Дело № 2а-2542/2019 25 октября 2019 года
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при помощнике судьи Бетиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, понуждении организовать деятельность по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок, понуждении обеспечить участие в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок,
установил:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, понуждении организовать деятельность по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок, понуждении обеспечить участие в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок.
В обоснование указал, что в ходе проверки выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск». Свалка твердых коммунальных отходов частично находится на территории неразграниченного земельного участка, расположенного вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на сформированном, но не предоставленном кому-либо в пользование земельном участке с кадастровым номером 29:22:060105:271. Актом осмотра от <Дата> установлено, что на вышеуказанной территории, входящей в состав территории муниципального образования «Город Архангельск», находится несанкционированная свалка отходов общей площадью около 4000 кв.м, которые на протяжении длительного времени не вывозятся и не утилизируются. В местах несанкционированного размещения отходов находятся использованные полиэтиленовые пакеты, стеклянные и пластиковые бутылки, старые доски, строительный мусор, использованные канистры и иные отходы. Аналогичные нарушения выявлены и в отношении земельных участков с категорией земель «Земли населенных пунктов» и кадастровыми номерами 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3, находящихся в границах муниципального образования «Город Архангельск». Сведения о зарегистрированных правах на данные участки отсутствуют. В настоящее время на земельные участки неустановленными лицами складированы отходы, что привело к образованию несанкционированных свалок и загрязнению окружающей среды. Несмотря на наличие информации о данных свалках у ответчиков, меры по их ликвидации длительное время не принимаются. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных бытовых отходов является министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. При этом органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Неисполнение ответчиками указанных обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц, то есть жителей Архангельской области, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренную Конституцией Российской Федерации. Просил суд обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок, находящихся на территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах кадастрового квартала 29:22:060105 на не разграниченном земельном участке вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:060105:271, 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов путем ликвидации указанных несанкционированных свалок.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» Ялунина Н.Ю. с административным иском не согласилась по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Макаров А.В. с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзывах на иск. Пояснил, что министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не обладает надзорными функциями в данной области, в связи с чем бездействие министерства не могло явиться появление несанкционированных свалок на рассматриваемых участках.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск».
Так, свалка твердых коммунальных отходов частично находится на территории не разграниченного земельного участка, расположенного вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на сформированном, но не предоставленном кому-либо в пользование земельном участке с кадастровым номером 29:22:060105:271. Актом осмотра от <Дата> установлено, что на вышеуказанной территории, входящей в состав территории муниципального образования «Город Архангельск», находится несанкционированная свалка отходов общей площадью около 4000 кв.м, которые на протяжении длительного времени не вывозятся и не утилизируются. В местах несанкционированного размещения отходов находятся использованные полиэтиленовые пакеты, стеклянные и пластиковые бутылки, старые доски, строительный мусор, использованные канистры и иные отходы. Актом от <Дата> также подтверждается наличие на данных участках несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (использованные полиэтиленовые пакеты, стеклянные и пластиковые бутылки, старые доски и детские игрушки, части мебели, матрасы и иной мусор).
Аналогичные нарушения выявлены и в отношении земельных участков с категорией земель «Земли населенных пунктов» и кадастровыми номерами 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3, находящихся в границах муниципального образования «Город Архангельск». Сведения о зарегистрированных правах на данные участки отсутствуют.
В настоящее время на земельные участки неустановленными лицами складированы отходы, что привело к образованию несанкционированных свалок и загрязнению окружающей среды. Несмотря на наличие информации о данных свалках у административных ответчиков, меры по их ликвидации длительное время не принимаются.
На момент рассмотрения дела несанкционированные свалки не ликвидированы, что подтверждается актами осмотра и фотоснимками.
Земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки, находятся на территории муниципального образования «Город Архангельск».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1).
Таким образом, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий, в данном случае – несанкционированных свалок на обозначенных в административном иске участках.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. В частности, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8).
