УИД 22RS5-01-2020-003228-95
Дело № 2а-2040/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 07.10.2020 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Барышникова Е.Н.,
при секретаре: Матюшенко Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края к УФССП России по Алтайскому краю, руководителю УФССП России по Алтайскому краю – главному судебному приставу Алтайского края Лабутину Дмитрию Николаевичу, судебному приставу-исполнителю Новоалтайского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Алтайскому краю Гричаник Анжелике Николаевне, начальнику отдела – старшему судебному приставу Новоалтайского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Алтайскому краю Лисееву Юрию Николаевичу, Новоалтайскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Алтайскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с ранее указанным административным исковым заявлением к Новоалтайскому МОСП УФССП России по Алтайскому краю, в котором просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства НОМЕР. В качестве основания административного иска указывает на отсутствие своей вины в неисполнении требований исполнительного документа.
С учетом предмета административного иска и соответствующих обстоятельств к участию в административном деле привлечены: в качестве административных соответчиков – УФССП России по Алтайскому краю, руководитель УФССП России по Алтайскому краю-главный судебный пристав Алтайского края Лабутин Д.Н., начальник отдела-старший судебный пристав Новоалтайского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Лисеев Ю.Н., судебный пристав-исполнитель Новоалтайского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Гричаник А.Н. в качестве заинтересованных лиц – прокуратура Алтайского края, комитет администрации Первомайского района по финансам, налоговой и кредитной политике.
В судебном заседании глава администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края Кудашкина Е.Г. на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель УФССП России по Алтайскому краю и Новоалтайского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Моторина А.Н., судебный пристав-исполнитель Новоалтайского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Гричаник А.Н. просили в удовлетворении административного иска отказать.
В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района Конышева Е.Г. (представлявшая интересы заинтересованных лиц – прокуратуры Алтайского края, прокуратуры Первомайского района (взыскателя по исполнительному производству)) указала на отсутствие оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, полагала возможным рассмотрение вопроса об уменьшении его размера.
Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в административном деле, считает возможным его рассмотрение по существу при данной явке.
Выслушав позиции лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В основе спорного правоотношения находится исполнительное производство НОМЕР, возбужденное на основании исполнительного листа серии НОМЕР, выданного Новоалтайским городским судом Алтайского края по делу №2-86/2020. Судом признано неправомерным бездействие администрации муниципального образования Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края по необращению с заявлением в Территориальный отдел Управления Россреестра по Алтайскому краю о постановке на учет как бесхозяйного имущества дорожного полотна и водопровода (водопроводных сетей), проходящих по АДРЕС, мкр.Чистые пруды, АДРЕС, Главный въезд (справа и слева), АДРЕС, сетей горячего водоснабжения на территории с.Санниково Первомайского района Алтайского края, идущих от центральной газовой котельной, расположенной по адресуАДРЕС до многоквартирных жилых домов НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР в микрорайоне Центральный, обязав обратиться с заявлением в Территориальный отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю о постановке на учет указанных объектов бесхозяйного имущества. Взыскателем и должником по исполнительному производству выступают прокуратура Первомайского района и администрация Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края соответственно.
Исполнительное производство НОМЕР возбуждено постановлением судебного пристава-исполнителя Гричаник А.Н. от 07.07.2020 годаНОМЕР, копия которого получена должником в лице и.о. главы Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края Кудашкина Е.Г. 13.07.2020 года, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись. При этом пунктом 2 постановления должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Таким образом, 20.07.2020 года данный срок истек.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В рамках спорного правоотношения с учетом ранее приведенных требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», в силу отсутствия факта исполнения требований исполнительного документа начальником отдела-старшим судебным приставом Новоалтайского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Лисеевым Ю.Н. принято постановление от 21.07.2020 года НОМЕР о взыскании с администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края исполнительского сбора в размере пятидесяти тысяч рублей и установлении должнику нового срока исполнения. При этом административным истцом не оспаривается законность ранее приведенного постановления, предметом административного спора является вопрос освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
Согласно пояснениям законного представителя административного истца неисполнение требований исполнительного документа связано с отсутствием в бюджете сельсовета необходимых средств. Вместе с тем, по мнению административного истца, необходимые и возможные меры в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа администрацией сельсовета принимались, что свидетельствует об отсутствии ее вины. Суд находит данный довод административного истца обоснованным.
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 74).
Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О).
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
При применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 ранее указанного постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Постановлением администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 25.05.2020 года НОМЕР утвержден план мероприятий по исполнению решения суда, предусматривающий создание комиссии по обследованию бесхозяйного имущества, проведение данного обследования, установление стоимости кадастровых работ и определение источников финансирования, определение организации для выполнения кадастровых работ с заключением соответствующего договора, постановку имущества на учет. Определены сроки исполнения позиций плана и ответственные исполнители. На момент рассмотрения административного дела все мероприятия плана реализованы (за исключением постановки имущества на учет).
Бесхозяйное имущество обследовано с составлением актов комиссионного обследования от 10.07.2020 года (л.д.220-225).
Письмом администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 15.06.2020 года НОМЕР, направленным на имя главы администрации Первомайского района Иванова А.Е., запрошены денежные средства на проведение кадастровых работ в отношении бесхозяйного имущества в объеме 150-200 тысяч рублей. В выделении дополнительной финансовой помощи бюджету Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края отказано (письмо администрации Первомайского района от 15.07.2020 года НОМЕР) (л.д. 39-40).
В целях сбора информации о возможной стоимости и сроках проведения кадастровых работ (изготовления технических планов) в отношении бесхозяйного имущества администрацией Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края 15.07.2020 года направлены запросы в ООО «Геоком», ООО «Единое окно», ООО «Профтехинвентаризация», ООО «Межа», КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» (Первомайский участок), получены соответствующие ответы (л.д. 41, 226-333). Со стороны администрации сельсовета предпринимались попытки на предмет возможной отсрочки оплаты кадастровых работ потенциальными контрагентами (письмо от 17.07.2020 года, л.д. 219).
Кроме изложенного, 15.07.2020 года, в целях соблюдения Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года №931, направлены запросы и получены ответы в отношении бесхозяйного имущества управления имущественных отношений Алтайского края, МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (л.д. 235-237).
Приведенные действия осуществлены администрацией сельсовета либо до возбуждения исполнительного производства, либо до истечения срока добровольного исполнения требований исполнительного документа.
21.09.2020 года между администрацией Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края и ООО «Геоком» заключен договор №24 на изготовление технических планов в отношении бесхозяйного имущества со сроком выполнения до 01.02.2021 года (договор заключен с учетом требований пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Доводы представителя прокуратуры о совершении административным истцом ранее приведенных действий в целях создания видимости исполнения судебного акта носят предположительный характер и, как следствие, не могут быть положены в основу решения суда.
Доводы представителя прокуратуры о невозможности удовлетворения административного иска в связи с установлением факта наличия бесхозяйного имущества, необходимости его постановки на учет и соответствующего длительного незаконного бездействия административного истца в процессе рассмотрения гражданского дела №2-86 судом не принимаются, поскольку соответствующие обстоятельства установлены исключительно по итогам принятия и вступления в силу решения Новоалтайского городского суда Алтайского края по ранее указанному гражданскому делу.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (в редакции от 20.07.2020 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как пояснила в судебном заседании глава администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края Кудашкина Е.Г. , вопрос внесения изменений в бюджет сельсовета в целях перераспределения средств между статьями расходов и высвобождения средств для исполнения требований исполнительного документа на рассмотрение представительного органа муниципального образования не выносился по причине дефицита бюджета. Согласно представленной по запросу суда информации комитета администрации Первомайского района по финансам, налоговой и кредитной политике от 31.08.2020 года НОМЕР бюджет муниципального образования Санниковский сельсовет Первомайского района Алтайского края в 2018-2020 годах является дефицитным. Соответствующие характеристики отражены в решениях Совета депутатов Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 25.12.2017 года №13 (в редакции от 19.04.2018 года №8) «О бюджете муниципального образования Санниковский сельсовет на 2018 год», от 20.12.2018 года №36 «О бюджете муниципального образования Санниковский сельсовет на 2019 год», от 24.12.2019 года №34 «О бюджете муниципального образования Санниковский сельсовет на 2020 год», отчетах об исполнении бюджета (л.д. 164-194). Как следствие, по мнению суда, факт невынесения администрацией сельсовета вопроса о внесении изменений в бюджет сельского поселения в ранее указанных целях на рассмотрение представительного органа муниципального образования сам по себе не может свидетельствовать о непринятии административным истцом мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
При рассмотрении настоящего административного спора суд исходит, помимо изложенного, из содержания подлежащего исполнению требования исполнительного документа (обращение с заявлением в территориальный отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю о постановке на учет бесхозяйного имущества), предполагающего соблюдение установленного порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых учет с неизбежным предварительным проведением необходимых кадастровых работ, требующих финансовых затрат. Согласно пояснениям законного представителя администрации сельсовета, соответствующие расходы будут предусмотрены в бюджете сельсовета на 2021 год.
В целом, по мнению суда, администрацией сельсовета выстроен внятный логичный алгоритм исполнения судебного акта, приняты необходимые меры. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края в неисполнении требований исполнительного документа и возможности ее освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 21.07.2020 года, административный иск по настоящему административному делу направлен в суд 22.07.2020 года, т.е. в пределах предусмотренного законом срока (статья 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░ 21.07.2020 ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 21.10.2020 ░░░░