УИД 91RS0019-01-2023-005962-92
№ 2-1102/2024
№ 33-11298/2024
Председательствующий судья первой инстанции Тарасенко Т.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,
судей Калюбиной А.Г., Паниной П.Е.,
при секретаре Петровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Болдырева В.Л. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе представителя Болдырева В.Л. – Савенко Г.В. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 2 апреля 2024 года,
у с т а н о в и л а:
Болдырев В.Л. обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, об установлении границ земельного участка, площадью 16936 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с предложенным списком координат характерных точек границ, а также признании за ним права собственности на указанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с технической документацией по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право на земельный участок гражданину Болдыреву В.Л. для ведения товарного сельскохозяйственного производства на территории Добровского сельского совета Симферопольского района образован земельный участок площадью 2,0 га, которому присвоен кадастровый №, указанный земельный участок предоставлен в аренду сроком на 5 лет.
В соответствии с проектом землеустройства по отводу в собственность Болдыреву В.Л. земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью 2,0 га, расположенного в районе <адрес> на территории <адрес> изменены границы земельного участка с кадастровым № для передачи его в собственность.
11 июня 2020 года истец обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 22 июля 2020 года № 3416 истцу отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка на основании п.2 ч.6 ст.13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38 ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
По заказу истца специалистом-топографом подготовлено заключение от 4 декабря 2023 года согласно которому имеется возможность уточнения местоположения границ земельного участка с ранее присвоенным кадастровым №, которое исключает какое- либо пересечение с границами земельных участков, кадастрового квартала № и охранной зоны ручья Кизил-Коба.
На основании изложенного, истец просил установить границы земельного участка площадью 16936 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с предложенным списком координат характерных точек границ, а также признать за ним право собственности на указанный земельный участок.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 2 апреля 2024 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Болдырева В.Л. – Савенко Г.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм процессуального и материального права.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали апелляционную жалобу по мотивам, изложенным в ней.
Иные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
На основании части 2.1 статьи 113 и статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым № 1612-р от 5 августа 2011 года Болдыреву В.Л. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения на территории Добровского сельского совета (т. 1, л.д.53, т. 2, л.д.71).
Распоряжением Симферопольской районной государственной Администрации в Автономной Республике Крым № 599-р от 20 марта 2012 года внесены изменения в распоряжение № 1612-р от 5 августа 2011 года, п.1 изложен в новой редакции: «Разрешить Болдыреву В.Л. разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га пашни из земель ранее переданных Болдыреву В.Л. в аренду для ведения товарного сельскохозяйственного производства на территории <адрес>» (т. 1, л.д.54, т. 2, л.д.72).
Распоряжением Симферопольской районной государственной Администрации в Автономной Республике Крым № 1561-р от 9 августа 2012 года внесены изменения распоряжение № 1612-р от 5 августа 2011 года, п.1 изложен в новой редакции: «Разрешить Болдыреву В.Л. разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га пашни из земель ранее переданных Болдыреву В.Л. в аренду для ведения товарного сельскохозяйственного производства 1,8132 га и площадью 0,1868 га из земель запаса сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>». Распоряжение Симферопольской районной государственной Администрации в Автономной Республике Крым № 599-р от 20 марта 2012 года постановлено считать утратившим силу (том 1, л.д.55)
Распоряжением Симферопольской районной государственной Администрации в Автономной Республике Крым № 2525-р от 12 декабря 2012 года внесены изменения в распоряжение № 1561-р от 9 августа 2012 года, п.1 изложен в новой редакции: «Разрешить Болдыреву В.Л. разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га пашни из земель ранее переданных Болдыреву В.Л. в аренду для ведения товарного сельскохозяйственного производства 1,8074 га и площадью 0,1926 га из земель запаса сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>» (т. 1, л.д.56, т. 2, л.д.73).
19 июня 2020 года Болдырев В.Л. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность площадью 2 000 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на территории <адрес> на основании распоряжением Симферопольской районной государственной Администрации в Автономной Республике Крым от 5 августа 2011 № 1612-р в порядке завершения оформления права на земельный участок (том 2, л.д.69).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № 3416 от 22 июля 2020 года истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатного земельного участка площадью 2 000 кв.м, на основании пункта 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с несоответствием местоположения земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования, расположением в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках не предусмотрено (том 2, л.д.68).
По состоянию на 12 февраля 2024 года заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок в регистрирующий орган не поступали (том 1 л.д. 123, 205).
На основании пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, в том числе право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С 1 марта 2015 г. случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;
земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с его целевым назначением и установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании, определенном законом субъекта Российской Федерации, и по профессии, специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий»;
земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научнотехнологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
земельного участка управляющей компании, указанной в Федеральном законе «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», для целей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Кроме того, условия приобретения земельного участка в собственность бесплатно предусмотрены положениями Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 9.1 статьи 3 указанного Федерального закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.Таким образом, действующее законодательство содержит конкретные основания предоставления земельного участка в собственность физического лица бесплатно (статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2.7 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), а также предусматривает возможность регистрации за физическим лицом права собственности на земельный участок без принятия соответствующего решения о выделении земельного участка (пункты 4, 9.1 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что истцом не предоставлены доказательства в подтверждение предусмотренных действующим законодательством оснований для бесплатного приобретения прав на земельный участок в указанных кадастровым инженером координатах.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Юридически значимым обстоятельством по делам по искам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации является установление того, на каком праве, какой площадью и каким органом предоставлялся земельный участок гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также то, что такое предоставление земельного участка было осуществлено в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264, согласно которого документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, являются: 1) государственный акт на право собственности на землю (земельный участок); 2) государственный акт на право частной собственности на землю; 3) государственный акт на право постоянного пользования землей (земельным участком); 4) государственный акт на право коллективной собственности на землю; 5) свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество; 6) свидетельство о праве пользования недвижимым имуществом; 7) свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов; 8) свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона), если публичные торги (аукцион) не состоялись; 9) договор аренды земли (земельного участка); 10) договор субаренды на землю (земельный участок); 11) договор об установлении сервитута; 12) договор временного пользования землей (земельным участком); 13) договор о предоставлении права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (договор эмфитевзиса); 14) договор пользования чужим земельным участком для строительства (договор суперфиция); 15) решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность или пользование (за исключением аренды); 16) свидетельство о праве на наследство; 17) наследственный договор; 18) договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско- правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации; 19) регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества; 20) решение о приватизации, в том числе жилого помещения; 21) договор найма здания или помещения; 22) решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости; 23) решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность; 24) определение суда об утверждении (признании) мирового соглашения; 25) документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
На основании принятого Симферопольской районной государственной администрацией распоряжения о разрешении разработки проекта землеустройства у Болдырева В.Л. возникло право на оформление и получение в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га из земель запаса сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>.
Истцом данное право не реализовано.
Доказательств выделения истцу спорного земельного участка на каком- либо праве на основании решения уполномоченного органа суду первой и апелляционной инстанций не представлено. Спорный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, какие-либо строения, принадлежащие на праве собственности истцу, на спорном земельном участке отсутствуют.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (статьи 9 - 11 ЗК РФ).
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Закон Республики Крым N 38-3РК от 31.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-3РК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статья 1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В статье 13 Закона N 38-3РК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в части 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона N 38-3РК). В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 38-3РК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Испрашиваемый истцом земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и его месторасположение не соответствует градостроительной документации, вследствие чего, имел место отказ МИЗО РК, выраженный в приказе от 22 июля 2020 г. в предоставлении земельного участка.
По смыслу ст. 12 ГК РФ лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в данной правовой норме способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих прав.
Вместе с тем, выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, и способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлен определенный порядок завершения оформления прав на земельные участки, предусматривающий проверку компетентными органами соответствия места расположения объекта соответствующим схемам, документации по планировке территории, градостроительной документации.
Судебная коллегия принимает во внимание, что суд не отнесен к подобным компетентным органам и не уполномочен на принятие решений о признании права собственности на земельный участок с установлением размера и границ земельного участка, их координат, заменяя собой компетентные органы в сфере землеустройства.
Как предусмотрено ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Между тем, суд в пределах своей компетенции не вправе устанавливать характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположение границ земельных участков и являются необходимыми для государственной регистрации права на землю в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Болдырева В.Л., в связи с отсутствием обстоятельств, необходимых для возникновения права собственности истца на спорный земельный участок и установлении границ указанного земельного участка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 2 апреля 2024 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя Болдырева В.Л. – Савенко Г.В. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 25 ноября 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи