Решение по делу № 2-204/2024 от 27.06.2024

Дело № 2-204/2024

УИД 21RS0009-01-2024-000282-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2024 года                                                                                 с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Толстовой Л.В., при секретаре судебного заседания Никифоровой Н.В., с участием представителя истца – заместителя прокурора Красноармейского района Чувашской Республики Паксеева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Караево» о признании отсутствующим права собственности на недвижимое имущество и признании его федеральной собственностью,

установил:

Прокурор Красноармейского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Караево» о признании права собственности на имущество – убежище (отдельно стоящее здание) отсутствующим, признании недвижимого имущества – убежище (отдельно стоящее здание), площадью 500 кв.м., с кадастровым номером 21:14:000000:1726, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Караево, ул. Лесная, д. 1а, федеральной собственностью, обосновав тем, что прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики проанализировано исполнение законодательства, направленного на содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны и установлено, что правообладателем здания гражданской обороны, в котором расположен защитное сооружение гражданской обороны (далее по тексту – ЗСГО), является ООО «Караево», спорное помещение является объектом ЗСГО, в связи с чем, в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, является федеральной собственностью; уполномоченный орган не принимал решения о передаче в частную собственность помещения ЗСГО; государственная регистрация права собственности общества на данное помещение осуществлена в отсутствие правовых оснований. При проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Красноармейского района Чувашской Республики установлено, что спорный объект не готов к приему укрываемых, что препятствует его использованию для защиты неопределенного круга лиц по специальному назначению в особый период. Спорное помещение, являющееся объектом ЗСГО, в настоящее время находится в собственности ООО «Караево», что препятствует его использованию для защиты неопределенного круга лиц по специальному назначению в особый период.

В судебном заседании истец – заместитель прокурора Паксеев А.С. поддержал требования прокурора по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

Материальный истец - Межрегиональное территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ответчик ООО «Караево», третьи лица –администрация Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, Главное управление МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направили своих представителей, не известив о причинах не явки, не просив об отложении рассмотрения дела, при этом, истец представил письменный отзыв, где просил рассмотреть иск прокурора в их отсутствии, указав о возможности удовлетворения иска прокурора при установлении, что право собственности ответчика на спорное имущество возникло в порядке приватизации государственного или муниципального имущества.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Основания прекращения права собственности предусмотрены статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту –«ГК РФ»), в соответствии с которой право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

5) реквизиция (статья 242);

6) конфискация (статья 243);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Кроме того, ст.238 ГК РФ предусматривает прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать, в частности, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Однако, таких оснований для прекращения права собственности ООО «Караево» на принадлежащее последнему недвижимое имущество прокурором ни в исковом заявлении не указано, ни в ходе судебного заседания, суду не представлено.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определяет Закон о гражданской обороне.

Статьей 1 Закона о гражданской обороне дано определение понятию мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Согласно абзацу 8 статьи 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу ч.1 ст.9 названного Закона (в редакции Федерального закона от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права, принадлежащее на праве частной собственности недвижимое имущество может быть обращено в собственность государства лишь при соблюдении установленных нормами законодательства обстоятельств, при этом, ни нормы гражданского законодательства, ни нормы Федерального закона о гражданской обороне не содержат такого правового последствия необходимости обеспечения населения средствами коллективной защиты в виде убежищ, как признание отсутствующим зарегистрированного права частной собственности на объекты недвижимого имущества.

В силу п. 1 ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ст.ст. 93. 99 ГК РСФСР от 11.06.1964г., действоваш наравне с государственной собственностью законодательно была закреплена и колхозно-кооперативная собственность. Колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владели, пользовались и распоряжались принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР" собственностью кооператива являются принадлежащие ему средства производства и иное имущество, необходимые для осуществления уставных задач. Кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, произведенная продукция, товары, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что имущество кооператива формируется за счет денежных и материальных взносов его членов, произведенной им продукции, доходов, получаемых от ее реализации и иной деятельности, поступлений от продажи акций, других ценных бумаг кооператива и кредитов банка. В формировании имущества кооператива могут принимать участие на договорных началах путем денежных и материальных взносов государственные, кооперативные и иные общественные предприятия (организации), а также граждане, не являющиеся членами данного кооператива, но работающие в нем по трудовому договору.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР" собственностью кооператива является имущество создаваемых им предприятий и организаций, а также имущество межхозяйственных предприятий и организаций в соответствии с его долевым участием.

Учитывая изложенное, если объект возводился сельско-хозяйственным потребительским кооперативом за счет средств паевых взносов, соответственно, объект находился в собственности данной кооперативной организации, а не в государственной собственности, и право собственности на данный объект не могло быть разграничено в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – «Постановление №3020-1»).

Указанным постановлением разграничивается только государственная собственность на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность, при этом объекты гражданской обороны как самостоятельная категория имущества не поименована ни в одном из приложений к Постановлению №3020-1.

Статья 21 Закона РФ от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» устанавливает, что собственником потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо.

Согласно п.1, п.2 ст. 8 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР" кооперативная собственность как форма социалистической собственности неприкосновенна и находится под защитой государства. Она охраняется законом наравне с государственной собственностью. Имущество кооператива может быть изъято только по решению суда или арбитража в соответствии с их компетенцией. Право распоряжения имуществом принадлежит только самому кооперативу. Не допускается отвлечение имущества кооператива на цели, не связанные с его уставной деятельностью.

Исходя из оснований заявленных исковых требований, прокурор района полагает, что Российская Федерация является фактическим собственником спорного недвижимого имущества, в силу чего ссылается на нормы права, регулирующие правоотношения относительно государственной собственности, считая, что спорное имущество не может находится в частной собственности.

В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из приложенных к иску прокурора доказательств следует, что они не подтверждают доводы прокурора о принадлежности имущества Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения в мае 2024 года прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики анализа об исполнении законодательства, направленного на содержание и эксплуатацию ЗСГО установлено, что в собственности и фактическом владении ООО «Караево» имеется объект недвижимого имущества – отдельно стоящее здание с кадастровым номером 21:14:000000:1726, общей площадью 500 кв.м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Караево, ул. Лесная, д. 1а, которое является объектом ЗСГО (убежище) вместимостью 500 человек.

Из имеющейся в материалах дела копии дела №5731 согласно копии технического паспорта, составленного МУП БТИ «Красноармейское» по состоянию на 14 августа 2012 г., следует, картофелехранилище 1 бригады является одноэтажным нежилым зданием из сборных железобетонных блоков, расположено по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Караево, ул. Лесная, д. 1а, имеет инвентарный номер Р14/5731 (л.д. 12-19).

Между тем, по сведениям ЕГРН от 21.06.2024,17.09.2024 спорный объект недвижимости имеет площадь 1390,6 кв.м, количество этажей 1, год завершения строительства 1980, расположенное в пределах земельного участка с кадастровым № 21:14:120101:68 по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Караево, ул. Лесная, д. 1а, с кадастровым номером 21:14:000000:1726, правообладателем является ООО «Караево», право собственности зарегистрировано 13 августа 2013 г. (л.д. 20-22).

Согласно копии паспорта убежища от 17 июня 1986 г. № 21 объект возведен совхозом «Мичуринец», принят в эксплуатацию в 1980 году, назначение убежища в мирное время – овощехранилище; организация, эксплуатирующая в мирное убежище – МТФ совхоза «Мичуринец», общая площадь объекта составляет 500 кв.м, вместимость 500 человек, принадлежит совхозу «Мичуринец» (л.д. 8-10).

Из сведений муниципального архива Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики следует, что во исполнение Указа Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформе в РСФСР», постановления Правительства РФ от 29.12.91 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Совета Министров ЧССР № 15 от 29.01.92 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформе и реорганизации колхозов и совхозов» на базе совхоза «Мичуринец» был создан коллективного сельскохозяйственного предприятия (КСХП) «Мичуринец», далее в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным Законом «О сельскохозяйственной кооперации», постановлением главы администрации Красноармейского района от 30 декабря 1998 г. № 326 путем преобразования КСХП «Мичуринец» создан сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) «Мичуринец». Сведений о том, что правопредшественником или правопреемником указанного сельскохозяйственного кооператива являлось ООО «Караево» в архивной справке не имеется.

Согласно выписке из ЕРЮЛ СХПК «Мичуринец» 11.03.2012 прекратил свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что ООО «Караево» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.04.2009, основной вид деятельности – выращивание однолетних культур (л.д. 11).

Согласно доводам материального истца, право собственности ответчика на данное имущество возникло в ходе реализации имущества в рамках конкурсного производства (дело №А79-2019/2009) в отношении должника СХПК «Караево», следовательно, спорный объект до отчуждения находился в собственности СХПК «Караево».

Помимо прочего, п.п.5,6 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, права.

Как разъяснено в п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время, решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Доказательств, свидетельствующих о том, что данное нежилое здание было построено за счет средств государства и находилось в собственности государства, принадлежало на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному предприятию или учреждению, находилось или находится во владении Российской Федерации, прокурором не представлено.

Таким образом, учитывая установленные судом исследованными доказательствами правоотношения, учитывая, что истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства принадлежности спорного имущества Российской Федерации, а также наличием противоречивых доказательств относительно объекта недвижимости, которое по мнению прокурора относится к объектам гражданской обороны, суд не находит оснований для применения приведённых прокурором норм права и удовлетворения иска прокурора в порядке, предусмотренном п.52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку владение ответчиком на законных основаниях, спорным объектом недвижимости, приобретенном в ходе реализации имущества в рамках конкурсного производства в отношении сельскохозяйственного кооператива, само по себе прав истца, как процессуального, так и материального, не нарушает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района Чувашской Республики о признании отсутствующим права собственности ООО «Караево» (ИНН 2109903188 ОГРН 1092137000130) на недвижимое имущество с кадастровым номером 21:14:000000:1726 площадью 500 кв.м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с.Караево, ул.Лесная, д. 1а, и признании данного недвижимого имущества федеральной собственностью, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Чувашской Республики.

Судья                                                                                                                          Л.В.Толстова

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2024 года

2-204/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Ответчики
ООО "Караево"
Другие
Администрация Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики
Главное управление МЧС России по Чувашской Республике- Чувашии
Суд
Красноармейский районный суд Чувашии
Судья
Толстова Л. В.
Дело на сайте суда
krasnoarmeisky.chv.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
04.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.12.2024Судебное заседание
03.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее