УИД №RS0№-31 №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 22 марта 2024 года
Тазовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи – Бекшенева Р.М.,
при секретаре – Салиндер А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности оборудовать установками очистки газа стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с иском к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать установками очистки газа стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: котельная №, <адрес>, объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №П); котельная № «БВК», <адрес>, объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №П).
Требования были мотивированы тем, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «Ямалкоммунэнерго» законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха. Филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Тазовском <адрес> (далее - Филиал) осуществляется хозяйственная деятельность, сопряженная с эксплуатацией следующих объектов теплоснабжения на территории <адрес>, Тазовского <адрес>: котельная №, <адрес>, объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №П); котельная № «БВК», <адрес>, объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №П). Указанные объекты теплоснабжения работают на дизельном топливе (ответ администрации Тазовского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №). Удаление загрязняющих веществ, образующихся при сгорании топлив в котлах, осуществляется через трубы на улицу. Таким образом, деятельность Общества на указанных объекта теплоснабжения сопряжена с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.На основании сведений, содержащихся в разделе 5 формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) объекта «Котельная №» за 2022 год при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществлен выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ твердые вещества (углерод (сажа)) - 1,599 тонны, диоксид серы - 1,119 тонны оксид углерода - 1,129 тонны, оксид азота - 7,498 тонны, углеводороды с учето- JIOC (исключая метан) - 0,051 тонны. Согласно сведениям, содержащимся в разделе 5 формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) объекта «Котельная № «БВК» за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществлен выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ: твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,285 тонны, диоксид серы - 1,04 тонны, оксид углерода - 8,959 тонны, оксид азота - 10,547 тонны, углеводороды учетом ДОС (исключая метан) - 0,075 тонны. Законодательством установлена обязанность хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего источник выбросов загрязняющих веществ, оборудовать указанный источник установкой очистки газа. Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (далее - газоочистительные установки, ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила). Пункты 8, 9 Правил запрещают размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха, установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Проверочными мероприятиями установлено, что в нарушение указанных требований АО «Ямалкоммунэнерго» (филиал в Тазовском <адрес>) осуществляет эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения в отсутствие установок очистки газа. В целях устранения выявленных нарушений Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора АО «Ямалкоммунэнерго» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам рассмотрения которого нарушения требований действующего законодательства не устранены.
В судебном заседании представитель истца Дзгоев В.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» - Александрова Ю.Н., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В объяснениях по делу и письменном отзыве на иск ссылалась на то, что обязанность по оборудованию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установками очистки газа не распространяется на объекты, эксплуатируемые АО «Ямалкоммунэнерго», поскольку данные котельные работают на дизельном топливе, тогда как положения п. 7.28 Строительных норм и правил II-35-76 «Котельные установки. Нормы проектирования» предусматривают оборудование установками очистки газа котельных, предназначенных для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланце и древесных отходах). Кроме того, в силу п. 1.2 указанных Правил, предусмотренные ими требования к котельным не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к котельным, введенным в эксплуатацию до вступления в силу правил. Также указала, что при эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду обществом не допускается превышений установленных нормативов допустимых выбросов, что подтверждается результатами проводимого ежегодно производственного экологического контроля на стационарных источниках выбросов. Приводит довод о том, что работы по монтажу ГОУ в котельной № и котельной № «БВК» в <адрес> не предусмотрены условиями договора аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, а также инвестиционной программой общества. Также находит необоснованным срок, в течение которого прокурор требует оборудовать котельные установками очистки газа.
Представители третьих лиц Администрации Тазовского <адрес>, управления Роспотребнадзора в ЯНАО, Департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель Администрации Тазовского <адрес> в письменном отзыве на иск указал, что обязанность по соблюдению требований экологического законодательства в силу закона возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Представитель Департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО в письменном отзыве на иск просил в удовлетворении требований прокурора отказать по доводам, аналогичным приведенным ответчиком. В случае удовлетворения иска указал на невозможность исполнения решения суда в указанные прокурором сроки, поскольку внесение изменений в схему теплоснабжения населенного пункта, заключение дополнительного соглашения к договору аренды, внесение изменений в инвестиционную программу общества, разработка проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы, а также последующие работы по установке очистительных установки требуют длительных затрат времени (не менее 1 года).
Представитель управления Роспотребнадзора в ЯНАО просил рассмотреть дело в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «Ямалкоммунэнерго» законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха. По результатам проверки выявлено, что Филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляется хозяйственная деятельность, сопряженная с эксплуатацией следующих объектов теплоснабжения на территории <адрес>, Тазовского <адрес>: котельная №, <адрес>, объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №П); котельная № «БВК», <адрес>, объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №П), находящихся в собственности муниципального округа <адрес>. Указанные объекты теплоснабжения работают на дизельном топливе. Удаление загрязняющих веществ, образующихся при сгорании топлива в котлах, осуществляется через трубы на улицу. На основании сведений, содержащихся в разделе 5 формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) объекта «Котельная №» за 2022 год при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществлен выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ твердые вещества (углерод (сажа)) - 1,599 тонны, диоксид серы - 1,119 тонны оксид углерода - 1,129 тонны, оксид азота - 7,498 тонны, углеводороды с учето- JIOC (исключая метан) - 0,051 тонны. Согласно сведениям, содержащимся в разделе 5 формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) объекта «Котельная № «БВК» за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществлен выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ: твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,285 тонны, диоксид серы - 1,04 тонны, оксид углерода - 8,959 тонны, оксид азота - 10,547 тонны, углеводороды учетом ДОС (исключая метан) - 0,075 тонны. Установив, что деятельность Общества на указанном объекте теплоснабжения сопряжена с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прокурор направил генеральному директору АО «Ямалкоммунэнерго» представление об устранении допущенных нарушений, требования которого ответчиком не выполнены.
Также судом установлено, что основным видом деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.
Из материалов дела следует, что указанные выше котельныебыли переданы в управление, пользование и эксплуатацию АО «Ямалкоммунэнерго» на основании договора № аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией <адрес> и АО «Ямалкоммунэнерго».
По условиям данного договора, арендатор среди прочего обязан:
осуществлять содержание, эксплуатационное обслуживание имущества собственными силами либо с привлечением третьих лиц путем заключения соответствующих договоров с организациями, специализирующимися на оказании необходимых видов услуг, а также заключить договор на право пользования земельными участками, которые заняты объектами имущества, переданного по договору и необходимы для его использования, с Администрацией муниципального образования <адрес> (п. 3.3.2);
обеспечить сохранность имущества, поддерживать имущество в исправном состоянии и нести все расходы на его содержание, производить капитальный и текущий ремонт имущества (п. 3.3.4);
соблюдать при использовании имущества архитектурные, градостроительные, строительные, технологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные и иные нормы и правила, исполнять предписания по результатам проверок соответствующих контролирующих и надзорных государственных органов, обеспечить эксплуатацию имущества в соответствии с установленными требованиями, нормами и правилами, нести ответственность за их нарушение или неисполнение перед соответствующими контролирующими и надзорными государственными органами (Роспотребнадзор, Энергондзор, Госпожнадзор и др.) и органами местного самоуправления (п. 3.3.6)
Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ до заключения концессионного соглашения.
На основании постановления Администрации Тазовского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О приеме в собственность муниципального округа <адрес>» котельные по акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ были переданы ликвидационной комиссией Администрации <адрес> в собственность муниципального округа <адрес> в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского <адрес>.
Также ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес>, АО «Ямалкоммунэнерго» и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского <адрес> было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым Адмнистрация <адрес> передала, а Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского <адрес> принял в полном объеме права и обязанности по указанному договору.
В соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды АО «Ямалкоммунэнерго» разработаны Программы производственного экологического контроля объектов негативного воздействия – Котельная № (<адрес>) и Котельная № БВК (<адрес>, мкрШкольный, <адрес>).
Согласно отчетам АО «Ямалкоммунэнерго» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах Котельная № (<адрес>) и Котельная № БВК (<адрес>, мкр Школьный, <адрес>) за 2022 год, превышений предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ зафиксировано не было.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.ст. 9, 42).
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом атмосферный воздух - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на земле.
В соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды. Основным принципам государственного управления в области охраны атмосферного воздуха является приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни человека, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Одним из основных принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Как указано в п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу требований ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения негативного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, сносе объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха (п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
В силу положений п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещены строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Исходя из положений указанной статьи названная обязанность лиц, эксплуатирующих источники выбросов в атмосферный воздух, не связана с достижением допустимых выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом выполнение лицами, осуществляющими выбросы в атмосферный воздух, обязанностей предусмотренных в ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», а также требований ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» не ставится в зависимость от соблюдения нормативов предельно допустимого воздействия, а также от наличия или отсутствия разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитных зон.
В связи с этим, вопреки доводам ответчика, отсутствие превышения установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельных само по себе не освобождает АО «Ямалкоммунэнерго» от обязанности оборудовать данные объекты газоочистительными установками.
Как указано в п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками, ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
Пунктом 8 указанных Правил запрещены размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 9 Правил ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.
Согласно п. 2 Правил они не распространяются: на ГОУ от передвижных источников; на ГОУ, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух; на ГОУ, расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух.
Пунктом 9.3.1 Свода правил «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки» (утвержден Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 944/пр) предусмотрено оборудование установками для очистки дымовых газов от золы котельных, предназначенных для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланцах, древесных отходах и т.д.). Вместе с тем, это не свидетельствует о том, что котельные, работающие на жидком топливе, в том числе, дизельном, не должны быть оборудованы ГОУ. Положения указанной нормы не могут рассматриваться как освобождающие лиц, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, от выполнения приведенных выше требований федерального законодательства по оборудованию источников выбросов установками очистки газа.
В связи с этим не может быть признана обоснованной ссылка АО «Ямалкоммунэнерго» в возражениях на иск на пункт 8.2 «И№. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» (утвержден Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №), согласно которому газоочистные установки (ГОУ) применяются на угольных ТЭС, на газовых и мазутных ТЭС ГОУ не применяются. По этой причине подлежат отклонению и доводы АО «Ямалкоммунэнерго» о том, что к спорным котельным не применяется государственный стандарт «ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования».
Не имеет значения тот факт, что на момент ввода в эксплуатацию котельных указанный Свод правил не был утвержден, равно как и не действовали Правила эксплуатации очистки газа. Данные обстоятельства также не могут освобождать АО «Ямалкоммунэнерго» от выполнения обязанности по оборудованию котельной газоочистными установками в силу наличия предусмотренного законом запрета на эксплуатацию объектов капитального строительства, не имеющих предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа.
Также не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора и то обстоятельство, что проведение мероприятий по оборудованию установками очистки газа котельных в <адрес> не предусмотрено схемой теплоснабжения и инвестиционной программой АО «Ямалкоммунэнерго».
Таким образом, на основании представленных доказательств установлено, что при эксплуатации ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» оборудования котельных через организованные стационарные источники выбросов в отсутствие средств очистки газов осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ - дымовых газов, образуемых в результате сгорания топлива (дизельное топливо). Это, безусловно, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом, и свидетельствует об осуществлении производственной деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» в нарушение положений ч. 5 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования природоохранного прокурора о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при помощи установок очистки газа подлежат удовлетворению.
Как обоснованно указано природоохранным прокурором, любое воздействие хозяйственной деятельности, последствия которой приводят к изменениям качества окружающей среды, является негативным, поступление в окружающую среду загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от соответствия их установленным нормативам, признается загрязнением окружающей среды. Предусмотренные законом меры по охране окружающей среды и воздуха направлены не только на приведение уровня загрязнений до установленных нормативом, но и недопустимость возникновения самого факта загрязнения.
Следовательно, обязанность АО «Ямалкоммунэнерго» как хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего источник выбросов загрязняющих веществ, оборудовать его установками очистки газа, является безусловной в силу предписаний Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
При этом именно АО «Ямалкоммунэнерго» является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям, поскольку, как было указано выше, эксплуатирует котельные на основании договора № аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого обязалось осуществлять содержание, эксплуатационное обслуживание имущества собственными силами либо с привлечением третьих лиц путем заключения соответствующих договоров с организациями, специализирующимися на оказании необходимых видов услуг, поддерживатьимущество в исправном состоянии и нести все расходы на его содержание, производить капитальный и текущий ремонт имущества, а также исполнять предписания по результатам проверок соответствующих контролирующих и надзорных государственных органов, обеспечить эксплуатацию имущества в соответствии с установленными требованиями, нормами и правилами, нести ответственность за их нарушение или неисполнение перед соответствующими контролирующими и надзорными государственными органами.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Действующим законодательством конкретные сроки либо период, по истечении которого возникает обязанность по оборудованию установками очистки газа стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не определены.
В исковом заявлении прокурор просил установить срок для выполнения указанной им обязанности до ДД.ММ.ГГГГ. При этом исковое заявление предъявлено прокурором в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание характер обязанности, которая подлежит выполнению ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго», учитывая, что информацией о необходимости выполнить указанные мероприятия ответчик обладал раньше, чем прокурор обратился в суд с настоящим иском (представление об устранении нарушений закона внесено прокурором в адрес генерального директора АО «Ямалкоммунэнерго» в июне 2023 года), суд считает возможным установить срок выполнения обязанности в течение одного года со днявступления решения в законную силу. Предоставление более длительного срока приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов неопределенного круга лиц. В то же время при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления к установленному в решении суда сроку, должник вправе поставить перед судом вопрос об изменении срока исполнения решения суда на более поздний срок с обоснованием уже выполненных и предстоящих к выполнению мероприятий (ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом требований подпункта 1 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципальный округ <адрес> в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 12, 14, 56, 167, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора – удовлетворить.
Обязать АО «Ямалкоммунэнерго» (ОГРН 1118901002153, ИНН 8901025421) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать установками очистки газа стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: 1. Котельная №, <адрес>, объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №П); 2. Котельная № «БВК», <адрес>, объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №П).
Взыскать с АО «Ямалкоммунэнерго» (ОГРН 1118901002153, ИНН 8901025421) государственную пошлину в размере 300 руб. в доход бюджета муниципального образования муниципальный округ <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес> в течение месяца со дня составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тазовский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Р.М. Бекшенев