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района также относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 10 ч. 3 ст. 3 Закона Архангельской области от 18 марта 2013 года №634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям уполномоченных исполнительных органов Архангельской области.
В соответствии с п. 99.6 ч. 8 разд. 2 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года №92-пп, на указанное министерство возложена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, решение вопросов по организации деятельности и участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Согласно правовой позиции, изложенной РІ постановлении Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Постановление РѕС‚ 26 апреля 2016 РіРѕРґР° N 13-Рџ, конституционная обязанность сохранять РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Рё окружающую среду, бережно относиться Рє природным богатствам, РїРѕ смыслу взаимосвязанных положений статей 42 Рё 58 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, имеет всеобщий характер Рё предполагает РІ условиях рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё покрытие издержек РЅР° осуществление государством мероприятий РїРѕ восстановлению окружающей среды прежде всего Р·Р° счет субъектов хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности, оказывающей РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ среду негативное воздействие, Р° РѕС‚ самой публичной власти требует принятия мер, направленных РЅР° сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение Рё минимизацию экологических СЂРёСЃРєРѕРІ. Р’ реализации экологической функции государства участвуют Рё органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения РїРѕ месту жительства согласуется СЃ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью местного самоуправления, заключающейся РІ удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Рто предполагает, что РЅР° органы местного самоуправления РјРѕРіСѓС‚ быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования СЃРІРѕРёС… обязанностей РїРѕ устранению причиненного природным объектам вреда, так Рё обеспечение проведения Р·Р° счет собственных СЃРёР» Рё средств мероприятий РїРѕ ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися РІ результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт РЅРµ является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом СЃРІРѕРёС… обязанностей, связанных СЃ использованием того или РёРЅРѕРіРѕ земельного участка РЅР° территории данного муниципального образования. Соответственно, само РїРѕ себе отнесение СЃР±РѕСЂР°, вывоза, утилизации Рё переработки бытовых Рё промышленных отходов Рє компетенции органов местного самоуправления РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РЅРµ отступает РѕС‚ конституционных гарантий местного самоуправления.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принцип "загрязнитель платит" (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39).
Соответственно, содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, притом что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
С учетом изложенного, при том, что в ходе рассмотрения дела установлен факт нахождения несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», суд приходит к выводу о том, что ответчиками допущено незаконное бездействие, выразившее со стороны министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в не организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированных свалках, находящихся на территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах кадастрового квартала 29:22:060105 на не разграниченном земельном участке вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:060105:271, 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а администрации муниципального образования «Город Архангельск» - в не принятии участия в данной деятельности.
При этом суд признает необоснованными доводы министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, что им в рамках установленных законом обязанностей принимаются меры по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированных свалках на территории Архангельской области, поскольку данные меры не привели к установлению эффективного механизма в области обращения с отходами.
Таким образом, исковые требования в части возложения обязанности на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области организовать деятельность, на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» – обеспечить участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, находящихся на территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах кадастрового квартала 29:22:060105 на не разграниченном земельном участке вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:060105:271, 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3 подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3 были приобретены в собственность юридических лиц, в связи с чем данный административный ответчик не должен нести ответственность за захламление их территорий, является несостоятельным в силу следующего.
В силу статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
РР· материалов дела усматривается, что решением Архангельского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета народных депутатов <в„–> РѕС‚ <Дата> РІ собственность производственной компании «Спорт» РЅР° условиях РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи предоставлен земельный участок площадью 13,0 РіР° РІ территориальном РѕРєСЂСѓРіРµ Варавино-Фактория СЃ незавершенным строительством производственной базы РІРѕР№СЃРєРѕРІРѕР№ части.
<Дата> выдано свидетельство на право собственности на землю, согласно которому ООО ФГ «Белый медведь» на основании соглашения с ТОО ПК «Спорт» <№> от <Дата> приобрело право частной собственности на земельный участок промзоны города для строительства и эксплуатации производственной базы общей площадью 8,4039 га.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от <Дата> ТОО ПКФ «Спорт» признано несостоятельным и принудительно ликвидировано. Открыто конкурсное производство, которое завершено <Дата>, и общество исключено из Государственного реестра юридических лиц.
ООО ФГ «Белый медведь» также признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство решением Арбитражного суда Архангельской области от <Дата>. Конкурсное производство завершено согласно определению арбитражного суда <Дата>, из которого усматривается, что земельный участок реализован в ходе конкурсного производства.
Рнформация РѕР± иных владельцев данных земельных участков отсутствует, РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела установить РёС… РЅРµ удалось.
Как следует из ответа Арбитражного суда Архангельской области на запрос суда, материалы дела о признании ООО ФГ «Белый медведь» несостоятельным (банкротом) были уничтожены в связи с истечением сроков хранения.
РР· материалов дела Рѕ несостоятельности (банкротстве) РўРћРћ РџРљР¤ «Спорт» установить факт продажи СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка РЅРµ представляется возможным.
При этом в соответствии с положениями ст.118 Федерального закона от 08 января 1998 года N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действовавшего на момент банкротства указанных юридических лиц, Об имуществе должника, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства, при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника - юридического лица о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего муниципального образования. Не позднее одного месяца с момента получения соответствующего уведомления уполномоченные органы соответствующего муниципального образования принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы по содержанию этого имущества.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как следует из акта обследования от <Дата>, составленного с участием представителя администрации, администрации муниципального образования «Город Архангельск» еще в 2001 году было известно о том, что спорные участки захламлена, на них находится мусор, торги по продаже данного имущества не состоялись, местонахождение ПК «Спорт» и его руководителей не известно, в связи с чем в данном акте сделано предложение об обращении в орган государственной регистрации для постановки данного земельного участка на учет как бесхозяйной вещи.
Однако до настоящего времени администрацией муниципального образования «Город Архангельск» данные действия не предприняты, хотя из материалов дела, в частности состояния участка, длительности его неиспользования усматривается, что данное имущество не имеет собственника или он от него отказался.
При таких обстоятельствах и учитывая, что спорные земельные участки расположены в административных границах муниципального образования «Город Архангельск», суд приходит к выводу о том, что необращение администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии их на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ, и не может освобождать от обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на данных участках.
Доводы представителя администрации муниципального образования «Город Архангельск» о том, что несанкционированное складирование мусора на заявленных участках осуществляют посторонние лица, правового значения не имеет, поскольку в материалах дела имеются сведения о том, что в ходе проведении контрольных мероприятий установить таких лиц не представилось возможным.
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ суд при принятии решения устанавливает срок исполнения решения.
Срок для исполнения возложенных обязанностей с учетом объема работ, подлежащих выполнению, мнения сторон, суд полагает возможным установить в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, понуждении организовать деятельность по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок, понуждении обеспечить участие в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившееся в не организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированных свалках, находящихся на территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах кадастрового квартала 29:22:060105 на не разграниченном земельном участке вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:060105:271, 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в не обеспечении участия в деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированных свалках, находящихся на территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах кадастрового квартала 29:22:060105 на не разграниченном земельном участке вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:060105:271, 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области организовать деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, находящихся на территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах кадастрового квартала 29:22:060105 на не разграниченном земельном участке вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:060105:271, 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обеспечить участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов путем ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, находящихся на территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах кадастрового квартала 29:22:060105 на не разграниченном земельном участке вдоль берега реки Юрас, вблизи территории АБЗ ОАО «Ремикс» (г. Архангельск, ...), а также на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:060105:271, 29:22:072801:43 и 29:22:072801:3, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Администрации муниципального образования «Город Архангельск», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области сообщить об исполнении решения Ломоносовскому районному суду города Архангельска и административному истцу в срок не позднее одного месяца с момента фактического исполнения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова