№2а-2852/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2020 года город Батайск
Батайский городской суд в составе
председательствующего судьи Акименко Н.Н.,
при секретаре Пузенко Т.А.,
с участием Овчинникова О.В., Широкорад Т.Ю.,
с участием адвоката Беляковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым требованиям Овчинникова <данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» об оспаривании бездействия, действий,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Овчинников О.В. с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>». В обоснование исковых требований указал, что осужден приговором Батайского городского суда <адрес> по <данные изъяты> и отбывает наказание в ФКУ ИК-№ ГУФСИН РФ по <адрес>. В отношении истца вынесены постановления в виде выговоров, которыми, по мнению истца, нарушены права, свободы и законные интересы, так как Овчинников О.В не был уведомлен о дате и времени разбирательства, ему не было предоставлено время и не были созданы условия для подготовки своей защиты, в том числе при помощи адвоката по предъявленным обвинениям по фактам нарушения правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, в результате чего администрацией исправительного учреждения было нарушено его право на защиту. При указанных обстоятельствах и с учетом уточненных исковых требований истец просит:
признать незаконными бездействие администрации ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по РО в части отсутствия официального уведомления осужденного Овчинникова О.В. о дате и времени дисциплинарных комиссий в его отношении, а именно непредоставление достаточного времени и условий для подготовки своей защиту в том числе с привлечением правовой помощи, то есть нарушения его права на защиту;
признать незаконными действия администрации ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по РО в части несоблюдения процедуры вынесения дисциплинарных взысканий в отношении осужденного Овчинникова О.В.;
возложить обязанность на администрацию исправительного учреждения в лице начальника ФКУ ИК№ ГУФСИН России по РО устранить допущенные нарушение права Овчинникова О.В.;
признать незаконными действия УФИЦ ФКУ ИК№ ГУФСИН России по РО в части вынесения выговоров от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ незаконным (неполным) составом дисциплинарной комиссии;
признать незаконными действия УФИЦ ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по РО о признании Овчинникова О.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебном заседании административный истец Овчинников О.В., адвокат Белякова Е.П. поддержали в полном объеме заявленные требования.
Представитель Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» по доверенности Широкорад Т.Ю. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения сторон, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться выговор в качестве меры взыскания.
В силу части 1 статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения.
Согласно статье 119 УИК РФ, правом применения перечисленных в статье 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Пунктом 3 Приказа Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры" установлено, что решение о создании изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, принимается Федеральной службой исполнения наказаний на основании предложений территориального органа Ф. Р..
Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № при ФКУ ИК-№ ГУФСИН Р. по <адрес> создан изолированный участок, функционирующий как исправительный центр.
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что Овчинников О.В. осужден приговором Батайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> и в соответствии с постановлением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание на участке, функционирующим как исправительный центр при ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <адрес>, в виде принудительных работ с удержанием 5% из заработной платы в доход государства (срок наказания <данные изъяты>
Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ установлен главой 8 УИК РФ и Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (далее - Правила №).
На осужденных к принудительным работам распространяются обязанности и запреты, которые они должны соблюдать, а в случае их нарушения к осужденному применяются меры взыскания.
Согласно п. 15 Правил № осужденные к принудительным работам обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня ИЦ; работать в местах, определенных администрацией ИЦ; постоянно находиться в пределах территории ИЦ (за исключением случаев, предусмотренных УИК и Правилами), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации ИЦ; бережно относиться к имуществу ИЦ и другим видам имущества; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории ИЦ в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ, удостоверяющий личность осужденного; быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками ИЦ и иными лицами,
выполнять их законные требования; соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду, постельные принадлежности, помещения общежитий и территорию ИЦ в чистоте и порядке; при заболевании немедленно ставить в известность администрацию ИЦ для организации оказания медицинской помощи.
Пунктом 16 Правил № осужденным к принудительным работам запрещается: находиться без разрешения администрации ИЦ в общежитиях, в которых они не проживают; отказываться от работы, определенной администрацией ИЦ; заниматься азартными играми с целью извлечения материальной или иной выгоды; курить в не отведенных для этого местах; приобретать, изготавливать, хранить и использовать запрещенные предметы и вещества; стирать, сушить белье, чистить одежду и обувь в не отведенных для этого местах; переоборудовать жилые комнаты; приготавливать и принимать пищу в не отведенных для этого местах; изготавливать самодельные электрические приборы и пользоваться ими; передавать другим лицам документ, удостоверяющий личность осужденного, и пропуск на право выезда за пределы ИЦ (приложение N 4), который сдается по прибытии осужденного оперативному дежурному ИЦ.
В силу пункта 1 статьи 60.15 УИК РФ нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к
административной ответственности; нарушение трудовой дисциплины; нарушение установленных для осужденного правил проживания в исправительном центре; неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденного, которому разрешено проживание за его пределами.
Согласно п.2 ст. 60.15 УИК РФ злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них; отказ от работы; самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра; несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания.
Частью 3 ст. 60.15 УИК РФ предусмотрено, что осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра.
За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ к нему применяются следующие меры взыскания: выговор, отмена права проживания вне общежития, водворение в помещение для нарушителей сроком на 15 суток (статья 60.14 УИК РФ)
Статьей 60.16 УИК РФ установлен порядок применения мер взыскания к осужденным к принудительным работам.
Согласно ч.2 ст. 60.16 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к принудительным работам, предусмотренных статьей 60.14 настоящего Кодекса, учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением производилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в случае болезни осужденного, выезда за пределы исправительного центра либо в иных исключительных случаях - не позднее 30 суток со дня его наложения.
В соответствии с ч.б ст. 60.16 УИК РФ правом применения предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания пользуется в полном объеме начальник исправительного центра или лицо, его замещающее.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ осужденный Овчинников О.В. согласно графика дежурств производил уборку в спальном расположении №. В 8:47 младшим инспектором УФИЦ прапорщиком внутренней службы Година А.Р. был установлен факт некачественной уборки, после чего было сделано замечание Овчинникову О.В. о необходимости устранения недостатков.
Из рапорта младшего инспектора Снимщикова В.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10:48 осужденным Овчинников О.В. недостатки не устранены.
Тем самым Овчинников О.В. допустил нарушение, предусмотренное п. «в» ч.1 ст. 60.15 УИК, п. 15 Правил №, согласно которым осужденные к принудительным работам обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду, постельные принадлежности, помещения общежитий и территорию ИЦ в чистоте и порядке. За данное нарушение осужденному Овчинникову О.В постановлением начальника УФИЦ от ДД.ММ.ГГГГ объявлен выговор.
Также, ДД.ММ.ГГГГ в 9:40 во время обхода помещений УФИЦ младшим инспектором УФИЦ прапорщиком внутренней службы Снимщиковым В.В. в комнате приема пищи, в настенном шкафу, в ячейке осужденного Овчинникова О.В. была обнаружена грязная посуда.
Тем самым осужденный Овчинников О.В. нарушил ст. 60.15 ч.1 п. «в» УИК РФ, а также п. 15 Правил №, согласно которым осужденные обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду, постельные принадлежности, помещения общежитий и территорию ИЦ в чистоте и порядке. За совершение данного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника УФИЦ осужденному Овчинникову О.В. применена мера взыскания в виде выговора.
Далее, ДД.ММ.ГГГГ с помощью видеоархива был установлен факт нарушения осужденным Овчинниковым О.В. распорядка дня, а именно ДД.ММ.ГГГГ осужденный Овчинников О.В. произвел утренний подъем в 05:30, заправил спальное место, оделся и покинул спальное расположение № раньше команды «подъем», т.е. ранее 06.00 часов утра. На момент нарушения осужденный не трудоустроен и нарушать распорядок дня не имел оснований.
Своими действиями Овчинников О.В. допустил нарушение, предусмотренное п. «в» ч.1 ст. 60.15 УИК, п. 15 Правил №, согласно которому осужденные обязаны соблюдать распорядок дня.
По факту данного нарушения и по результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника УФИЦ на осужденного Овчинникова О.В. за нарушение порядка и условий отбывания принудительных работ был объявлен выговор.
На момент принятия оспариваемых постановлений действовал Приказ Минюста от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра", который определял порядок формирования и деятельности дисциплинарной комиссии исправительного центра по подготовке представления на имя начальника исправительного центра о признании осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ.
Согласно указанному Типовому положению основными задачами комиссии являются установление факта нарушения осужденным к принудительным работам порядка и условий отбывания принудительных работ; выяснение причин и условий, способствовавших совершению осужденным нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ; изучение и анализ личности осужденного и его предыдущего поведения; проверка правильности и полноты оформления материалов (рапорт или акт о выявленном нарушении; видео-, аудиозапись, при их наличии; свидетельства очевидцев допущенного нарушения; письменное объяснение осужденного либо акт о его отказе от дачи объяснения; характеристика на осужденного; справка об имеющихся у осужденного поощрениях и взысканиях); подготовка предложений начальнику исправительного центра или лицу, его замещающему, о применении к осужденному мер поощрения и взыскания, предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 УИК; подготовка представления начальнику исправительного центра или лицу, его замещающему, о признании осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении осужденным злостного нарушения или при совершении им в течение года трех нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ.
По результатам рассмотрения материалов комиссия принимает следующие решения:
о целесообразности применения или неприменения к осужденному мер поощрения, предусмотренных статьей 60.13 УИК, с учетом сведений, характеризующих личность осужденного, его поведение, отношение к труду и выполнению обязанностей, установленных УИК;
о целесообразности применения или неприменения к осужденному мер взыскания, предусмотренных статьей 60.14 УИК, с учетом виновности осужденного, тяжести и характера совершенного нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ; причин и условий, способствовавших его совершению; сведений, характеризующих личность осужденного, его поведение, отношение к труду и выполнению обязанностей, установленных УИК;
об обращении к начальнику исправительного центра (председателю комиссии) с ходатайством о проведении проверки, предусмотренной частью третьей статьи 60.16 УИК, в случае, если имеющихся сведений недостаточно для принятия решения о наложении взыскания (отсутствуют материалы, подтверждающие факт совершения осужденным нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, и (или) сведения, характеризующие его личность, поведение, отношение к труду и исполнению обязанностей, предусмотренных УИК);
о внесении начальнику исправительного центра (председателю комиссии) представления о признании осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении им злостного нарушения, предусмотренного частью второй статьи 60.15 УИК, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой статьи 60.15 УИК.
Как предусмотрено частью 3 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра.
В соответствии с требованиями Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, частью 3 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации проведено заседание дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Ростовской области по установлению факта нарушения осужденным Овчинниковым О.В. порядка и условий отбывания принудительных работ, по результатам которого, с учетом объяснений самого осужденного, ДД.ММ.ГГГГ вынесено соответствующее представление в адрес начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Ростовской области о признании осужденного злостным нарушителем. С данным представлением Овчинников О.В. был ознакомлен в тот же день.
На заседании комиссии осужденный Овчинников О.В., как это видно из материалов дела, высказал свое мнение по существу рассматриваемого на заседании комиссии вопроса, что отражено в его письменной объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ, которая была принята во внимание дисциплинарной комиссией.
Постановлением начальника УФИЦ ФКУ ИК№ ГУФСИП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Овчинников О.В. за совершение в течении года трех нарушений, предусмотренных частью первой ст. 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, срок применения взыскания комиссией административного ответчика не нарушен, применен надлежащим должностным лицом и соответствует принципам справедливости, тяжести и характеру совершенного нарушения. Обстоятельств, объективно препятствующих Овчинникову О.В. выполнить установленный распорядок, не приведено.
Доводы об не уведомлении Овчинникова О.В. о времени и месте заседания комиссии, опровергаются материалами дела, из которых следует, что истец принял непосредственное участие в работе комиссии, решение дисциплинарной комиссии и постановление о признании злостным нарушителем порядка отбывания наказания в тот же день объявлено.
Наряду с этим, сам по себе этот довод не является основанием для признания недействительным представления дисциплинарной комиссии исправительного центра о признании злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ, поскольку не опровергает правильность вывода о совершении Овчинниковым О.В. злостного нарушения, предусмотренного частью первой статьи 60.15 УИК РФ.
Утверждения административного истца о том, что он был лишен права на получение квалифицированной юридической помощи, на обоснованность принятого комиссией решения, также, не влияют.
Согласно ч. 8 ст. 12 УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
По общему правилу осужденному предоставляются услуги адвоката по его письменному заявлению, но, как видно из дела, такое ходатайство в период работы комиссии Овчинников О.В. не заявлял.
Доводы административного истца о нарушениях в работе комиссии, также, не подтверждаются.
Согласно Типовому положению от ДД.ММ.ГГГГ № в состав комиссии входят начальник исправительного центра - председатель комиссии; заместитель начальника исправительного центра - начальник отдела безопасности; старший инспектор отдела безопасности исправительного центра; старший юрисконсульт группы организации трудовой деятельности и воспитательной работы исправительного центра; старший инспектор группы организации трудовой деятельности и воспитательной работы исправительного центра - секретарь комиссии.
Председатель комиссии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач. Повседневная деятельность комиссии организуется в соответствии с утвержденным председателем комиссии планом ее работы на год. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения комиссии оформляются протоколом, утверждаемым председателем комиссии. Решения комиссии принимаются большинством голосов при условии, что на заседании присутствует более половины ее членов.
Как видно, порядок образования комиссии и порядок принятия оспариваемого решения стороной ответчика не был нарушен, при принятии оспариваемого решения имелось большинство голосов членов комиссии (три из пяти членов).
Таким образом, нарушений уголовно-исправительного законодательства, которые путем лишения или ограничения гарантированных законом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры применения дисциплинарного взыскания или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление решения о признании Овчинникова О.В. злостным нарушителем порядка по данному делу стороной ответчика не допущено, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований административному истцу отказано.
Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Овчинникова <данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» об оспаривании бездействия, действий.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2020 года