Судья Летучева И.О. Дело 2-3323/2024
УИД 35RS0001-01-2024-002647-88
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2024 года № 33-4072/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Махиной Е.С.,
судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Череповца Заглубовской Анастасии Александровны на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., судебная коллегия
установила:
главный государственный санитарный врач по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Петрова Л.Ш. обратилась в суд с исковыми требованиями к муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 14» (далее – МАОУ «СОШ № 14»), мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» (далее – МАУ «ЦКО») о возложении обязанности устранения нарушения требований санитарного законодательства.
Требования были мотивированы тем, что в отношении МАОУ «СОШ № 14» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. МАОУ «СОШ № 14» выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 19 ноября 2021 года № 987/475/07-05 со сроком исполнения до 01 ноября 2022 года, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено.
С учетом уточнения заявленных требований просил в срок до 01 марта 2025 года обязать мэрию города Череповца обеспечить финансирование мероприятий по адресу: <адрес> <адрес>, по выполнению работ по обеспечению ровной поверхности потолков (устранить протечки) в спортзалах № 1, 2, по выполнению работ по обеспечению ровной поверхности оконных блоков, их целостность и возможность открывания для мытья и проветривания в кабинетах № 14, 17, 29; обязать МАУ «ЦКО» провести работы по адресу: <адрес> <адрес> по обеспечению ровной поверхности потолков (устранить протечки) в спортзалах № 1, 2, по обеспечению ровной поверхности оконных блоков, их целостность и возможность открывания для мытья и проветривания в кабинетах № 14, 17, 29; обязать МАОУ «СОШ № 14» устранить нарушения требований санитарных правил и выполнить работы в здании по адресу: <адрес> по обеспечению ровной поверхности потолков (устранить протечки) в спортзалах № 1, 2, по обеспечению ровной поверхности оконных блоков, их целостности и возможности открывания для мытья и проветривания в кабинетах № 14, 17, 29.
Протокольным определением суда от 18 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление образования мэрии города Череповца и финансовое управление мэрии города Череповца.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 мая 2024 года исковые требования главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам удовлетворены.
На мэрию города Череповца возложена в срок до 01 мая 2026 года обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в МАОУ «СОШ № 14» в здании, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, а именно:
- по выполнению работ по обеспечению ровной поверхности потолков (устранить протечки) в спортзалах № 1, 2;
- по выполнению работ по обеспечению ровной поверхности оконных блоков, их целостности и возможности открывания для мытья и проветривания в кабинетах № 14, 17, 29.
На МАУ «ЦКО» возложена обязанность организовать в срок до 01 сентября 2026 года проведение указанных ремонтных работ.
На МАОУ «СОШ № 14» возложена обязанность в срок до 01 сентября 2026 года устранить нарушения требований законодательства в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
- выполнить работы по обеспечению ровной поверхности потолков (устранить протечки) в спортзалах № 1, 2;
- выполнить работы по обеспечению ровных поверхностей оконных блоков, их целостности и возможности открывания для мытья и проветривания в кабинетах № 14, 17, 29.
В апелляционной жалобе представитель мэрии города Череповца Заглубовская А.А. просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к мэрии городпа Череповца. В обоснование жалобы указано, что понуждение мэрии города Череповца к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета на самостоятельного разрешение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ей учреждений. Денежные средства на указанные в решении суда мероприятия в бюджете города Череповца не предусмотрены. Отмечает, что суд не учел нормы бюджетного законодательства, определяющие бюджетные полномочия исполнительного органа местного самоуправления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что МАОУ «СОШ № 14» зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе, осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> <адрес>.
Уставом МАОУ «СОШ № 14» предусмотрено, что учреждение является общеобразовательным, а учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения осуществляют мэрия города Череповца, управление образования мэрии города Череповца. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению имуществом города Череповца (пункты 1.3, 1.4 Устава).
На основании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее Управление Роспотребнадзора по Вологодской области) была проведена плановая выездная проверка в отношении МАОУ «СОШ № 14», <адрес> <адрес>.
В ходе проверки в нарушение требований пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, выражающиеся в невыполнении работ по обеспечению ровной поверхности потолков (устранении протечки) в спортзалах № 1 и 2, в кабинете № 34, не обеспечена ровная поверхность оконных блоков, их целостность и возможность открывания для мытья и проветривания в кабинетах № 14, 17, 29, а также не обеспечены нормативные уровни искусственной освещенности в кабинетах № 13, 23, 33 у классных досок.
МАОУ «СОШ № 14» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 19 ноября 2021 года № 987/475/07-05 со сроком исполнения до 01 ноября 2022 года.
В соответствии с представленной МАОУ «СОШ № 14» информацией по исполнению предписания следует, что частично исполнен пункт № 1 предписания (обеспечена ровная поверхность потолков в кабинете № 34), исполнен № 3 предписания (обеспечены нормативные уровни искусственной освещенности в кабинетах № 13, 23, 33 у классных досок).
20 января 2023 года начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах принято решение об отсрочке исполнения пунктов 1-3 предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований № 987/745/07-05 от 19 ноября 2021 года до 10 января 2024 года.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 9, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 11, 28, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 2.2.5, 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», установив, что в помещении МАОУ «СОШ № 14», расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, имеются нарушения требований санитарного законодательства, собственником имущества и учредителем школы является муниципальное образование, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчиков обязанности принимать меры по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц (обучающихся, сотрудников (работников), посетителей образовательного учреждения), поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований объективно невозможно.
Поскольку вопросы финансирования проведения указанных выше мероприятий находятся в ведении исключительно главного распорядителя бюджета – мэрии города Череповца, в том числе в части расходов в сфере образования, суд обязал мэрию города Череповца профинансировать мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в школе, а МАУ «ЦКО», как учреждения, созданного муниципальным образованием «Город Череповец» с целью осуществления безопасной эксплуатации и содержания муниципальных объектов, а также эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на которое возложены обязанности по организации содержания, технического обслуживания, текущих ремонтов, обслуживанию зданий, размещение муниципального заказа, организовать проведение работ по устранению выявленных истцом нарушений.
Не оспаривая факт выявленных нарушений, необходимость проведения работ по устранению выявленных истцом нарушений санитарного законодательства, аппелянт ссылается на самостоятельное решение вопроса об очередности выделения денежных средств главным распорядителем, недопустимость вмешательства в деятельность органа местного самоуправления по расходованию бюджетных средств.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиям, в том числе по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ).
Бюджетным Кодексом Российской Федерации закреплен термин - главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета). Им является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (часть 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
В силу содержания статьи 38 Устава города Череповца, принятого постановлением Череповецкой городской Думы от 08 августа 2005 года № 84, размещенным в информационно-справочной системе «Консультант плюс», мэрия города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.
Мэрия города Череповца в том числе составляет проект городского бюджета, а также отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение городского бюджета; осуществляет полномочия собственника муниципального имущества городского округа в соответствии с порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, утверждаемым городской Думой; осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, а также финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа (статья 40 Устава города Череповца).
Город Череповец имеет собственный бюджет - городской бюджет. Порядок составления и рассмотрения проекта городского бюджета, утверждения и исполнения городского бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении городского бюджета определяется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утверждаемым городской Думой (статья 46 Устава города Череповца).
Формирование доходов городского бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (статья 47 Устава города Череповца).
Формирование расходов городского бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами городского округа, устанавливаемыми и исполняемыми органами городского самоуправления города Череповца в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств городского округа осуществляется за счет средств городского бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 48 Устава города Череповца).
Составление проекта городского бюджета осуществляет мэрия города. Порядок и сроки составления, рассмотрения проекта городского бюджета, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяется положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утверждаемым городской Думой (статья 49 Устава города Череповца).
Мэр города вносит проект городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период на утверждение городской Думы. Проект городского бюджета, решение об утверждении городского бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения городского бюджета и численности муниципальных служащих органов городского самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Проект городского бюджета и годовой отчет о его исполнении выносятся на публичные слушания. Исполнение городского бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 50 Устава города Череповца).
Мэрией города Череповца было создано МКУ «ЦКО».
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Устава МАУ «ЦКО», утвержденного постановлением мэрии города Череповца от 10 февраля 2021 года № 444, учреждение создано на основании постановления мэрии города Череповца от 30 декабря 2020 года № 5593, учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Город Череповец» в пределах своей компетенции осуществляет мэрия города Череповца.
Пункт 2.3 Устава МКУ «ЦКО» закрепляет цели деятельности учреждения, одной из которых является эффективное хозяйственное содержание и использование имущества, предназначенного для функционирования муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2.4.1 Устава (с изменениями, для достижения целей, указанных в пункте 2.3 настоящего устава учреждение осуществляет выполнение отдельных функций по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в качестве специализированной организации для муниципальных автономных образовательных организаций в соответствии с положениями о закупках заказчиками.
Из пункта 2.5 Устава следует, что мэрия города формирует и утверждает муниципальное задание для учреждения в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания
Пунктом 3.6 Устава предусмотрено, что источником финансовых ресурсов являются, в том числе субсидии из городского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг; целевые субсидии из городского бюджета в случаях и в порядке, установленным муниципальными правовыми актами.
Принимая во внимание, что мэрия города формирует и утверждает муниципальное задание для МАУ «ЦКО» и предоставляет субсидии из городского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания, соответственно мэрия города Череповца является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МАУ «ЦКО». Учитывая, что в соответствии с Уставом города мэрия составляет проект городского бюджета и обеспечивает его исполнение, именно на мэрию города Череповца подлежит возложению обязанность обеспечить финансирование.
Однако, несмотря на длительный срок неисполнения предписания, денежные средства главным распорядителем бюджетных средств – мэрией города Череповца до получателя лимитов бюджетных обязательств не доведены. Согласно писем от 17 декабря 2021 года, 19 декабря 2022 года, 12 декабря 2023 года, 03 апреля 2024 года директор МАОУ «СОШ № 14» неоднократно ходатайствовал о выделении финансовых средств на ремонтные работы в целях исполнения предписания истца.
Несмотря на возложенную на ответчиков по делу обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологические требований и обеспечения безопасности воспитанников образовательного учреждения, данные требования не соблюдаются. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в образовательном учреждении обучающихся и работников школы, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей.
Вопреки доводам жалобы удовлетворение заявленных требований не повлекло ограничение самостоятельности муниципального образования в сфере распределения бюджетных средств и не может быть квалифицировано как вмешательство в бюджетный процесс, поскольку направлено на исполнение требований действующего законодательства, не носит произвольного характера и произведено при установлении для этого соответствующих правовых оснований.
Так, несмотря на наличие отдельных особенностей формирования и последующего распределения бюджета, данные обстоятельства сами по себе не могут оправдывать длительное неисполнение действующих регламентов, направленных на охрану жизни и здоровья обучающихся лиц, не являясь правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом того, что выполнение возложенных обязанностей по устранению нарушений требований санитарного законодательства связано с необходимостью привлечения бюджетных средств, необходимости финансовых и временных затрат, а также с учетом характера выявленных нарушений, их значимости, с учетом того, что неисполнение обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создает потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, установленные решением суда сроки – до 01 мая 2026 года для мэрии города Череповца, до 01 сентября 2026 для МАУ «ЦКО», МАОУ «СОШ № 14» являются разумными.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих устранению выявленных нарушений в указанные сроки, ответной стороной не представлено.
При указанных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии города Череповца Заглубовской Анастасии Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Махина
Судьи: Л.В. Белозерова
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 августа 2024 года.