Решение по делу № 2а-846/2019 от 26.07.2019

№ 2а-1-846/2019

    64RS0007-01-2019-001897-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2019 года                  город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего Понамарева О.В.

при секретаре Ф.Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежской таможни к К.А.В. о взыскании таможенных платежей,-

установил:

Воронежская таможня (далее – таможенный орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с К.А.В. таможенных платежей в размере 1 192 683 руб.89 коп.; пени в размере 345 252 руб.18 коп. за период с 09 июня 2014 года по 10 января 2017 года; пени, подлежащие взысканию в соответствии с п.14 ст.72 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере 835 296 руб.15 коп. за период с 11 января 2017 года по 17 мая 2019 года; также просят восстановить срок на подачу административного искового заявления.

В обоснование иска административный истец указал, что административным ответчиком 08 марта 2014 года на таможенный пост МАПП Бугаевка Воронежской таможни была подана пассажирская таможенная декларация №10104020/080314/В0007436 на транспортное средство марки AUDI А6, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер НСА404, в которой заявлено направление перемещения – временный ввоз. Выпуск данного транспортного средства разрешен, срок временного ввоза установлен до 08 июня 2014 года. Таможенным органом проведены проверочные мероприятия в отношении временно ввезенного иностранного транспортного средства, по результатам которых установлено, что транспортное средство в установленные сроки за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза К.А.В. не вывезено. Вместе с тем, таможенные платежи, подлежащие уплате, до настоящего времени не уплачены, в связи с чем, за период с 09 июня 2014 года по 10 января 2017 года начислены пени. Также просили восстановить срок для обращения в суд с административным иском, указывая, что о месте нахождения имущества административного ответчика им стало известно из сведений, представленных в апреле 2019 года.

Административный истец Воронежская таможня в судебное заседание не обеспечила явку своего представителя, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно письменному ходатайству просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание административный ответчик К.А.В. не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве на административный иск просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований, ввиду пропуска срока для подачи административного искового заявления.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу статьи 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.

Из материалов дела следует, что 08 марта 2014 года гражданином Российской Федерации К.А.В. А.В. на таможенную территорию Евразийского экономического союза было перемещено транспортное средство марки AUDI А6, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер НСА404, и был оформлен временный ввоз до 08 июня 2016 года.

Согласно п.5 ст. 358 ТК ТС (действовавшего на момент ввоза транспортного средства) в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза (ст.14 ч.1 п.1 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском), далее Соглашение.

Доказательств вывоза вышеуказанного транспортного средства в срок до 08 июня 2014 года включительно, материалы дела не содержат.

Размер таможенных платежей, подлежащих уплате К.А.В. составляет 1 192 683 руб.89 коп., и рассчитан согласно п.12 раздела 4 приложения №5 к Соглашению.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 Федерального закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством. Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

Административным истцом в адрес административного ответчика 11 января 2017 года было направлено требование об уплате таможенных платежей №1 от 10 января 2017 года, которое было возвращено за истечением срока хранения.

При этом, административным истцом по адресу регистрации административного ответчика направлялось письмо о невывозе транспортного средства, которое было возвращено за истечением срока хранения.

Возложенная на административного ответчика обязанность по уплате таможенных платежей не исполнена.

Согласно части 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица таможенных платежей, между тем, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений статей 34, 48 НК Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что шестимесячный срок для обращения таможенных органов в суд, установленный статьей 48 НК Российской Федерации, распространяется и на взыскание обязательных таможенных платежей в судебном порядке.

Кроме того, в силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров перемещенных через таможенную границу в течение трех лет после их выпуска, и в случае неисполнения физическим лицом требования об уплате обязательных платежей, в течение срока, установленного статьей 48 НК Российской Федерации, могут обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административный истец обратился к мировому судье судебного участка №1 г. Балашова Саратовской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с К.А.В. задолженности по таможенным платежам и пени.

На основании определения мирового судьи судебного участка №1 г. Балашова Саратовской области от 10 июня 2019 года Воронежской таможне отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поскольку оно подано по истечении установленного законодательством шестимесячного срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

В качестве причин пропуска срока таможенный орган указал на то, что о месте нахождения имущества административного ответчика им стало известно из сведений, представленных в апреле 2019 года.

Как усматривается из материалов дела таможенный орган обратился в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Кантемировскому району Воронежской области 19 сентября 2016 года с запросом о предоставлении сведений о транспортном средстве марки AUDI А6, 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер НСА404, при том, что срок временного ввоза транспортного средства установлен до 08 июня 2014 года.

После получения сведений из отделения по вопросам миграции ОМВД России по Кантемировскому району Воронежской области административный истец отправил запрос в УГИБДД ГУ по Воронежской области только 04 апреля 2019 года.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока уважительными, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.

При этом суд учитывает, что таможенный орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст.184 КАС РФ, суд приходит к выводу о пропуске Воронежской таможней процессуального срока обращения в суд с требованием о взыскании с К.А.В. заявленных сумм, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления о восстановлении срока, соответственно, и в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Воронежской таможни к К.А.В. о взыскании таможенных платежей отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (27 сентября 2019 года).

Председательствующий      О.В.Понамарев

2а-846/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронежская таможня
Ответчики
Кривошеев Александр Владимирович
Суд
Балашовский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
balashovsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Дело оформлено
05.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее