Решение по делу № 2-938/2024 от 19.07.2024

Гр. дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Талдомский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Иванова Д.М.,

при секретаре ФИО2,

при участии прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Талдомского городского округа <адрес> к ФИО1 Сакиту оглы о признании пристроек к основному зданию самовольными постройками, обязании снести самовольные постройки, взыскании судебной неустойки,

заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика,

заключение прокурора ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Талдомского городского округа <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании пристроек к основному зданию с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> самовольными постройками, обязании снести самовольные постройки в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, взыскании судебной неустойки в размере 8 000 руб. за каждый день не исполнения решения суда.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:01:0050211:20 площадью 1971 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположено административное здание с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м. К указанному зданию возведены пристройки, которые имеют прочную связь с землёй, конструктивные характеристики которых не позволяют осуществить их перемещение, демонтаж и последующую разборку без несоразмерно ущерба их назначению. Примерная фактическая площадь объекта, с учетом пристройки составляет 1800 кв.м., что указывает на проведение реконструкции. Разрешение на проведение реконструкции здания с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м., данная информация отсутствует в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес>. Отсутствие разрешение на строительство и реконструкцию является основанием считать данную пристройку к административному зданию с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м. самовольной постройкой.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал. Суду пояснил, что от проведения экспертизы отказывается из-за отказа финансового отдела Администрации Талдомского городского округа <адрес> выделить соответствующих бюджет для оплаты экспертизы.

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали, представили суду письменные возражения, в которых указали, что возведенная пристройка является легковозводимой конструкцией, которая не имеет прочной связи с землей, что подтверждается заключениями специалиста – ИП ФИО4

Прокурор в своем заключении просила в иске отказать, так как со стороны Администрации Талдомского городского округа <адрес> не представлено относимых и допустимых доказательств, указывающих, что пристройка к административному зданию с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м. имеет признаки самовольной постройки.

Представитель третьего лица – <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:01:0050211:20 площадью 1971 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

На указанном земельном участке расположено административное здание с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м. К данному зданию возведены пристройки, которые имеют прочную связь с землёй, конструктивные характеристики которых не позволяют осуществить их перемещение, демонтаж и последующую разборку без несоразмерно ущерба их назначению.

Примерная фактическая площадь объекта, с учетом пристройки составляет 1800 кв.м., что указывает на проведение реконструкции. Разрешение на проведение реконструкции здания с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м., данная информация отсутствует в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес>. Отсутствие разрешение на строительство и реконструкцию является основанием считать данную пристройку к административному зданию с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м. самовольной постройкой.

05.06.2024г. Администрация Талдомского городского округа <адрес> направила ФИО1 уведомление о необходимости снести самовольную постройку в течение тридцати календарных дней либо привести её в соответствие с действующим законодательством в те же сроки. Ответа на данное уведомление не поступило.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, определение их статуса в качестве основных или вспомогательных осуществляется исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Абзацем 4 п. 2 ст. 222 ГК РФ установлено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 этой статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок, видов разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 30, часть 1 статьи 36, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 части 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости), за исключением случаев, если на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется (часть 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Возведение (создание) постройки с нарушением вида разрешенного использования земельного участка (например, в случае возведения здания, отвечающего признакам многоквартирного жилого дома, на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства») является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки, если не будет доказана возможность приведения ее в соответствие с установленными требованиями.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», по общему правилу наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной. При определении последствий такого нарушения суду следует оценить его существенность. В частности, нарушение при возведении объекта нормативно установленных предельного количества этажей или предельной высоты (например, возведение объекта индивидуального жилищного строительства, превышающего по числу этажей допустимые параметры, установленные пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), строительных норм и правил, повлиявшее или способное повлиять на безопасность объекта и его конструкций, является существенным.

Из приведенных выше положений норм закона и разъяснений в их взаимосвязи следует, что необходимость сноса самовольной постройки связывается законом как с соблюдением требований о получении необходимых в силу закона согласований, разрешений на ее строительство, так и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности, несоблюдения при ее возведении градостроительных и строительных норм и правил и ввиду возможности нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, правил землепользования и застройки.

Указанные обстоятельства являются юридически значимыми по делам по спорам, связанным с самовольной постройкой, и подлежащими установлению и определению в качестве таковых судом в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Поддерживая исковые требования, представитель истца пояснил, что основанием предъявления исковых требований является отсутствие у ответчика разрешения на возведение пристройки, что указывает на самовольное осуществление строительства.

Возражая относительно удовлетворения исковых требований представители ответчика представили заключения специалиста, согласно которым спорные пристройки не являются объектами капитального строительства, так как не имеют прочной связи с землей.

Суд, принимая во внимание указанные выше разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, разъяснив представителю истца значимые обстоятельство и указав, что бремя доказывания этих обстоятельств лежит на Администрации Талдомского городского округа <адрес>, предложит представить дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения градостроительных норм и правил ответчиком при строительстве спорного объекта, а также то, что такое нарушение влечет опасность построенного здания для жизни и здоровья третьих лиц.

Между тем, доказательств того, что спорное строение является капитальным, оно нарушает права и законные интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан и ее сохранение не возможно, представителем истца не представлены, от проведения судебной строительно-технической экспертизы представитель истца отказался, что подтверждается распиской, приобщенной к материалам дела.

Доводы представителя истца на отсутствие специального разрешения на строительство безусловным основанием для сноса возведенного строения не является.

Принимая во внимание изложенное выше, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

иск Администрации Талдомского городского округа <адрес> к ФИО1 Сакиту оглы о признании пристроек к основному зданию с кадастровым номером 50:01:0050219:249 площадью 591,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> самовольными постройками, обязании снести самовольные постройки в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, взыскании судебной неустойки в размере 8 000 руб. за каждый день не исполнения решения суда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд <адрес>

Судья:                                Д.М. Иванов

Мотивированное решение изготовлено 30.10.2024г.

Решение не вступило в законную силу.

2-938/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Талдомский гор. прокурор
Администрация Талдомского г.о.
Ответчики
Аманов Рохид сакит оглы
Другие
ГУ государственного строительного надзора МО
Главное Управление Государственного строительного надзора Московской области
Башилов Сергей Сергеевич
Суд
Талдомский районный суд Московской области
Дело на сайте суда
taldom.mo.sudrf.ru
19.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2024Передача материалов судье
25.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
30.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее