РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.11.2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городского суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Дворцовой Т.А.,
при секретаре Климчук Д.А.,
с участием истца Акаева И.А., его представителя Слащилиной О.А.,
представителей ответчика Чаушьянц В.Е., Замираловой А.В.,
старшего помощника прокурора Ляховенко В.В
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акаева Ильмиямина Абдулмуталимовича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения незаконным, о восстановлении на службе в занимаемой должности,
УСТАНОВИЛ:
Акаев И.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения незаконным, о восстановлении на службе в занимаемой должности.
В обоснование заявленных требований указал, что занимал должность заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу - заместителя главного судебного пристава Камчатского края и Чукотского автономного округа.
Приказом директора ФССП России №-лс от 14.08.2023 года на Акаева И.А. было наложено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Указанным приказом расторгнут контракт, заключенный с Акаевым И.А., уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с утратой доверия.
О названном приказе истцу стало известно 18.08.2023 года, копия выдана позже по заявлению.
С приказом истец не согласен, полагает, что оснований для его вынесения не имелось, также нарушен порядок наложения взыскания.
Факт совершения истцом коррупционного правонарушения был установлен на основании служебных записок и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.
Служебная проверка в отношении истца не проводилась, что не соответствует требованиям закона.
Истец право представлять дополнительные материалы и давать пояснения реализовать не смог, ввиду не уведомления о проведении служебной проверки, с результатами проверки также ознакомлен не был.
Объяснения у истца истребованы не были.
Полагал, что именно осуществление уголовного преследования в отношении него послужило фактическим основанием его увольнения.
На основании изложенного просил, суд признать приказ о наложении дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения незаконным, восстановить на службе в занимаемой должности с 14.08.2023 года.
В судебном заседании истец, представитель истца Слащилина О.А., действующая на основании доверенности, требования поддержали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, полагала отсутствующим факт дисциплинарного проступка, а также нарушенным порядок привлечения к дисциплинарной ответственности виде увольнения по соответствующему основанию.
Представители ответчиков Чаушьянц В.Е., Замиралова А.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования полагали необоснованными, поддержали позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление, согласно которой основанием к увольнению Акаева И.А. послужила утрата доверия в связи с совершением коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
21.02.2023 года Управлением собственной безопасности ФССП России (далее - УСБ ФССП России) на имя директора ФССП России представлена служебная записка №вн, согласно которой в УСБ ФССП России из Управления поступили сведения, что 10.02.2023 Следственным отделом на транспорте Восточного МСУ на транспорте СК России возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного п. «е» ч.3 ст. 286 УК РФ в отношении Акаева И.А.
Директору ФССП России предложено провести проверку соблюдения истцом требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов.
В соответствии с приказом ФССП России №-лс от 06.03.2023 в отношении истца назначена проверка соблюдения требований к служебному поведению, копию которого он получил 07.03.2023 года.
Письмом № от 06.03.2023 года Акаев И.А. уведомлен о начале в отношении него проверки, разъяснены права.
Акаеву И.А. направлено уведомление № 16.03.2023 года о даче пояснений, которые представлены 20.03.2023 года.
В своих пояснениях Акаев И.А. подтвердил факт совершения коррупционного проступка и получения выгоды в связи с перевозкой судебными приставами, находившимися в его подчинении, икорной продукции в виде скидки на икру.
Полагали, что Акаевым И.А. не исполнена обязанность по уведомлению о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов не предприняты.
По результатам проведенной проверки Управлением собственной безопасности подготовлена докладная записка №вн от 02.06.2023 года на имя Врио директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанту внутренней службы ФИО8, которой 02.06.2023 года принято решение о направлении данных материалов в Центральную аттестационную комиссию федерального органа принудительного исполнения по рассмотрению вопросов соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Об окончании проверки Акаев И.А. уведомлен письмом ФССП России № от 07.06.2023 года.
О дате и времени заседания Аттестационной комиссии Акаев И.А. уведомлен письмом ФССП России № от 04.08.2023 года.
Заседание Комиссии состоялось 08.08.2023 года, Акаев И.А. надлежащим образом извещен о рассмотрении в отношении него вопроса на комиссии.
На заседании Аттестационной комиссии с участием Акаева принято решение о несоблюдении им требований к служебному поведению, рекомендовано директору Федеральной службы судебных приставов главному судебному приставу Российской Федерации применить к истцу меру юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
По результатам заседания Аттестационной комиссии составлен протокол №3 от 08.08.2023 года
О результатах заседания Аттестационной комиссии 08.08.2023 года доложено директору ФССП России докладной запиской №вн от 09.08.2023 года.
Выписка из протокола заседания Аттестационной комиссии направлена Акаеву И.А. 14.08.2023 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского, полагавшего требование Акаева И.А. удовлетворению не подлежащим, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 118-ФЗ от 21.07.1997) система принудительного исполнения Российской Федерации включает в себя федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения; территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (и их подразделения).
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 328-ФЗ от 01.10.2019) служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее также - Федеральный закон N 79-ФЗ от 27.07.2004 года).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" к основным обязанностям гражданского служащего относятся: соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, не нарушение запретов, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 11); а также сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 12).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы, в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются понятия "конфликт интересов", установленное ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ч. 1), "личная заинтересованность" - установленное ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ (ч. 3); случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (ч. 2); непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч. 3.2).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2). Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на государственных и муниципальных служащих.
В силу ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, является ограничением, в силу которого гражданский служащий не может находиться на гражданской службе (п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом №-к от 18.08.2009 года Акаев И.А. принят на работу на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Петропавловск-Камчатский городской отдел судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления.
Приказом №-к от 01.08.2016 года Акаев И.А. назначен на должность начальника отдела-старшего судебного пристава специализированного отдела оперативного дежурства УФССП по Камчатскому краю.
Приказом №-к от 14.08.2019 года Акаев И.А. назначен на должность заместителя руководителя УФССП по Камчатскому краю-заместителя главного судебного пристава Камчатского края.
Приказом ФССП России №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 уволен в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которой он является.
Основанием к изданию приказу явилась служебная записка заместителя начальника Управления собственной безопасности полковника внутренней службы ФИО9 от 21.02.2023 года №вн, служебная записка начальника Управления собственной безопасности ФИО10 от 02.06.2023 года №вн, выписка из протокола заседания Центральной аттестационной комиссии федерального органа принудительного исполнения (по рассмотрению вопросов соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации) от 08.08.2023 года №3, служебная записка заместителя председателя Центральной аттестационной комиссии федерального органа принудительного исполнения (по рассмотрению вопросов соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации), начальника Управления собственной безопасности ФИО10 от 09.08.2023 года №вн.
Судом установлено, что 13.02.2023 года Руководителем УФССП по субъекту РФ ФИО12 представлено специальное донесение, в соответствии с которым заместитель руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу-заместитель главного судебного пристава Камчатского края и Чукотского автономного округа ФИО2, 10.02.2023 года задержан.
Из донесения следует, что ФИО2 действуя вопреки интересам службы, используя свое служебное положение, из корыстной и иной личной заинтересованности, в интересах неустановленных лиц, в период с 20.07.2022 года по 24.01.2023 года систематически давал указания подчиненным ему сотрудникам отделения специального назначения № 1 Управления, осуществляющими препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства, которые подвергнуты принудительному выдворению за пределы РФ, до пункта пропуска через Государственную границу РФ, совершать заведомо незаконные действия по перевозке продовольственных товаров - зернистой икры без маркировки.
Постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от 11.02.2023 года Акаеву И.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца, до 10.04.2023 года.
Приказом ФССП России №-лс от 13.02.2023 года Акаев И.А. временно отстранен от исполнения служебных обязанностей с 10.02.2023 года по 10.04.2023 года в связи с избранием в отношении Акаева И.А. меры пресечения в виде заключения под стражу.
Управлением собственной безопасности директору ФССП главному судебному приставу ФИО11 представлена служебная записка №вн от 21.02.2023 года, в соответствии с которой сообщено что в Управление собственной безопасности из УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу поступили сведения, что 10.02.2023 года Следственным отделом на транспорте Восточного МСУ на транспорте СК России возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного пунктом «е» части 3 статьи 286 УК РФ, в отношении заместителя руководителя Управления - заместителя главного судебного пристава Камчатского края и Чукотского автономного округа подполковника внутренней службы Акаева И.А.
Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что Акаев И.А., действуя вопреки интересам службы, используя свое служебное положение, из корыстной и иной личной заинтересованности, в интересах неустановленных лиц, систематически давал указания подчиненным ему сотрудникам отделения специального назначения № 1 Управления, осуществляющим препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы РФ, совершать заведомо незаконные действия по перевозке продовольственных товаров (зернистой икры) без соответствующей маркировки.
В результате противоправных действий Акаева И.А., превысившего свои должностные полномочия, из корыстной и иной личной заинтересованности, существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, выразившиеся в не пресечении и сокрытии преступлений по незаконному вылову водных биологических ресурсов, а также дискредитации органов государственной власти.
Приказом ФССП России №-лс от 06.03.2023 года назначено проведение проверки в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 года №1065 в отношении Акаева И.А.
Уведомлением от 06.03.2023 года Акаеву И.А. сообщено о проведении проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Акаеву И.А. разъяснено, что он вправе давать пояснения в письменной форме в ходе проверки, по вопросам подлежащим проверке, по результатам проверки; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, обращаться в кадровую службу с ходатайством о проведении с Вами беседы по вопросам, рассматриваемым в ходе проверки.
Уведомление от 06.03.2023 года получено Акаевым И.А.07.03.2023 года.
16.03.2023 года ФССП России направлено уведомление № руководителю Камчатского следственного отдела на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ об оказании содействия в ознакомлении Акаева И.А. с вопросами в рамках проводимой проверки с получением соответствующих ответов.
В соответствии с приложением к письму № Акаеву И.А. предложено указать информацию об ознакомлении с должностной инструкцией, какие подразделения и направления деятельности Управления курирует; ознакомлен ли с требованиями ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст. 12-14 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; указать позицию по фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения 10.02.2023 года уголовного дела №, в том числе сообщить, давались ли какие-либо указания по перевозке продовольственных товаров (зернистой икры) без соответствующей маркировки сотрудникам отделения специального назначения № 1 Управления, осуществляющими препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы РФ; сообщить сведения о получении Акаевым И.А., его родственниками, иными лицами, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № ФЗ-273 «О противодействии коррупции» денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или какие-либо выгоды в связи с организацией перевозки продовольственных товаров (зернистой икры) без соответствующей маркировки; сообщить сведения об обращении с предложениями и просьбами по перевозке продовольственных товаров (зернистой икры) без соответствующей маркировки; дополнительную информацию в рамках проводимой проверки; признании факта совершения коррупционного проступка.
20.03.2023 года Акаевым И.А. даны объяснения, в соответствии с которыми: с приказом ФССП России от 06.03.2023 года №-лс ознакомлен, с должностной инструкцией заместителя руководителя Управления ФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ознакомлен.
Курируемое подразделение: ОУПДС, отдел дознания, отдел по рассмотрению жалоб и обращений, ОКО.
С требованиями ст. 11 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 года, ст. 12-14 Федерального закона №328-ФЗ от 01.10.2019 года ознакомлен.
По факту возбужденного уголовного дела сообщил, что указаний и приказов в связи с организацией перевозки продовольственных товаров (зернистой икры) без соответствующей маркировки сотрудникам отделения специального назначения № 1 Управления не давал, но были просьбы об оказании ему содействия.
Ни Акаев И.А. ни его родственники денежных средств, иного имущества в связи с перевозкой продовольственных товаров (зернистой икры) без соответствующей маркировки не получали. В виде благодарности Акаеву И.А. предоставляли икру на 300 руб. дешевле с 1кг.
К Акаеву И.А. обращались лица, указанные в уголовном деле с просьбой по перевозке продовольственных товаров (зернистой икры) без соответствующей маркировки. Факт совершения коррупционного проступка признает.
Постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от 07.04.2023 года мера пресечения в виде заключения под стражу изменена на меру пресечения в виде запрета определенных действий.
Приказом ФССП России №-лс от 11.04.2023 года Акаев И.А. с 11.04.2023 года до прекращения уголовного преследования отстранен от исполнения служебных обязанностей.
03.05.2023 года Управлением собственной безопасности обратилось к руководству службы, Врио директора ФССП-главного судебного пристава РФ с ходатайством о продлении срока проведения проверки до 90 дней. Срок проведения служебной проверки продлен.
Как следует из материалов проверки, установлено, что заместителем руководителя Управления Акаевым И.А. нарушены п.п., 12, 13 ч. 1 ст. 12, п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона №328-ФЗ, ч.ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ.
Установлено, что Акаев И.А. систематически давал указания подчиненным ему сотрудникам отделения специального назначения №1 Управления, осуществляющим препровождение иностранных граждан, совершать заведомо незаконные действия по перевозке продовольственных товаров (зернистой икры) без соответствующей маркировки, тем самым, не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов на государственной службе, не исполнял обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, не соблюдал ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.
Нарушение иных положений антикоррупционного законодательства в ходе проведения проверки не выявлено.
За время работы Акаев И.А. неоднократно поощрялся ведомственными наградами, действующих, на момент окончания настоящей проверки дисциплинарных взысканий, а также взысканий за коррупционные правонарушения не имеет.
02.06.2023 года Управлением собственной безопасности обратилось к руководству службы, Врио директора ФССП-главного судебного пристава РФ сообщено о результатах проверки в отношении Акаева И.А., уведомление №вн.
Разрешая требования истца с учетом его доводов об отсутствии факта совершения коррупционного правонарушения, суд приходит с выводу о том, что материалы дела в своей совокупности подтверждают факт совершения Акаевым И.А. указанного проступка при обстоятельствах, установленных по результатам проведенной в отношении него проверки ОСБ УФССП России.
Как следует из должностной инструкции заместителя руководителя УФССП по Камчатскому краю ЧАО – заместителя главного судебного пристава Камчатского края и ЧАО указанная должность относится к должностям старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Сотрудник органа принудительного исполнения РФ, замещающий должность заместителя руководителя должен обладать профессиональными навыками: эффективно руководить территориальным органом ФССП России, его подразделениями и подчиненными должностными лицами; своевременно выявлять и разрешать ситуации, приводящие к конфликту интересов.
В соответствии с п.4.3.19 обязан уведомлять нанимателя от имени РФ обо всех случаях совершения коррупционных правонарушений либо попытках их совершения, ставших ему известными в связи с исполнением им, должностных обязанностей.
В соответствии с п.4.3.30 по направлению организации обеспечения установленного порядка деятельности судов организовывать и обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Таким образом, сотрудники отделения специального назначения №1 Управления УФССП по Камчатскому краю и ЧАО находились в служебном подчинении Акаева И.А.
Из пояснений самого Акаева, полученных в рамках проведения проверки по обстоятельствам инкриминируемого ему коррупционного правонарушения в контакте с заданными ему письменно вопросами, следует, что он обращался с просьбами к указанным сотрудникам об оказании ему содействия в перевозке зернистой икры без маркировки в служебное время - время препровождения этими сотрудниками иностранных граждан и лиц без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в связи с назначенным им административным наказанием в виде выдворения за пределы РФ.
С предложениями и просьбами о перевозке зернистой икры без соответствующей маркировки к нему (Акаеву) обращались лица, чьи данные указаны в уголовном деле.
В виде благодарности в связи с перевозкой икры зернистой Акаев И.А. получал денежную скидку в виде 300 рублей с 1 кг икры.
Указанные самим истцом обстоятельства объективно свидетельствуют о возникновение конфликта интересов, стороной которого он являлся, и непринятие мер к его предотвращению в результате сокрытого факта личной заинтересованности при исполнении им должностных обязанностей.
В силу прямого указания закона сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
При этом, то обстоятельство, что в настоящее время в рамках возбужденного в отношении Акаева И.А. уголовного дела не принято процессуального решения о виновности или невиновности его в совершении вмененных преступления, не может являться основанием для признания необоснованными выводов проверки о наличии условий для его увольнения по п.1.1 п.1 ст.37, п. 1 ч.1 ст.59.2 Федерального закона N 79-ФЗ, поскольку основанием увольнения истца послужило не возбуждение уголовного дела, а несоблюдение им требований о предотвращении конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции, повлекшие утрату к нему доверия со стороны нанимателя, а не преступные действия, ответственность за которые предусмотрена действующим Уголовным кодексом РФ.
Согласно ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 49 и 81 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа принудительного исполнения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - также на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть наложено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа принудительного исполнения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.
При наложении взысканий, предусмотренных статьями 49 и 81 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником своих служебных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 49 и 81 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
Копия акта о наложении на сотрудника взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов Российской Федерации, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику под расписку в течение пяти рабочих дней со дня издания соответствующего акта, а при отсутствии сотрудника на службе направляется по месту его жительства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В силу п.3 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 года взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее-Положение).
Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении. (п.12 Положения).
Согласно подп. "а", "а.1" п. 10 Положения о проверке основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В силу подп. "а" п. 22 Положения начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подп. "б" настоящего пункта в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.
Государственный служащий вправе давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме (п. 24 Положения).
Право государственного служащего представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме при осуществлении проверки (подпункт "б" пункта 24 Положения) закреплено в Законе о государственной гражданской службе. Определяя права гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, пункт 1 части 8 статьи 59 данного закона предусматривает его право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы.
При этом Закон о государственной гражданской службе в статье 59 не устанавливает конкретного срока в течение которого гражданский служащий может воспользоваться своим правом на представление доказательств в обоснование своей позиции, иные положения этого закона также не содержат каких-либо ограничений сроке, в течение которого гражданский служащий вправе представить документы в подтверждение своей позиции, в связи с чем данное право может быть реализовано им (гражданским служащим) в течение всего срока проведения в отношении него служебной проверки.
Отсутствие в подпункте "б" пункта 24 Положения указания на срок, в течение которого гражданский служащий в связи с проводимой проверкой вправе представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, не может рассматриваться как противоречие пункту 1 части 8 статьи 59 Закона о государственной гражданской службе.
По окончании проверки соответствующая кадровая служба обязана ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (п. 23 Положения от 21.09.2009 N 1065).
Согласно пункту 28 Положения, по результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений: а) о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы; б) об отказе гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы; в) об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности; г) о применении к государственному служащему мер юридической ответственности; д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно пункту 31 Положения должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: а) назначить гражданина на должность федеральной государственной службы; б) отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы; в) применить к государственному служащему меры юридической ответственности; г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Таким образом, законом установлены особые порядок и сроки привлечения сотрудника органов принудительного исполнения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Указанный порядок предусматривает, в частности, возможность применения взысканий за коррупционные правонарушения лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии, а также закрепляет сроки применения этих взысканий.
Приказом ФССП России №1488-лс от 06.03.2023 года назначено проведение проверки в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 года №1065 в отношении Акаева И.А.
Уведомлением от 06.03.2023 года Акаеву И.А. сообщено о проведении проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Акаеву И.А. разъяснено, что он вправе давать пояснения в письменной форме в ходе проверки, по вопросам подлежащим проверке, по результатам проверки; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, обращаться в кадровую службу с ходатайством о проведении по вопросам, рассматриваемым в ходе проверки.
07.03.2023 года Акаевым получено уведомление о проведении проверки, которая назначена Приказом ФССП России №-лс от 06.03.2023 года.
Уведомлением от 06.03.2023 года Акаеву И.А. разъяснены положения п. 24 Положения.
Объяснения истца были затребованы уведомлением от 16.03.2023 года.
Объяснения Акаевым предоставлены 20.03.2023 года.
При этом истец не был лишен права представлять дополнительные объяснения, материалы, в том числе и посредством направления указанных документов по почте и иными средствами связи.
Таким образом, требования п.22, 24 Положения ответчиком также были соблюдены.
03.05.2023 года Управлением собственной безопасности обратилось к руководству службы, Врио директора ФССП-главного судебного пристава РФ с ходатайством о продлении срока проведения проверки до 90 дней. Срок проведения проверки продлен до 90 дней.
02.06.2023 года проверка была завершена.
Таким образом, требования п.12 Положения ответчиком были соблюдены.
Уведомлением № от 07.06.2023 года Акаеву И.А. разъяснено об окончании проведении проверки, 02.06.2023 года и принятии решения о представлении материалов проверки в Центральную аттестационную комиссию федерального органа принудительного исполнения.
Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 утверждено положение "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".
В соответствии со ст. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее Положение о комиссиях) основаниями для проведения заседания комиссии являются, в том числе представление руководителем государственного органа в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, материалов проверки, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо (п.14 Положения о комиссиях).
Пунктом 20 Положения о комиссиях установлено, что на заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе (с их согласия), и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.
Согласно пунктам 22 - 26.1 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821, по итогам рассмотрения вопроса комиссия принимает одно из соответствующих решений.
В соответствии с п.23 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; установить, что государственный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.
В силу пункта 30 вышеуказанного Положения решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании.
Копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляются руководителю государственного органа, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам. (п.33 Положения).
Уведомлением № от 07.06.2023 года Акаеву И.А. разъяснено об окончании проведении проверки, 02.06.2023 года и принятии решения о представлении материалов проверки в Центральную аттестационную комиссию федерального органа принудительного исполнения.
Восточным межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ в адрес заместителя начальника Управления собственной безопасности ФССП России направлено уведомление от 02.06.2023 года в соответствии с которым разрешено участие Акаева И.А. в заседаниях комиссий по проведению проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулирования конфликта интересов.
04.08.2023 года Акаеву И.А. направлено уведомление № о проведении заседания комиссии.
С указанным уведомлением Акаев И.А. ознакомлен 04.08.2023 года.
08.08.2023 года состоялось заседание Центральной аттестационной комиссии федерального органа принудительного исполнения, что подтверждается протоколом №3.
В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии №3 от 08.08.2023 года в состав комиссии входит 21 человек, присутствовали 14 человек, в том числе негосударственные служащие 2 человека.
По итогам заседания комиссии, принято решение, что Акаев И.А. несоблюдал требования к служебному поведению. Рекомендовано директоруФедеральной службы судебных приставов - главному судебному приставуРоссийской Федерации применить к Акаеву И.А. меру ответственности в видеувольнения в связи с утратой доверия.
Управлением собственной безопасности директору ФССП-главному судебному приставу РФ Аристову Д.В. направлено уведомление №вн от 09.08.2023 года о результатах заседания комиссии.
В соответствии с пунктом 33 Положения о комиссиях выписка из Протокола №3 заседания Комиссии от 08.08.2023 года направлена в адрес Акаева И.А. письмом от 14.08.2023 года.
Участие Акаева И.А. в ходе проведения заседания комиссии было обеспечено посредством видеоконференц-связи.
В связи с чем, довод стороны истца о том, что Акаеву И.А. не представлена возможность высказаться на заседании комиссии во внимание судом не принимается.
Согласно протоколу заседания комиссии решение о предложенной мере ответственности в связи с утратой доверия было сообщено Акаеву И.А. и Старову Д.С. секретарем комиссии - Соляновым Р.Г.
Вписка из протокола заседания комиссии направлена Акаеву И.А. в нормативно установленный срок.
В этой связи, утверждение истца о не доведении до него информации о результатах принятого решения также не принимается во внимание судом.
Негласная аудиозапись заседания комиссии, выполненная Акаевым И.А. и представленная суду в качестве доказательства вышеприведенных доводов судом не принимается, поскольку нарушение порядка, установленного Положением о комиссиях не подтверждает.
Более того, без диагностики аутентичности фонограммы документируемого звукового события представленная аудиозапись не может быть признана судом допустимым и достоверным доказательством.
Также следует отметить, что в антикоррупционном законодательстве отсутствует однозначное определение понятия "результат проверки", а также не установлен срок, в течение которого соответствующая кадровая служба обязана ознакомить государственного служащего с результатами проверки, порядка ознакомления государственного служащего с результатами проверки.
В данном случае, согласно Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821, окончательное решение по результатам проверки принимает Комиссия на заседании с возможным участиемгражданского служащего. В этой связи результатами проверки является решение Комиссии, которое содержится в выписке из протокола от 08.08.2023 года №3 и направлено истцу в установленный срок.
С приказом №-лс от 14.08.2023 года об увольнении Акаева И.А. в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которой он является, Акаев И.А. ознакомлен 15.08.2023 года.
Таким образом, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о соблюдении ответчиком порядка привлечения Акаева И.А. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
С учетом установленных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о признании приказа №-лс от 14.08.2023 года о наложении на Акаева И.А. дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения незаконным.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления Акаева И.А. на службе с 14.08.2023 года в должности заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу-заместителя главного судебного пристава Камчатского края и Чукотского автономного округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Акаева Ильмиямина Абдулмуталимовича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения незаконным, о восстановлении на службе в занимаемой должности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Петропавловск-
Камчатского городского суда Т.А. Дворцова
Мотивированное решение составлено 20.12.2023 года
Копия верна:
Судья:
Подлинный документ
находится в деле № 2-6803/2023
41RS0001-01-2023-010898-98