Решение по делу № 33-7903/2024 от 13.08.2024

УИД 29RS0023-01-2024-002094-52

Строка 2.054, г/п 0 руб.

Судья Баранов П. М.

Докладчик Сафонов Р. С.        Дело № 33-7903/2024       12 сентября 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Бланару Е. М.,

судей Зайнулина А. В., Сафонова Р. С.,

при секретаре Панютиной Ж. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-2754/2024 по иску Каличева А.Ю. к войсковой части 92485, федеральному казенному учреждению                      «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий, взыскании невыплаченной заработной платы, оплаты отпусков с апелляционной жалобой войсковой части 92485 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 2 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия

установила:

Каличев А. Ю. обратился в суд с иском к войсковой части 92485, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о признании незаконными действий, взыскании невыплаченной заработной платы, оплаты отпусков.

В обоснование требований указал, что работает на основании трудового договора в войсковой части 92485. Финансовое обеспечение войсковой части 92485 осуществляет ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала – «3 финансово-экономическая служба». В период с февраля 2023 года по ноябрь 2023 года ему выплачивались дополнительные стимулирующие выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации». Считал, что указанное дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда, поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счёт экономии фонда оплаты труда. Просил признать незаконными действия ФКУ «ОСК Северного флота» по выплате дополнительного материального стимулирования в составе заработной платы в пределах минимального размера оплаты труда, взыскать невыплаченную заработную плату за период с февраля 2023 года по ноябрь 2023 года в размере 44 415 рублей 02 копейки, задолженность по оплате отпусков в размере 3 344 рубля 70 копеек.

В ходе судебного разбирательства определением суда произведена замена ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» на его правопреемника федеральное казенное учреждение «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФКУ «29 ФЭС» МО РФ).

В судебное заседание суда первой инстанции истец, представители ответчиков, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 2 мая 2024 года иск Каличева А. Ю. к войсковой части 92485, ФКУ «29 ФЭС» МО РФ о признании незаконными действий, взыскании невыплаченной заработной платы, оплаты отпусков удовлетворён частично. С войсковой части 92485 за счёт средств ФКУ «29 ФЭС» МО РФ в пользу Каличева А. Ю. взысканы невыплаченная заработная плата за период с февраля 2023 года по ноябрь 2023 года в размере 44 415 рублей 21 копейка, задолженность по оплате отпусков в размере 4 168 рублей 99 копеек. В удовлетворении требований Каличева А. Ю. к войсковой части 92485, ФКУ «29 ФЭС» МО РФ о признании незаконными действий отказано.

С указанным решением не согласился временно исполняющий обязанности командира войсковой части 92485 Ларионов С. Н., в поданной апелляционной жалобе он просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права.

Указывает, что приказом командующего Северным флотом от               ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 92485 зачислена на финансовое обеспечение филиала ФКУ «ОСК Северного флота» – «3 финансово-экономическая служба», основным видом деятельности которого является начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими выплатами. Вина войсковой части 92485 в несвоевременной выплате истцу денежных средств отсутствует.

Считает, что войсковая часть 92485 не является субъектом спорного правоотношения, надлежащим ответчиком является ФКУ «29 ФЭС» МО РФ как правопреемник ФКУ «ОСК Северного флота».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещённые о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей третьей и четвёртой статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.

Из материалов дела видно, что Каличев А. Ю. работает в войсковой части 92485 машинистом крана (крановщиком) инженерно-позиционного отделения на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно условиям трудового договора, дополнительных соглашений к трудовому договору, расчётным листкам истцу был установлен должностной оклад в размере 7 670 рублей, с 1 октября 2023 года – 8 092 рубля, районный коэффициент 1,4, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 80 процентов, другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В периоды с 10 мая 2023 года по 26 мая 2023 года и с 21 августа 2023 года по 24 сентября 2023 года истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска.

В 2023 году начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 92485 производил филиал ФКУ «ОСК Северного флота» – «3 финансово-экономическая служба».

В период с февраля по ноябрь 2023 года истцу выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации».

При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 129, 133, 135, 146, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации», приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца. При этом исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Установив, что заработная плата истцу начислялась с учётом дополнительного материального стимулирования, которое учитывалось ответчиком ФКУ «ОСК Северного флота» при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда, суд взыскал с ответчиков в пользу истца невыплаченную заработную плату за период с февраля 2023 года по ноябрь 2023 года в размере 44 415 рублей 21 копейка, а также недоначисленную и невыплаченную оплату ежегодных отпусков, предоставленных в периоды с 10 мая 2023 года по 26 мая 2023 года и с         21 августа 2023 года по 24 сентября 2023 года, в общем размере 4 168 рублей 99 копеек.

Отказывая в удовлетворении требований о признании действий ответчика незаконными, суд исходил из того, что в настоящее время начисление заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 92485 производит вновь созданное юридическое лицо – ФКУ «29 ФЭС» МО РФ, следовательно, при данных обстоятельствах признание действий ответчика незаконными само по себе не направлено на восстановление нарушенных трудовых прав истца, которые восстановлены взысканием невыплаченной заработной платы.

С данными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Статьёй 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (абзац второй части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

С 1 октября 2019 года система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 данного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).

В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счёт средств экономии фонда оплаты труда.

Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии, бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

В соответствии с частями первой, третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 года № 522-ФЗ) определено, что с 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 16 242 рубля в месяц.

Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определённого законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учёта особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П.

Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, и при принятии руководителем решения об объёмах распределения экономии фонда оплаты труда на выплату премий, не включается в состав средней заработной платы работника.

Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат и направлено на усиление материальной заинтересованности, повышение ответственности и улучшение результатов труда работников.

Выводы суда в указанной части согласуются с правовой позицией, изложенной в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2014 года № 21-КГ14-9, в постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от           10 февраля 2020 года № 65-АД20-1.

Доводы жалобы войсковой части 92485 о том, что надлежащим ответчиком по делу является только ФКУ «29 ФЭС» МО РФ, поскольку данное учреждение производит выплату заработной платы работникам войсковой части 92485, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.

Трудовые отношения, как следует из положений части первой статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Сторонами трудовых отношений является работник и работодатель (часть первая статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры (часть четвёртая статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью первой статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Согласно пункту 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации» представителем Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, в соответствии со статьёй 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе командиры (руководители) воинских частей в отношении работников подчинённых воинских частей (организаций).

Поскольку трудовые отношения у истца Каличева А. Ю. согласно заключённому с ним трудовому договору возникли с войсковой частью 92485, то именно эта войсковая часть является работодателем по отношению к Каличеву А. Ю., в связи с чем оснований для признания войсковой части 92485 ненадлежащим ответчиком не имеется.

В силу специфики организации в Вооружённых Силах Российской Федерации отношений по оплате труда гражданского персонала их участником является не только военная организация (войсковая часть), с которой работник состоит в трудовых отношениях, но и специализированое учреждение Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющее функции по начислению и выплате заработной платы указанной категории работников, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал войсковую часть 92485 и ФКУ «29 ФЭС» МО РФ надлежащими ответчиками и взыскал заработную плату с работодателя войсковой части 92485 за счёт средств ФКУ «29 ФЭС» МО РФ.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 2 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 92485 – без удовлетворения.

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2024 года.

Председательствующий Е. М. Бланару
Судьи А. В. Зайнулин
Р. С. Сафонов

33-7903/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Каличев Андрей Юрьевич
Ответчики
войсковая часть 92485
ФКУ «29 ФЭС» МО РФ
Суд
Архангельский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
13.08.2024Передача дела судье
12.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Передано в экспедицию
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее