Решение по делу № 12-45/2017 от 20.09.2017

Дело 12-45/2017    

РЕШЕНИЕ

г.Нолинск, Кировской области 07 ноября 2017 года

Судья Нолинского районного суда Кировской области Лаптева И.Ю., при секретаре судебного заседания Смирновой М.С.,

с участием законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» директора Князева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, имеющего на иждивении трех несовершеннолетних детей, зарегистрированного и проживающего по адресу: Кировская область, Нолинский район, п. Красный Яр, <адрес>,

государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста-эксперта отдела экологического надзора Бересневой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» Князева Н.В. на постановление <№> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> специалиста-эксперта отдела экологического надзора Бересневой А.И. от 29.08.2017г. о назначении административного наказания по делу <№>, которым ООО «Эко-Трейд», юридический адрес: 613440, Кировская область, г. Нолинск, ул. Ленина, д.13 «а», ИНН 4321006570, КПП 432101001, ОГРН 10743210002700, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 08-45/05-17 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста-эксперта отдела экологического надзора Бересневой А.И. от 29.08.2017г. о назначении административного наказания по делу № 02-08/268-17 ООО «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Согласно постановлению, ООО «Эко-Трейд» в 2016г. на эксплуатируемом полигоне ТБО Нолинского муниципального района размещено 2424 тонны твердых коммунальных отходов, принятых от населения и предприятий Нолинского района, в то же время плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016г. рассчитана и внесена предприятием исключительно в отношении объема отходов, образовавшихся от собственной деятельности. Следовательно ООО «Эко-Трейд» не представило в Управление Росприроднадзора по Кировской области в полном объеме декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в срок до 10.03.2017г. Таким образом, ООО «Эко-Трейд» допустило сокрытие полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением п.5 ст. 16.4 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Директор ООО «Эко-Трейд» Князев Н.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование жалобы указал, что отсутствует событие административного правонарушения в части сокрытия полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку Росприроднадзором необоснованно вменено, в обязанности Общества предоставление расчета платы за негативное воздействие при размещении ТКО за прочих образователей и отражения данных сведений в Декларации о плате за негативное воздействие за 2016 год, представленной в Управление Росприроднадзора по Кировской области 10.03.2017. Со ссылкой на ст. 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указывает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Считает, Росприроднадзор делает ошибочный вывод о том, что Общество, осуществляя деятельность по размещению отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Выражает несогласие с тем, что Росприроднадзор, привлекая ООО «Эко-Трейд» к ответственности, признал Общество оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющим деятельность по их размещению, так как Общество является лицензированной организацией, размещающей на полигоне твердые бытовые отходы, обязанным внести плату за 2016 год за всех образователей отходов, разместивших отходы на указанном объекте. Указывая на Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления, Постановление Правительства № 484, Решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области № 44/65 от 29.11.2013г., Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» вместе с «Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.07.2017 по делу № А64-1614/2017, настаивает на том, что Общество не является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Считает, что с учетом указанных нормативных актов Общество является организацией коммунального комплекса и у него отсутствовали основания для сбора указанной платы с образователей отходов в 2016 году. Плата за негативное воздействие на окружающую среду договорами оказания услуг с контрагентами (образователями отходов), включая управляющие компании, была не предусмотрена, она не взималась и не собиралась, обязанность по ее внесению вместо контрагентов на Общество как на Исполнителя по указанным договорам не возлагалась. Значит, принимая во внимание, что Общество в 2016 году не являлось оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, данные отходы образовались не в результате его деятельности, отсутствуют основания для учета указанных объемов в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год и внесения платы. Ссылается на позицию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) приведенную в письме от 11.04.2016 года № АС-06-01- 36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», согласно которой за отходы, в том числе твердые коммунальные отходы, размещенные с 01 января 2016 года, плату за негативное воздействие на окружающую среду должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы, включая управляющие компании. Считает, Росприроднадзором при рассмотрении дела дана не надлежащая оценка обстоятельствам дела, не применены нормы, подлежащие применению, в результате чего сделан не верный вывод, о том, что Обществом допущено сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, содержащиеся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Полагает, Росприроднадзором не были учтены положения Правил предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 № 3 и Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", которыми предусмотрен порядок и сроки осуществления контроля за исчислением платы, проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения платы, не дана надлежащая оценка тому, что не завершился срок для проведения проверки Декларации, равный 9-ти месяцам с момента поступления, который истечет 10.12.2017 года, не проведен контроль за исчислением платы, не составлен акт проведения контроля за исчислением платы в нарушение указанных Правил исчисления и взимания платы. Считает, отсутствуют доказательства наличия в действиях Общества состава административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ. Признавая Общество виновным в совершении данного правонарушения, Росприроднадзор сделал вывод о том, что, не представив расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за прочих образователей отходов за 2016 год, Общество допустило сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы. Исходя из содержания Правил предоставления декларации и Правил исчисления и взимания платы. Декларация составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате деятельности соответствующего субъекта происходит такое воздействие на окружающую среду, которое является негативным. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем его непредставление не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. По мнению заявителя, доказательством административного правонарушения является протокол от 16.08.2017 г. № 08-45/05-14 Росприроднадзора. Другие доказательства в материалах дела отсутствуют. Данный документ нельзя признать доказательством допустимым и достоверным по настоящему делу. Указывает, что на вынесенное 21.04.2017г. № 02-02-2017 представление Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства при внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых бытовых отходов» Обществом был дан своевременный ответ; по ст. 17.7 КоАП РФ Общество не было привлечено к ответственности, что подтверждает отсутствие нарушения Обществом экологического законодательства.

Считает, Роспотребнадзором не учтено, что за административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении ст. 16.3, ст. 16.4. Закона № 7-ФЗ, п.5 и 9 ст.23 Закона № 89-ФЗ, а именно невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена ответственность по ст.8.41 КоАП РФ и в отношении Общества по данной статье 29.08.2017 г. было вынесено Постановление № 08-45/04-17 о назначении административного наказания по делу № 02-08/181-17. Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Полагает, что вина общества, как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ не установлена и не подтверждается материалами дела. Полагает, Росприроднадзором сделан ошибочный вывод о том, что административное нарушение допущено по вине Общества, поскольку Обществом приняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, а именно до 01 марта 2017 года внесена плата за негативное воздействие за 2016 год, исходя из расчета, представленного в Росприроднадзор, что подтверждается платежным поручением № 44 от 28.02.2017 г. (плата за размещение отходов производства и потребления за 2016 год - 38,15 рублей) и платежным поручение № 43 от 28.02.2017 г. (плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2016 год - 9 426,10 рублей). Считает, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение Обществом нормы п.5 и 9 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". По мнению директора ООО «Эко-Трейд» Росприроднадзором не рассмотрена возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным. Просит постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области Бересневой А.И. от 29.08.2017г. по делу №02-08/268-17 отменить за отсутствием состава административного правонарушения и производство по делу прекратить. В случае, если в действиях ООО «Эко-Трейд» усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и вина общества просит применить норму ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

В отзыве на жалобу временно исполняющего обязанности Руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области, дополнительном отзыве государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, приведены те же обстоятельства, что изложены в постановлении о назначении административного наказания. Указано, что утверждение о том, что деятельность ООО «Эко-Трейд» по размещению отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду необоснованно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказом Минприроды РФ от 04.03.2016 № 66. Письмом Управления от 20.02.2017 ООО «Эко-Трейд» исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ООО «Эко-Трейд» не подтверждено. Непредставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки, равно как и представление в декларации о плате недостоверной или неполной информации о фактически оказанном негативном воздействии на окружающую среду может быть определено как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, что влечет применение административных мер, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ. Помимо этого указывают, что решением Нолинского районного суда Кировской области от 03.08.2017г. установлен факт того, что ООО «Эко-Трейд» является лицензированной организацией, размещающей на полигоне твердые коммунальные отходы в д. Перевоз Нолинского района и относится к оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющему деятельность по их размещению. Со ссылкой на п.1 ст. 16.3 Федерального Закона РФ № 89 «Об отходах производства и потребления», Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, приводит порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пишет, что Приказом Минприроды России от 09.01.2017г. №3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» утверждены порядок заполнения декларации, ее форма. Приводит основные понятия, которые приведены и используются в Федеральном Законе РФ № 89 «Об отходах производства и потребления». Указывает, что форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которые заполняют ее соответствующим образом. Постановление об административном правонарушении составлено по результатам проведения административного расследования, по материалам проверки межрайонной природоохранной прокуратуры о соблюдении ООО «Эко-Трейд» требований законодательства об отходах производства и потребления, а не в рамках проведения контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения. Обращает внимание на письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.02.2017г. № АС-06-02-36/3591, согласно которому Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" внесены изменения в части касающейся обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, изменения по продлению срока внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.01.2019) при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.05.2018) и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ (не позднее 01.07.2018). Вместе с тем, в указанный период продолжают функционировать индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов. Указанные субъекты хозяйственной деятельности соответствуют статусу операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленному в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, положения которого не содержат никаких дополнительных условий. Таким образом, за 2016 год и до момента выбора в субъектах РФ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, поручено удалить с официальных сайтов территориальных органов в сети "Интернет". Просит постановление Управления от 29.08.2017г. оставить без изменения, жалобу ООО «Эко-Трейд» - без удовлетворения.

В судебном заседании законный представитель юридического лица Князев Н.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме Дополнил, что статус оператора по обращению с отходами присвоен им преждевременно, если нет регионального оператора в регионе, то таких операторов нет. Подтвердил, что Обществом не указан в декларации объем в размере двух тонн твердых коммунальных отходов, поступивших на полигон от других природопользователей (собственников и образователей), которые были размещены. В данных учета в области обращения с отходами, справке 2-ТП ими указан весь объем поступивших на полигон отходов, которые образовались и от действий организации и от других природопользователей (организаций, предприятий, населения). Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате производят сами согласно нормативов, штатного расписания как стационарный объект. В декларации за 2015 год ими были указаны ТКО принятые и размещенные от других природопользователей. В связи с письмом Росприроднадзора, разъяснениями в апреле 2016 года, данными на семинаре ЦЛАТИ, они плату с природопользователей (с населения, предприятий и организаций) за негативное воздействие не собирали. В 2017 году мнение Росприроднадзора изменилось. Настаивает, что тот объем ТКО, который они в 2016 году приняли от населения и организаций Нолинского района, за который плату с них не собирали, они не должны указывать в декларации. Считает правильным, что они указали в декларации за 2016 год только свой объем отходов 0,2 и внесли за него плату в размере 38,15 руб.

Представитель Роприроднадзора по Кировской области Береснева А.И. в судебном заседании пояснила, что ООО «Эко-Трейд» в соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, кроме того данная организация имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов и как организация, осуществляющая негативное воздействие на окружающую среду, обязана была указать в декларации отходы, полученные от других предприятий и от населения и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. В декларации ООО «Эко-Трейд» в расчете суммы платы за размещение отходов производства и потребления указало объем размещенных отходов «мусор от офисных и бытовых» 0,2 за что уплатило 38,15 руб. Таким образом, при заполнении декларации за 2016 год ООО «Эко-Трейд» указало только свои отходы, образовавшиеся от собственной деятельности, иные отходы, принятые от населения и предприятий Нолинского района, объем которых приведен в протоколе и постановлении об административном правонарушении, не указаны, что свидетельствует о сокрытии полной и достоверной информации. Указывает, что письма Росприроднадзора носят рекомендательный, разъяснительный характер, руководствоваться нужно нормами Федеральных законов, в частности ФЗ-89 от 24.06.1998г. По доводам о несоблюдении порядка проверки заполнения Декларации пояснила, что администратор платы проводит проверку Декларации ООО «Эко-Трейд», но, поскольку нарушения, допущенные ООО «Эко-Трейд», были выявлены ранее при проведении проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой и им направлен материал для проведения административного расследования, Росприроднадзором было возбуждено дело об административном правонарушении и Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАПРФ).

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст. 16 этого же ФЗ негативное воздействие на окружающую среду, является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены в т.ч.: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В ст. 16.2 указанного ФЗ приведен порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указано, что информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством РФ по месту нахождения стационарного источника. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Не позднее 10 марта, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 23 этого же Федерального закона при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" установлены правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том числе и в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры 14.06.2017г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Эко-Трейд», с которым директор Общества был ознакомлен в тот же день. 16.08.2017г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, специалистом-экспертом отдела экологического надзора в отношении ООО «Эко-Трейд» составлен протокол № 08-45/05-17 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ о том, что согласно статистическому отчету 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2016 год и отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год ООО «Эко-Трейд» принято на эксплуатируемый полигон ТБО Нолинского муниципального района 2424 тонны отходов, принятых от населения и предприятий Нолинского района, в то же время декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, поданная до 10.03.2017г., и плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, внесена и рассчитана предприятием исключительно в отношении объема отходов, образовавшихся от собственной деятельности, без учета 2424 т отходов, принятых от населения и предприятий Нолинского района. Таким образом, ООО «Эко-Трейд» допущено сокрытие полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением положений ФЗ № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы". Протокол составлен надлежащим лицом, в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, заранее уведомленного о дате составления протокола, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в связи с чем нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что данное доказательство является недопустимым и недостоверным.

Приведенные в протоколе обстоятельства явились основанием для привлечения Общества постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области от 29 августа 2017 г. № 08-45/05-17 по делу № 02-08/268-17 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Эко-Трейд» административного правонарушения вопреки доводам жалобы директора Князева Н.В., подтверждается не только протоколом об административном правонарушении от 16.08.2017г. № 08-45/05-17, но и иными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: копиями письма Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры; определений от 14.06.2017г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений, о назначении экспертизы от 07.07.2017г., о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.08.2017г.; экспертного заключения № 77-ПО от 17.08.2017г.; уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 13.07.2017г.; сведений из ЕГРЮЛ о юридическом лице ООО «Эко-Трейд»; паспорта Князева Н.В.; представления об устранении нарушений законодательства при внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых бытовых отходов от 21.04.2017г. № 02-02-2017 и ответа на представление от 10.05.2017г. № 23; паспортов отходов; письма ООО «Жилкоммунсервис» от 01.04.2016г.; платежного поручения № 44 от 28.02.2017г. о плате ООО «Эко-Трейд» за размещение отходов производства и потребления за 2016г.; объяснения Князева Н.В. от 26.05.2017г.; формы 2-ТП за 2016г.; отчета о результатах мониторинга; ответа от 20.02.2017г. о результатах рассмотрения отчета; декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 09.03.2017г. с расчетами суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за размещение отходов производства и потребления; размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов на полигоне ТБО «Нолинский» на 2016 год; данных учета в области обращения с отходами за 2016г. ООО «Эко-Трейд»; решения от 10.05.2017г. о продлении полномочий директора ООО «Эко-Трейд» Князева Н.В. на 5 лет; Устава ООО «Эко-Трейд»; договоров с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами о приеме ООО «Эко-Трейд» твердых бытовых отходов и приравненных к ним производственных отходов для размещения и захоронения на полигоне ТБО «Нолинский».

Все исследованные органом административной юрисдикции доказательства оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, и в своей совокупности являются достаточными для вывода о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и виновности в его совершении юридического лица – ООО «Эко-Трейд».

На основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с Федеральными Законами № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г., № 89-ФЗ «Об отходах производства» от 24.06.1998г., Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы", "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, лицензией на деятельность по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, Устава ООО «Эко-Трейд» ООО «Эко-Трейд» в инкриминируемый период являлось и в настоящее время является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и как лицо, обязанное вносить плату, представляет в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

С учетом вышеуказанного суд находит доводы жалобы законного представителя юридического лица, которые фактически сводятся к тому, что Общество не является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, не оказывало негативное воздействие на окружающую среду, не обязано было рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду и декларировать размещенные ТКО от прочих образователей, в том числе и с учетом разъяснений Росприроднадзора от 11.04.2016г., несостоятельными, основанными на неправильном понимании закона.

Сам законный представитель Князев Н.В. в судебном заседании подтвердил, что организация в 2016 году приняла ТКО от организаций, предприятий, населения Нолинского района, о чем было указано в справке 2-ТП и данных учета в области обращения с отходами за 2016г., однако они не задекларировали эти ТКО и не внесли за них плату за негативное воздействие на окружающую среду. Свои действия директор ООО «Эко-Трейд» обосновал тем, что в 2016 году они плату с природопользователей (с населения, предприятий и организаций) за негативное воздействие не собирали. То, что плата за негативное воздействие не была включена в тариф предприятий, организаций, населения сдающих ТКО ООО «Эко-Трейд», по мнению суда, не является основанием освобождения Общества от внесения в декларацию полной и достоверной информации об объеме всех отходов, поступивших на полигон, и внесения за них платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Подтверждает сокрытие полной и достоверной информации, содержащейся в декларации и вынесенное 03.08.2017г. решение Нолинского районного суда Кировской области, которым были удовлетворены исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Эко-Трейд», возложена обязанность предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области корректирующую декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении в 2016 году отходов из жилищ на полигоне ТБО в д. Перевоз Нолинского района Кировской области.

Доводы заявителя о несоблюдении процедуры проверки Декларации, не предъявлении требования представить пояснения или внести исправления в Декларацию, не составлении акта проведения контроля за исчислением платы, предусмотренной Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, опровергаются пояснениями Бересневой А.И. о том, что нарушения, допущенные ООО «Эко-Трейд», были выявлены при проведении проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой о соблюдении ООО «Эко-Трейд» требований законодательства об отходах производства и потребления, а не в рамках проведения контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения. Вместе с тем проверка Декларации ООО «Эко-Трейд» в предусмотренном Правилами порядке администратором платы проводится.

То, что Обществом был дан своевременный ответ на представление Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства при внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых бытовых отходов от 21.04.2017г. № 02-02-2017, по мнению суда, свидетельствует о том, что на уже на тот момент Общество знало о нарушении им требований ст.ст. 16, 16.1 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», ст. 23 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», выразившееся в отсутствии в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год расчета платы за размещенные твердые бытовые отходы. В представлении было предложено устранить выявленное нарушение, что ООО «Эко-Трейд» сделано не было. По мнению суда, указанные доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Эко-Трейд» имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вынесение двух постановлений в отношении Общества о назначении административного наказания по ст. 8.41 КоАП РФ и по ст. 8.5 КоАП РФ не свидетельствует о том, что юридическое лицо дважды несет административную ответственность за одно и то же административное правонарушение, поскольку правонарушения имеют различную объективную сторону.

Административное наказание юридическому лицу назначено с учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения в связи с тем, что ООО «Эко-Трейд» является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ не привлекалось, в действиях общества отсутствует угроза причинения вреда окружающей среде и здоровью человека.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ суд с учетом всех обстоятельств дела не находит.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе в части подсудности, по делу не допущено.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы директора ООО «Эко-Трейд» и оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1. ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» Князева Н.В. оставить без удовлетворения.

Постановление № 08-45/05-17 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста-эксперта отдела экологического надзора Бересневой А.И. от 29 августа 2017 года о назначении административного наказания по делу № 02-08/268-17, которым Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Нолинский районный суд Кировской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                      И.Ю.Лаптева

12-45/2017

Категория:
Административные
Другие
ООО "Эко-Трейд"
Суд
Нолинский районный суд Кировской области
Судья
И.Ю. Лаптева
Статьи

8.5

Дело на сайте суда
nolinsky.kir.sudrf.ru
20.09.2017Материалы переданы в производство судье
20.09.2017Истребованы материалы
27.10.2017Поступили истребованные материалы
31.10.2017Судебное заседание
07.11.2017Судебное заседание
16.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее