ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ применяются в отношении собственников помещений, расположенных в тех многоквартирных домах, которые включены в региональную программу при ее актуализации после 30 июня 2015 года.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, поскольку многоквартирный жилой дом <адрес> включен в областную программу капитального ремонта при ее принятии 28.11.2013 года, то есть до 30.06.2015 года, то на собственников помещений в указанном многоквартирном доме, в силу ст. 6 Жилищного кодекса РФ, не распространяются положения ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении 5 лет с даты включения многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта.
Таким образом, доводы истца о незаконности и необоснованности требований ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт, являются необоснованными. С 01.09.2014 года ответчик Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области в рамках действующего законодательства обоснованно возложил на истца как на собственника помещений указанного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на открытый на имя истца лицевой счет, в связи с чем заявленные исковые требования о признании незаконными действий Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области по начислению платы, открытию на имя истца лицевого счета, о взыскании с ответчика оплаченных денежных средств в сумме 2120,16 руб., удовлетворению не подлежат.
Соответственно в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, вытекающих из требований истца о взыскании с ответчика оплаченных денежных средств в сумме 2120,16 руб., также следует отказать.
В силу ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Положения Закона о защите прав потребителей распространяются на правоотношения, связанные с защитой прав собственников помещений многоквартирных домов на оказание услуг надлежащего качества по выполнению капитального ремонта многоквартирного дома, либо при взыскании с собственника взносов в фонд капитального ремонта в ненадлежащем размере.
Заявленные истцом требования не связаны с нарушением его прав на качество услуг по проведению капитального ремонта либо неправильным начислением размера взносов на капитальный ремонт, в связи с чем права истца как потребителя услуг, ответчиком не нарушены, и никаких оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа не имеется.
Указанное в исковом заявлении требование о возложении на ответчика обязанности представить в суд документацию – аргумент, подтверждающий проведение капитального ремонта квартиры, подъезда, подвала и дома истца по адресу г<адрес> не является исковым требованием, так как не заключает в себе материально-правового спора. В ходе судебного разбирательства в удовлетворении данного ходатайства истцу отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ 03.04.2019 ░.