Решение по делу № 2-31/2023 (2-515/2022;) от 26.12.2022

УИД 59RS0022-01-2022-002108-57

                            Дело № 2-31/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кизел                                                                                    14 марта 2023 года

         Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Коваль А.А.,

при секретаре судебного заседания Горн Н.Л.,

с участием прокурора Зубова В.А.,

представителя ФКУ СИЗО-3, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю Манашировой Е.Н.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-31/2023 по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и Российской Федерации:

         к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, прекратить сброс стоков на рельеф местности на земельный участок с кадастровым номером , и организовать водоотведение в установленном законом порядке;

         к ФСИН России о возложении обязанности, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по организации водоотведения в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю в установленном законом порядке

установил:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, прекратить сброс стоков на рельеф местности на земельный участок с кадастровым номером и организации водоотведения в установленном законом порядке; о возложении обязанности, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, осуществить постановку объекта – артезианская скважина , оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченном органе; о возложении обязанности, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, разработать проект округов и зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на артезианскую скважину , получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам и нормативам.

         Определением Кизеловского городского суда Пермского края от 8 февраля 2023 года в связи с принятием судом отказа Березниковского межрайонного природоохранного прокурора об отказе от иска к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю в части возложения обязанности, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, осуществить постановку объекта – артезианская скважина , оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченном органе; и возложения обязанности, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, разработать проект округов и зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на артезианскую скважину , получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам и нормативам, принято, производство по делу в указанной части прекращено.

          10 февраля 2023года Березниковский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и Российской Федерации обратился в суд с уточненным, в порядке ст.39 ГПК РФ, иском (л.д.107-111):

         к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, прекратить сброс стоков на рельеф местности на земельный участок с кадастровым номером , и организовать водоотведение в установленном законом порядке;

         к ФСИН России о возложении обязанности, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по организации водоотведения в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю в установленном законом порядке.

         Требования мотивированы тем, что прокурорской проверкой 31 октября 2023 года выявлено нарушение природоохранного законодательства в ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившееся в производстве сброса канализационных сточных вод на почву с дальнейшим попаданием стоков вниз по рельефу местности в реку Кизел. Указанное нарушение природоохранного законодательства стало возможно ввиду отсутствия организованной, в соответствии с законодательством, системы водоотведения. Поскольку учреждение с мая 2019 года не занимается деятельностью, приносящей доход, и не имеет собственных денежных средств, приведение канализационной сети в соответствие с требованиями законодательства возможно только при финансировании указанных целей со стороны главного распорядителя бюджетных средств - Федеральной службы исполнения наказаний.

        Участвующий в судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам искового заявления.

         Представитель ФКУ СИЗО-3 не оспаривая факта сброса учреждением канализационных сточных вод на почву с дальнейшим попаданием стоков вниз по рельефу местности в реку Кизел, иск не признал по доводам письменных возражений (л.д.49-51, 130-131), пояснив, что учреждение не имеет собственных денежных средств, приведение канализационной сети в соответствие с требованиями законодательства возможно только при финансировании указанных целей со стороны главного распорядителя бюджетных средств - Федеральной службы исполнения наказаний. Если средства поступят в достаточном размере, учреждение устранит допущенные нарушения. Считает предложенные прокурором сроки не исполнимыми, и что для приведения системы водоотведения в нормативное состояние необходимо не менее 24 месяцев, учитывая соблюдение процедур по определению объема работ, их финансирования и непосредственного проведения самих работ.

         Представитель ФСИН России иск не признал по доводам письменных возражений (л.д.49-51, 130-131), пояснив, что заявленным иском прокурор вмешивается в административно-финансовую деятельность Службы. Вместе с тем, не располагает доказательствами подтверждающими, что ФСИН России в ближайшие год, или два года, организует в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по организации водоотведения в ФКУ СИЗО-3. Также считает предложенные прокурором сроки не исполнимыми.

         Представитель третьего лица, ГУФСИН России по Пермскому краю, поддержал доводы представителя СИЗО-3, и ФСИН России.

         Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

         Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

         В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.

         Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

         Согласно статьи 6 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.

         В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды).

         Согласно ст. 43.1 Закона об охране окружающей среды при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

         Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.

          В п. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

         За загрязнение земель сточными водами путем их сброса на рельеф местности виновные лица несут имущественную ответственность в соответствии с нормами гражданского и природоохранного законодательства, им может быть выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

         В соответствии со ст. 80 Закона об охране окружающей среды требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

         Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены ст. 34 Закона об охране окружающей среды, согласно которой хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

         Согласно статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

         В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по защите земель от загрязнения химическими веществами, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

         В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

         Согласно статьи 27 Закона Пермского края от 03.09.2009 № 483-ПК «Об охране окружающей среды Пермского края» сброс сточных вод на рельеф местности запрещён.

         В ходе осмотра территории ФКУ СИЗО-3 31.10.2022 установлено, что в нарушение вышеназванных требований в районе одноэтажного здания отдела охраны на земельном участке с кадастровым номером Учреждением производится сброс канализационных сточных вод на почву с дальнейшим попаданием стоков примерно через 400 метров вниз по рельефу в реку Кизел.

         Из пояснений представителя ФКУ СИЗО-3, письменных доказательств (ответа МУП «Ключи-2015» г.Кизела (л.д.15), информации начальника ФКУ СИЗО-3 (л.д.22), установлено, что у ФКУ СИЗО-3 отсутствует система трубопроводов для осуществления централизованного приема сточных вод. Правоустанавливающих документов на канализационную сеть у учреждения не имеется. Водоотведение в учреждении осуществляется сбросом на рельеф местности находящийся в 100 метрах от учреждения.

         Со стороны ответчиков, с момента обнаружения нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды не предпринимались действия по их устранению, поэтому суд считает необходимым возложить на Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" обязанность, прекратить сброс стоков на рельеф местности на земельный участок с кадастровым номером , и организовать водоотведение в установленном законом порядке.

         Учитывая то, что на сегодняшний день в ФКУ СИЗО-3 водоотведение в установленном законом порядке не организовано, для чего необходимо значительные время и средства, суд соглашается с изложенными на л.д.130 - 132 в дополнительных возражениях ответчиков доводами, и считает возможным установить срок, в течение которого ответчик должен исполнить возложенную на него обязанность - 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

        Из искового заявления, доводом стороны ответчика, установлено, что ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Пермскому краю, не осуществляет деятельность, приносящей доход, и не имеет собственных денежных средств, поэтому финансирование приведения системы водоотведения в соответствие с требованиями законодательства, при недостаточности у ФКУ СИЗО-З денежных средств, должна быть возложена на ФСИН России.

         В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

         Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

         По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.

         Учитывая положения указанных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о возложении субсидиарной обязанности по финансированию заявленных прокурором мероприятий на ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета является правомерным и отвечающим требованиям закона.

         При этом сам по себе факт недостаточности у ответчика финансовых средств не может являться основанием для освобождения его от установленных законом обязанностей.

         Поэтому на ФСИН России необходимо возложить обязанность организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по организации водоотведения в ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Пермскому краю в установленном законодательством порядке.

         Предлагаемый прокурором срок исполнения решения суда в указанной части, по мнению суда, является разумным, реальным и достаточным.

         Доказательств того, что ФСИН России принимаются меры по финансовому обеспечению расходов для организации водоотведения в ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Пермскому краю, суду не представлено.

         Напротив, из пояснений сторон по делу, установлено, что сброс стоков на спорный земельный участок, является следствием ненадлежащей системы водоотведения в СИЗО-3, допущенной в эксплуатацию с момента постройки зданий СИЗО-3 в 50-х годах прошлого века. При этом ФСИН не осуществляет финансовое обеспечение деятельности СИЗО-3 для приведения системы водоотведения в надлежащее состояние, отвечающее требованиям в области охраны окружающей среды.

Не обоснован и довод стороны ответчиков об отсутствии у прокуратуры полномочий по вмешательству в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и подведомственных им учреждений, поскольку в силу части 1 статьи 1, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

         Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

решил:

         Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (ИНН ) и Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН ), удовлетворить.

         Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, прекратить сброс стоков на рельеф местности на земельный участок с кадастровым номером , и организовать водоотведение в установленном законом порядке.

         Обязать Федеральную службу исполнения наказаний, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по организации водоотведения в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю в установленном законом порядке.

         Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме 21 марта 2023 года.

          Судья:

2-31/2023 (2-515/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации
ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю
Другие
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю
Прокурор г. Кизела
Бартов Константин Владимирович
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Коваль Алексей Александрович
Дело на сайте суда
kizel.perm.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2022Передача материалов судье
27.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Подготовка дела (собеседование)
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2023Подготовка дела (собеседование)
28.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее