Дело № 2а-9549/2020 | 22 декабря 2020 года |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Федосеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу к Алексиной Светлане Владимировне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени, встречному исковому заявлению Алексиной Светланы Владимировны к МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу об аннулировании недоимки по налогу на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к административному ответчику, в котором просил взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере 23 667 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере 345 рублей 92 копейки год за период с 04.12.2018 г. по 29.01.2019 г.
В обоснование иска административный истец указал, что административный ответчик в 2015 году – в течение 11 месяцев, 2016 году, 2017 году владела помещением по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, в отношении которого был исчислен налог, подлежащий уплате. Заявленные суммы налога и пени не уплачены.
Административным ответчиком Алексиной С.В. предъявлено встречное административное исковое заявление к МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу, в котором Алексина С.В. просит аннулировать недоимку за 2015 г., 2016 г., 2017 г. по налогу на объект недвижимости с наименованием гараж-автостоянка по адресу: <адрес>.
В обоснование встречного административного иска указано, что Алексина С.В. является пенсионером, имеет право на получение льготы в отношении принадлежащего ей имущества – машино-места. Объект недвижимости, по которому возникла недоимка, является гаражом-автостоянкой, право собственности на него зарегистрировано на основании решения Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2014 года по делу № 2-4400/2014 (л.д. 113-114).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 15.12.2020 года, принято к рассмотрению встречное административное исковое заявление Алексиной Светланы Владимировны к МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу об аннулировании недоимки по налогу на имущество физических лиц (л.д. 127).
Административный истец МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу в лице представителя Рыбиной Л.Н., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, представитель административного истца требования административного иска поддержала в полном объеме, против удовлетворения встречных административных исковых требований возражала (л.д. 135).
Административный ответчик Алексина С.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований, по доводам, изложенным в возражениях, в которых указала, что ею 03.12.2015 года подано заявление в МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу о предоставлении налоговой льготы, 17.12.2015 года принято уведомление о предоставлении ей налоговой льготы в отношении <адрес> гаража-автостоянки № по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (1/130 доли) (л.д. 86-88), просила удовлетворить встречные административные исковые требования.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в том числе, сведений, поступивших по запросу суда, Алексиной Светлане Владимировне с 12.02.2015 года принадлежит 1/130 доли в праве общей долевой собственности на помещение по адресу: <адрес> с кадастровым номером № (л.д. 61-74).
Согласно выписке из ЕГРН от 19.02.2018 года указанное помещение имеет назначение – нежилое помещение, указано на то, что произведен кадастровый учет изменений помещения в части изменения наименования - автостоянка (л.д. 119-125).
Из письма Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 21.02.2019 года следует, что 19.02.2019 года осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта с кадастровым номером № в связи с включением сведений о наименовании помещения в кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, сведения о наименовании помещения «автостоянка» включены в кадастр надвижимости в «Особые отметки» (л.д. 117).
04.12.2015 г. Алексина С.В. обратилась в МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просила предоставить ей налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц в отношении <адрес> гаражного места по адресу: <адрес>, <адрес> по тому основанию, что является пенсионером (л.д. 90).
В ответе от 17.12.2015 года № 10-10-03/26214 МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу сообщила, что Алексиной С.В. предоставлено освобождение от оплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год (л.д. 91).
В письме от 20.12.2016 года № 10-10-03/27581 МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу сообщила, что Управлением Росреестра предоставлены сведения о регистрации Алексиной С.В. права собственности на объект №, расположенный по <адрес>, вид которого – иные строения, помещения и сооружения, наименование вида объекта – помещение, назначение объекта – нежилое, других сведений о назначении указанного объекта Росреестром не представлено, предоставить льготу по уплате налога на имущество на объект № как на гараж у инспекции основания отсутствуют (л.д. 92 с оборотом).
04.02.2019 года Алексина С.В. обратилась в МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просила аннулировать налоги за машино-место в нежилом помещении № по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> в связи с тем, что данное помещение является автостоянкой, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.02.2018 года (л.д. 94).
В ответе от 20.03.2019 года № 15-10-03/06609 МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу сообщила, что в отношении машино-мест (если они еще не выделены в самостоятельный объект), которые расположены в паркингах, подземных гаражах стоимостью более 300 млн. рублей, льгота не предоставляется, для получения льготы собственнику необходимо осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места, а также зарегистрировать право собственности на машино-место, на основании изложенного, льгота по объекту (гаражу), расположенному по адресу: <адрес> не предусмотрена действующим законодательством (л.д. 95-96).
Алексина С.В. обратилась с заявлением в адрес УФНС по Санкт-Петербургу, по результатам рассмотрения которого был дан ответ от 23.03.2020 года № 27-22/17828@ о том, что по информации, полученной от Управления Росреестра письмом от 01.03.2019 года № 3-03236-1 указанное нежилое помещение является встроенным гаражом – автостоянкой. На основании этих сведений в базу данных налоговых органов были внесены изменения в части указания наименования объекта «гараж» и произведено исчисление налога по ставке 0,3 %, установленной пунктом 3 статьи 3 Закона № 643-109. Для получения льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении принадлежащий доли нежилого помещения налогоплательщик вправе самостоятельно обратиться в Управление Росреестра за выделением в натуре своей доли посредством определения границ машино-места, а также зарегистрировать право собственности на него (л.д. 97-100).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пп. 10 пункта 1 статьи 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Согласно пп. 5 п. 4 ст. 407 НК РФ налоговая льгота предоставляется, в частности, в отношении гаража или машино-места.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющий понятия "машино-место", под которым понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.
Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее - специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были зарегистрированы доли в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По смыслу приведенных выше норм права налоговый орган не вправе исчислять налог на имущество, без получения сведений об объектах недвижимости и зарегистрированных правах на имущество, предоставляемых органами, осуществляющими такую регистрацию.
Согласно части 3, 5 статьи 1 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В судебном заседании 15.12.2020 года Алексина С.В. пояснила, что ею не осуществлялись действия по выделению в натуре машино-места в спорном помещении (л.д. 128).
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что условием возникновения обязанности по уплате налога на имущество является наличие зарегистрированного права собственности, в отсутствие сведений о регистрации права собственности Алексиной С.В. на такой объект права как машино-место, следует прийти к выводу о том, что МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу правомерно произвела начисление налога на имущество в отношении помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> с кадастровым номером № без предоставления налоговых льгот.
При этом судом отклоняется довод административного ответчика о том, что ранее ей была предоставлена льгота в отношении гаража по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, поскольку материалами дела подтверждается, что согласно письму МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу от 17.12.2015 года № 10-10-03/26214 Алексиной С.В. была предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц за 2014 год, данная льгота распространялась только на квартиру, принадлежащую Алексиной С.В., поскольку право собственности Алексиной С.В. на долю в праве общей долевой собственности на вышеназванное нежилое помещение было зарегистрировано 12.02.2015 года.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В силу ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В адрес административного ответчика 14.10.2018 г. было направлено налоговое уведомление № 26111991 от 05.10.2018 г. (л.д. 17-18, 21).
В соответствии с данным налоговым уведомлением налогоплательщик обязан в срок не позднее 03.12.2018 г. уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 г., 2916 г., 2017 г. в размере 28 700 рублей, в том числе, в отношении помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> в размере 23 667 рублей.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 1 ст. 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В адрес административного ответчика 26.02.2019 г. было направлено требование № 7489 по состоянию на 30.01.2019 г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 г., 2016 г., 2017 г. по налоговому уведомлению № 26111991 от 05.10.2018 г. в размере 23 667 рублей, пени в размере 345 рублей 92 копейки, со сроком исполнения до 26.03.2019 г. (л.д. 19, 20).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 286 (часть 2) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Мировым судьей судебного участка № 160 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ от 20 декабря 2019 г. по делу 2а-1122/2019-160 о взыскании с Алексиной Светланы Владимировны в пользу МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу недоимки за 2015-2017 гг. по налогу на имущество физических лиц в размере 23 667 рублей, пени в размере 345 рублей 92 копейки (л.д. 53).
Определением мирового судьи судебного участка № 160 Санкт-Петербурга от 28 февраля 2020 г. отменен судебный приказ от 20 декабря 2019 г. по делу № 2а-1122/2019-160 (л.д. 56).
В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из обстоятельств дела, налоговый орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций в срок не позднее 28 августа 2020 года.
Учитывая, что настоящее административное исковое заявление было направлено в суд 28 августа 2020 г. (л.д. 28), срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
Возражений относительно расчета налога на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. административным ответчиком Алексиной С.В. не представлено.
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств оплаты налога на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. в размере 23 667 рублей, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
На основании п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Относительно требования о взыскании пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. за период с 04.12.2018 г. по 29.01.2019 г. в размере 345 рублей 92 копейки, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика пени в указанном размере. Расчет пени проверен судом и признан правильным.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В порядке ст. 114 КАС РФ с административного ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства, от уплаты которой административный истец был освобожден, в сумме 920 рублей 39 копеек.
В силу вышеизложенных обстоятельств оснований для удовлетворения встречных административных исковых требований не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 131 КАС РФ подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.
Поскольку административным ответчиком не была представлена квитанция об уплате госпошлины за предъявление встречного административного искового заявления либо документ, подтверждающий право на льготу по уплате госпошлины, и судом не выносились определения о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины за предъявление встречного иска, то суд приходит к выводу о взыскании в административного ответчика в доход государства госпошлины за предъявление встречного административного искового заявления в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу к Алексиной Светлане Владимировне, зарегистрированной по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Взыскать с Алексиной Светланы Владимировны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, 2016 год, 2017 год в размере 23 667 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год, 2016 год, 2017 год за период с 04.12.2018 г. по 29.01.2019 г. в размере 345 рублей 92 копейки, а всего, 24 012 рублей 92 копейки.
Взыскать с Алексиной Светланы Владимировны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход государства госпошлину в размере 920 рублей 39 копеек.
В удовлетворении встречных административных исковых требований Алексиной Светланы Владимировны к МИ ФНС России № 25 по Санкт-Петербургу отказать.
Взыскать с Алексиной Светланы Владимировны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход государства госпошлину за предъявление встречного административного искового заявления в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
В окончательной форме решение принято 20 февраля 2021 г.
Судья Н.Ю.Петрова