РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего Третьяковой Л.А., при секретаре Смирновой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску гражданина Украины Овчарука И.И. к ОМВД России по городскому округу <данные изъяты> Московской области об оспаривании решений о сокращении срока временного пребывания и о неразрешении въезда в Российскую Федерацию,
установил:
Овчарук И.И. обратился в суд с иском, в котором просит: отменить решение ОВМ ОМВД России по городскому округу Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в отношении гражданина Украины Овчарука Ивана Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ
признать незаконным и отменить решение ОМВД России по городскому округу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Украины Овчарука И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ
исключить Овчарука И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из списка лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации на срок до ДД.ММ.ГГГГ
признать незаконным и подлежащим отмене представление № от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Украины Овчарука И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Никифорова Е.В. иск поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ года УФМС России по Московской области в отношении истца вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на основании п.п. 12 ч. 1 ст. 27 ФЗ-114 « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 года. С ДД.ММ.ГГГГ Овчарук И.И. проживает в гражданском браке с ФИО2 и ее малолетним сыном. ФИО2 является гражданкой Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь ФИО1 которая также является гражданкой Российской Федерации. Для регистрации брака с ФИО2 и оформления отцовства на ребенка в марте 2018 года он обратился в ЗАГС г. Егорьевска, где ему было сообщено, что ему необходимо предоставить справку о том, что он не находится в зарегистрированном браке на территории Украины. Также ему было необходимо подать документы на получение вида на жительства и российского гражданства. Для этой цели он поехал на Украину. Получив справки и возвращаясь в Россию в ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что у него стоит запрет на въезд в Российскую Федерацию, сроком на ДД.ММ.ГГГГ. Он является единственным кормильцем в своей семье. Его супруга временно не работает, так как находится в декретном отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию лишило его возможности общения с семьей, административный истец не может дать своим родным необходимые поддержку и заботу, обеспечить финансово, не может воспитывать детей, заниматься строительством и ремонтом дома.
Представитель административного ответчика по доверенности Борзова В.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что согласно сведениям Автоматизированной системы централизованной базы данных учета иностранных граждан, Овчарук И.И. находился на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. В нарушение требований действующего законодательства истец выехал из РФ 09.01.2018 г. Законных оснований для нахождения истца на территории РФ не имеется. Решением ОМВД России по городскому округу Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Овчарук И.И. был закрыт въезд в РФ сроком на <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ. Обстоятельств, указанных в п.8 ст.26 ФЗ-114, а также наличия законных оснований нахождения на территории РФ Овчарук И.И. не представлено. Не представлено также доказательств наличие семейных отношений, согласно данным АС ЦБДУИГ цель посещения Овчарук И.И. Российской Федерации была частная. Разрешения на временное проживание, вид на жительство Овчарук И.И. не выдавался. В ДД.ММ.ГГГГ Овчарук И.И. был привлечен к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания по ст.18.8 КоАП РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом установлено, что Овчарук И.И. является гражданином республики Украина. ДД.ММ.ГГГГ у Овчарук И.И. и гражданки России ФИО2 на территории Российской Федерации родилась дочь – ФИО1 о чем ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отделом ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области выданы свидетельство о рождении ФИО1 и свидетельство об установлении отцовства Овчарука И.И. в отношении ребенка Мишаковой П.И.
ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по городскому округу Егорьевск Московской области было вынесено решение о неразрешении въезда в РФ Овчарук И.И. на основании подпункта 12 ч.1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» сроком до 09.01.2021. Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Овчарук И.И. принято 14.02.2018 ОМВД России по городскому округу Егорьевск Московской области на основании подпункта 12 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» сроком до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в период пребывания в Российской Федерации Овчарук И.И. превысил срок пребывания предыдущего пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Под разрешением на временное проживание в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим же Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно подпункту 12 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
По сведениям базы АС ЦБДУИГ Овчарук И.И. находился на территории Российской Федерации более <данные изъяты> в течение <данные изъяты>, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.
Исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).
Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (статья 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).
В постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
В судебном заседании свидетель ФИО2 показала, что она является гражданской женой Овчарука И.И., они проживают вместе уже <данные изъяты>. У нее имеется несовершеннолетний сын, и общий с ним ребенок – дочка <данные изъяты> Она находилась на его иждивении. Проживали они одной семьей в <адрес> Дочка очень привязана к отцу и сейчас очень по нему скучает. Нарушаются права ребенка. Он хочет получить в России вид на жительства, но то одна справка просрочится, то другая. Он уже три раза ездил на Украину за справками.
В судебном заседании свидетель ФИО3 показал, что он является соседом Овчарука И.И., которого знает с ДД.ММ.ГГГГ. Где сейчас ФИО3 живет, проживала его мать, И.И. помогал ей. Овчарук И.И. проживает с ФИО2 и дочерью, Иван всегда находился с дочкой, читал ей книги, укладывал спать, содержал семью. Марина сейчас не работает, находится дома с ребенком.
В судебном заседании свидетель ФИО4 показал, что он является близким знакомым Овчарука И.И., знает его лет <данные изъяты> Сейчас Овчарук И.И. проживает с супругой ФИО2 У них есть дочка, Иван обеспечивал всю семью, поскольку ФИО2 находится в декретном отпуске. Они приобрели дом рядом, Иван делал ремонт в доме. Он помогал всем жителям деревни, у него золотые руки. С ФИО2 хотели подать заявление в ЗАГС и расписаться, но не хватило каких- то документов. Марине сейчас очень трудно, она в декретном отпуске, не работает, у неё дети.
В судебном заседании свидетель ФИО5 показала, что она является уполномоченным по правам человека Московской области в городском округе Егорьевск. Овчарук И.И. и его жену ФИО2 знает менее года. Они познакомились на судебном заседании, из дома, в котором он проживал, были украдены деньги, документы и договор купли- продажи. Овчарук И.И. рассказывал, что по указанию кого-то к нему часто приходили сотрудники полиции и приглашали в УФМС. Он был привлечен к административной ответственности за нарушения визового режима, ему назначено наказание в виде штрафа без выдворения. К ней приходила жена Овчарук И.И., которая пояснила, что ему не разрешают въезд в Российскую Федерацию. ДД.ММ.ГГГГ в свидетельство о рождении дочки Полины был вписан как отец Овчарук И.И. Сейчас нарушаются права ребенка.
В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" разъяснено, что, как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод. При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке. Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 марта 2006 года N 55-О разъяснено, что, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что при вынесении ОМВД России по городскому округу <данные изъяты> Московской области представления № от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Украины Овчарука И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ № о сокращении временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в отношении гражданина Украины Овчарука Ивана Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ на срок до 09.01.2021 года, а также решения ОМВД России по городскому округу <данные изъяты> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении в отношении него въезда в Российскую Федерацию не были приняты во внимание такие факты, как проживание на территории Российской Федерации гражданской жены, дочери административного истца - гражданки Российской Федерации, обеспеченных жилой площадью, длительность проживания Овчарук И.И. в Российской Федерации. Оспариваемые административным истцом решения не отвечают принципу справедливости и соразмерности установленного ограничения выявленному нарушению, и противоречит нормам действующего законодательства, данными решениями о неразрешении въезда в Российскую Федерацию созданы препятствия для реализации прав и свобод Овчарука И.И.
При таких обстоятельствах суд находит Овчарука И.И. подлежащим исключению из списка лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене решение ОМВД России по городскому округу <данные изъяты> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № о сокращении временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в отношении гражданина Украины Овчарука И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным и подлежащим отмене решение ОМВД России по городскому округу <данные изъяты> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Украины Овчарука Ивана Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Исключить Овчарука Ивана ИвановичаДД.ММ.ГГГГ года рождения, из списка лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным и подлежащим отмене представление ОМВД России по городскому округу <данные изъяты> Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Украины Овчарука И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца.
Судья подпись Третьякова Л.А.