Решение по делу № 33-7348/2020 от 21.04.2020

УИД: 66RS0025-01-2019-001574-16

Судья Исаева О.В. Дело № 2-36/2020 (№ 33-7348/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 15 мая 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Сторожковой Н.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Салде Свердловской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности по зачету периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе истца на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 17.01.2020.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сторожкова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Салде Свердловской области (межрайонное) (далее по тексту Управление) о защите пенсионных прав.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 26.12.2017 обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста). В назначении пенсии решением Управления от 15.01.2018 № 2200761/17 отказано по мотиву отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Необоснованно, как полагает истец, не приняты к зачету в специальный стаж периоды ее обучения в Нижнетагильском педагогическом училище с 01.09.1987 по 14.05.1989 и с 15.06.1989 по 01.08.1989, а также следующие периоды ее трудовой деятельности:

- с 26.09.1995 по 04.04.1999 – педагогом дополнительного образования в Нижнесалдинском доме творчества;

- с 17.02.2000 по 10.10.2006 – педагогом дополнительного образования в муниципальном учреждении дополнительного образования Клуб юных техников «Эврика»;

- с 11.10.2006 по 31.03.2011 – педагогом дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Клуб «Эврика»;

- с 01.04.2011 по 11.04.2014 – директором в МОУДОД Клуб «Эврика»;

- с 18.06.2015 по 21.06.2015 – старшим педагогом дополнительного образования в МОУДОД Клуб «Эврика»;

- с 22.06.2015 по 13.03.2016 – старшим педагогом дополнительного образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 7».

Настаивая на том, что указанные спорные периоды трудовой деятельности подлежат зачету в специальный стаж ввиду осуществления ею педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей, а периоды обучения – как периоды, непосредственно предшествовавшие педагогической деятельности, Сторожкова Н.В. просила: признать решение Управления от 15.01.2018 № 2200761/17 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать Управление зачесть спорные периоды обучения и трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Ответчик возражал против иска.

Определением суда от 25.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования администрации городского округа Нижняя Салда.

Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 17.01.2020 иск Сторожковой Н.В. удовлетворен частично: на Управление возложена обязанность зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы истца с 26.09.1995 по 04.04.1999 в должности педагога дополнительного образования в Нижнесалдинском доме творчества и с 17.02.2000 по 31.12.2000 – в должности педагога дополнительного образования в МОУДОД Клуб юных техников «Эврика». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С указанным решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований не согласилась истец, которая в апелляционной жалобе просит отменить решение в данной части и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Настаивает на том, что спорные периоды ее работы в должности педагога дополнительного образования (старшего педагога дополнительного образования), а также в должности директора с выполнением годовой нормы педагогической нагрузки подлежат зачету в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку выполняемая ею работа являлась педагогической, тождественна работе «педагога». Для решения вопроса о назначении досрочной пенсии по старости имеет значение характер выполняемой работы и должностных обязанностей, а также выполнение педагогической работы в учреждениях для детей. В спорные периоды она осуществляла дополнительное образование учащихся в образовательных учреждениях для детей, развивая их творческую деятельность, что позволяет включить данные периоды в стаж педагогической деятельности в целях досрочного назначения пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Комарова О.А. просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В заседание судебной коллегии стороны, третье лицо не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались заблаговременно надлежащим образом: истец – телефонограммой от 28.04.2020, ответчик и третье лицо - путем направления извещений на адреса электронной почты, а также путем размещения 28.04.2020 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). До начала судебного заседания от всех участвующих в деле лиц поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие участвующих в деле лиц.

Решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 17.01.2020 в части удовлетворения исковых требований Сторожковой Н.В. никем из сторон не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Сторожкова 26.12.2017 обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 15.01.2018 № 2200761/17 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Зачтенный пенсионным органом специальный стаж истца на момент ее обращения за назначением пенсии составил 07 лет 03 дня при требуемом 25 лет. При этом в специальный стаж не включены, в том числе, периоды обучения истца в Нижнетагильском педагогическом училище с 01.09.1987 по 14.05.1989 и с 15.06.1989 по 01.08.1989, а также следующие периоды ее трудовой деятельности:

- с 17.02.2000 по 10.10.2006 – педагогом дополнительного образования в МУДО Клуб юных техников «Эврика»;

- с 11.10.2006 по 31.03.2011 – педагогом дополнительного образования в МОУДОД Клуб «Эврика»;

- с 01.04.2011 по 17.06.2015 – директором в МОУДОД Клуб «Эврика»;

- с 18.06.2015 по 21.06.2015 – старшим педагогом дополнительного образования в МОУДОД Клуб «Эврика»;

- с 22.06.2015 по 13.03.2016 – старшим педагогом дополнительного образования в МАОУ «Центр образования № 7».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Сторожковой Н.В. в части включения указанных спорных периодов работы истца в специальный стаж, суд руководствовался нормами пенсионного законодательства и исходил из того, что работа в должности директора учреждения дополнительного образования засчитывается в педагогический стаж только за период до 01.11.1999, а одним из обязательных условий для зачета работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, имевшей место после 31.12.2000, является наличие у лица по состоянию на 01.01.2001 стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Аналогичное условие предусмотрено и для зачета периодов обучения в педагогический стаж в целях досрочного назначения пенсии. Поскольку работа истца в должности директора МОУДОД Клуб «Эврика» имела место после 01.11.1999 и по состоянию на 01.01.2001 у истца отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж указанных выше спорных периодов обучения и трудовой деятельности. Оснований для включения в специальный стаж периода работы истца с 22.06.2015 по 13.03.2016 в должности старшего педагога дополнительного образования в МАОУ «Центр образования № 7» суд не нашел ввиду отсутствия такой должности в п. 1 раздела «Наименование должностей» указанного выше Списка.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений – дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, далее по тексту Закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктами 1 (подп. «м») и 3 (абзац 1) постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила № 781), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее Список № 1067); Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее Постановление № 1397).

Таким образом, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в Управление с заявлением о назначении пенсии (Список № 781 и Правила № 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (Список № 1067 - в отношении работы, имевшей место в период с 01.01.2001 по 31.12.2001, Постановление № 1397 – в отношении периодов обучения в педагогическом училище).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

И Списком № 781, и Списком № 1067 предусмотрена работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей.

Между тем, пунктом 12 Правил № 781 определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Второе условие в данном случае соблюдено – истец в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 работала в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей (Нижнесалдинский дом творчества, МОУДОД Клуб юных техников «Эврика»). Однако первое условие не выполняется – по состоянию на 01.01.2001, даже с учетом периодов работы, включенных обжалуемым решением суда, у истца отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев, что исключает возможность зачета спорных периодов работы истца в должности педагога дополнительного образования (старшего педагога дополнительного образования) в учреждениях дополнительного образования детей, имевших место после 31.12.2000, в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

По аналогичному мотиву не могут быть зачтены в специальный стаж и периоды обучения истца в Нижнетагильском педагогическом училище с 01.09.1987 по 14.05.1989 и с 15.06.1989 по 01.08.1989, поскольку в соответствии с п. 4 Постановления № 1397 время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Кроме того, как обоснованно указано судом в решении, время обучения подлежало зачету, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п. 2 Постановления № 1397). В материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства того, что до начала обучения в Нижнетагильском педагогическом училище она имела стаж педагогической работы. Напротив, согласно записям в трудовой книжке Сторожковой Н.В., впервые она была трудоустроена 15.05.1989 (обучение началось 01.09.1987) в детский комбинат Салдинского металлургического завода на период преддипломной практики.

Что касается спорного периода работы истца с 01.04.2011 по 17.06.2015 в должности директора в МОУДОД Клуб «Эврика», то он не может быть зачтен в стаж педагогической деятельности в силу прямого указания закона – подп. «в» п. 8 Правил № 781, согласно которому работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка засчитывается в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, лишь за период до 1 ноября 1999 г. При этом не имеет правового значения, вопреки доводам истца в апелляционной жалобе, то обстоятельство, что, работая директором МОУДОД Клуб «Эврика», она по внутреннему совмещению выполняла обязанности педагога дополнительного образования и имела педагогическую нагрузку около 324 часов в год, поскольку наличие педагогической нагрузки учитывается при включении в специальный стаж работы в должности директора (начальника, заведующего) лишь тех учреждений, которые указаны в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4-1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений», в то время как истец работала в должности директора в учреждении дополнительного образования детей, предусмотренного пунктом 2 раздела «Наименование учреждений». Правила № 781 не содержат положений, которые бы ставили возможность зачета работы в должности директора учреждения дополнительного образования детей, имевшей место после 01.11.1999, в стаж педагогической деятельности для досрочного назначения пенсии в зависимость от наличия либо отсутствия у директора педагогической нагрузки.

Правильно отказано судом и в удовлетворении требования истца о включении в специальный стаж периода ее работы с 22.06.2015 по 13.03.2016 в должности старшего педагога дополнительного образования в МАОУ «Центр образования № 7».

В соответствии с п. 3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены центры образования, однако пунктом 1 раздела «Наименование должностей» не предусмотрена такая должность как «педагог дополнительного образования» и «старший педагог дополнительного образования», что в силу п. 3 Правил № 781 препятствует включению спорного периода работы истца с 22.06.2015 по 13.03.2016 в специальный стаж, поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в должности старшего педагога дополнительного образования в учреждении, работа в котором в указанной должности не подлежит зачету в специальный стаж.

При этом доводы истца в апелляционной жалобе о тождественности выполняемых ею в указанный период функций должности «педагог», предусмотренной п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.

Согласно разъяснениям, данным в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Иными словами, тождественность работы с должностями, включенными в Список № 781, можно устанавливать при наличии определенных условий лишь в том случае, если должность, которую занимал работник, не поименована в Списке № 781. Истец же в период с 22.06.2015 по 13.03.2016 занимала должность старшего педагога дополнительного образования, которая поименована в Списке № 781 в п. 2 раздела «Наименование должностей».

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в спорные периоды она осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, и данное обстоятельство является достаточным основанием для их зачета в стаж работы в целях досрочного пенсионного обеспечения, не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм закона, регулирующих спорные правоотношения.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 № 1272-О, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29.10.2002 № 781, а также вступившее в силу с 01.01.2015 постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно которому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

При этом законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Основанная на указанных признаках дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающая право граждан на социальное (пенсионное) обеспечение.

Таким образом, Правительство РФ, утверждая соответствующий Список, учитывало различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях, в связи с чем установило, что работа директором учреждения дополнительного образования детей после 01.11.1999, а в должности педагога дополнительного образования – после 31.12.2000 не дает права на досрочное пенсионное обеспечение, однако определило условия, при которых работа педагогом дополнительного образования после указанной даты может быть включена в специальный стаж, с целью установления гарантий для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 01.01.2001 занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей.

Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии необходимая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, отсутствовала даже с учетом периодов, включенных в специальный стаж решением суда, оснований на возложения на Управление обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты ее обращения в Управление с соответствующим заявлением у суда не имелось.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 17.01.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Зонова А.Е.

Редозубова Т.Л.

33-7348/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сторожкова Наталья Владимировна
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда
Другие
управление образования администрации ГО Нижняя Салда
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Колесникова Оксана Георгиевна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
21.04.2020Передача дела судье
15.05.2020Судебное заседание
27.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2020Передано в экспедицию
15.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее