Дело № 33а-2578/2020 Председательствующий в первой
Категория 113а инстанции Истягина Н.М.
дело № 2а-2240/2020~ М-2238/2020
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Михайловой В.Г.
при участии:
административного истца Блинова С.В.
представителя административного ответчика Локшиной И.Г.
прокурора Ведмидь А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Блинова С. В. к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, по апелляционной жалобе Блинова С. В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ) от 04 июля 2020 года № 19/114-2 назначены досрочные выборы депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ на 13 сентября 2020 года.
Полномочия окружной избирательной комиссии пятимандатных избирательных округов №1,№2,№3 Ленинский муниципальный округ возложены на Территориальную избирательную комиссии Ленинского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ) решением от 04 июля 2020 № 19/115-2.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа №1 от 07.08.2020 № Блинову С. В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя третьего созыва по пятимандатному избирательному округу № 1.
Не согласившись с решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя Блинов С. В. обратился в суд с иском, просил признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 7 августа 2020 года № и восстановить нарушенные избирательные права административного истца в части возможности гражданина выдвигаться и регистрироваться кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу было необоснованно отказано в регистрации кандидатом в депутаты, в связи отсутствием заверения подписных листов сборщиками подписей, поскольку он занимался сбором подписей в свою поддержку самостоятельно, а его подпись как кандидата на подписных листах имеется. Кроме того, некоторые подписи признанные недействительными на основании сведений из УМВД России по городу Севастополю, тогда как данные, указанные в паспорте избирателя совпадали с данными указанными при подписании листа избирателем.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Блинову С. В. отказано.
На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционные жалобы мотивированы нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Суд не учел, что кандидат самостоятельно занимался сбором подписей избирателей, избиратели самостоятельно вносили свои данные и подписи в подписные листы, лицо проводившее сбор подписей, отличное от кандидата, отсутствует, и заверение подписного листа таким лицом не представляется возможным.
Обращает внимание, что о законности собранных кандидатом подписей и правильности оформления подписных листов свидетельствует признание территориальной комиссией комплекта представленных документов, в которых отсутствует информация о сборщике подписей, документы комиссия приняла к рассмотрению и заверила своей печатью, что указывает на соответствие документов законодательству.
Акцентирует внимание, что признанные комиссией пять подписей избирателей недействительными ввиду несоответствия адреса, указанного в подписном листе, сведениям, имеющимся в базе МВД, не могут быть признаны таковыми, поскольку сведения в подписные листы внесены в соответствии с паспортом избирателя. А нежелание комиссии рассмотреть нотариально заверенные копии паспортов избирателей противоречит п.3 ч.12 ст.47 Закона Севастополя №20-ЗС.
Считает, что суд неверно применил положения п.12.ст.37 Закона №67-ФЗ, поскольку наличие сведений о сборщике подписей в графе «кандидат», который самостоятельно собирал подписи, не влечет недействительность подписных листов в отсутствие данных в графе «подписной лист удостоверяю».
В судебном заседании административный истец апелляционную жалобу поддержал по основаниям изложенным в ней, дополнительно пояснял, что факт сбора подписей избирателей подтверждается финансовым отчетом, согласно которому средства на сборщика подписей в отчете отсутствую. Также кандидат, при сдаче документов прошил и заверил своей подписью все подписные листы, что в совокупности с финансовым отчетом, указанием его как кандидата свидетельствует, что сбор подписей кандидат производил самостоятельно.
Представитель административного ответчика в удовлетворении апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Прокурор, давая заключение по делу, полагала жалобу не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обозрев оригиналы подписных листов, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого решения, принятого в соответствии с полномочиями, в порядке и способом, предусмотренными законодательством.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Решением Территориальной избирательной комиссии от 04 июля 2020 года №19/118-2 в избирательном округе №1 Ленинского муниципального округа установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата: минимальное – 28, максимальное 32.
Судом установлено, что Блиновым С.В. 24.07.2020 и 30.07.2020 года в Окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № 1 были поданы документы для регистрации в качестве выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидата в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя третьего созыва, среди которых - подписные листы в количестве 7 штук с подписями избирателей (всего 32 подписи), собранными в поддержку самовыдвижения истца как кандидата.
Как следует из материалов дела, административным истцом представлено максимальное количество подписей, которые итоговым протоколом проверки подписных листов от 03.08.2020 признаны недостоверными (недействительными) 100% подписей.
Так, по пяти подписям сведения об избирателе не соответствуют действительности (код нарушения – 5); имеются две подписи лиц не обладающего активным избирательным правом в соответствующем многомандатном избирательном округе (код нарушения 2), по двум подписям отсутствуют либо указаны неполные фамилия, имя отчество избирателя (код нарушения – 2), в одной подписи имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 1), по 32 подписям подписной лист не заверен подписью лица, осуществившего сбор подписей избирателей, не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществившим сбор подписей избирателей, сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (коды нарушений 15, 21, 28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон №67-ФЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, среди прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону (п.8 ст.38).
Согласно форме подписного листа, он имеет строку «подписной лист удостоверяю», согласно тексту подстрочника должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона № 67-ФЗ, пункту 5 статьи 42 Закон города Севастополя от 03.06.2014 N 20-ЗС "О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя" (далее – Закон города Севастополя N 20-ЗС) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указанного в схеме избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее десяти подписей избирателей.
Согласно положениям п.12 ст.37 Закона N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно положениям п.13 ст.37 Закона №67-ФЗ каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Из системного анализа положений пунктов 12, 13 статьи 37 Закона №67-ФЗ следует, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей и кандидатом, следовательно в строке подписного листа «подписной лист удостоверяю» должны быть указаны сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а если этот сбор осуществлял непосредственно сам кандидат, в строке должны быть указаны, как того требуют положения п.12, фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также подпись и дата ее внесения.
Аналогичные требования к подписным листам содержит п.8 ст.44 Закона города Севастополя № 20-ЗС, согласно которому каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата должен быть заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, а также кандидата.
При этом в п.8 ст.44 Закона города Севастополя № 20-ЗС, оговорено, что в случае, если кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения самостоятельно собирал подписи избирателей и удостоверил подписной лист в качестве лица, собиравшего подписи избирателей, удостоверительная надпись от имени кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения может не вноситься.
Таким образом, согласно положениям пункта 8 ст.44 Закона города Севастополя №20-ЗС удостоверение подписного листа лицом, собиравшим подписи избирателей, является обязательным.
Подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Закона №67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Между тем, административным истцом положения как Федерального закона №67-ФЗ, так и Закона города Севастополя №20-ЗС не выполнены, строка «подписной лист удостоверяю» не заполнена, что не оспаривается Блиновым С.В. и подтверждается подписными листами, исследованными в судебном заседании.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Закона №67-ФЗ, п.7 ч.3 ст.48 Закона города Севастополя № 20-ЗС, основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о правомерности оспариваемого решения об отказе в регистрации Блинова С.В. кандидатом в депутаты является верным, поскольку судом достоверно установлено и не опровергнуто при апелляционном рассмотрении дела, что Блиновым С.В. предоставлено недостаточное количество подписей избирателей в связи с нарушением кандидатом требований п.12 ст.37 Закона №67-ФЗ и п.8 ст.44 Закона города Севастополя №20-ЗС, что послужило основанием для признания подписей недействительными. Не согласиться с таким выводом оснований у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Блинова С. В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: