Судья Аладин Д.А. | Дело 33-28258/2023УИД 50RS0039-01-2023-003800-44 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 28 августа 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Аверченко Д.Г.,
судей Панцевич И.А., Шибаевой Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Широковой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пушкарёвой О. В. к Государственному казенному учреждению <данные изъяты> «Центр занятости населения <данные изъяты>» об оспаривании решения об отказе в признании безработным, возложении обязанности по устранению нарушенного права,
по апелляционной жалобе государственного казенного учреждения <данные изъяты> «Центр занятости населения <данные изъяты>» на решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Шибаевой Е.Н.,
объяснения Пушкаревой О.В.,
У С Т А Н О В И Л А:
Пушкарёва О.В., с учетом уточнений, обратилась в суд с требованиями к ГКУ <данные изъяты> «Центр занятости населения <данные изъяты>» (Центр занятости) о признании незаконным приказа ГКУ <данные изъяты> «Центр занятости населения <данные изъяты>» <данные изъяты> от <данные изъяты> "Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным", возложении на ГКУ <данные изъяты> «Центр занятости населения <данные изъяты>» обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Пушкарёвой О.В., признать её безработной.
В обоснование заявленных требований истец указала, что <данные изъяты> она обратилась к ответчику с заявлением N <данные изъяты> о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, предоставив для этого все необходимые документы.
По результатам рассмотрения заявления административный ответчик принял решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги, одновременно отказав в признании его безработным и назначении пособия, сославшись на то, что по сведениям налоговой службы истец имеет статус "Руководитель ЮЛ (лицо, действующее без доверенности)" в организации "Общественная организация "Жуковская городская творческая Студия "Мировое агентство культурной самодеятельности".
Истец полагает данное решение незаконным и нарушающим его права, свободы и законные интересы, поскольку ОО ""Жуковская городская творческая Студия "Мировое агентство культурной самодеятельности" является добровольным некоммерческим самоуправляемым объединением любителей музыки, поэзии и песни и других видов искусств, для осуществления самодеятельной творческой и культурной деятельности. Возможность распределения между членами организации доходов от ее деятельности не предусмотрена, поскольку это не соответствует целям создания данного объединения граждан, и организационно-правовая форма ОО Студия МАКС не предполагает права учредителей (участников) на получения дохода от деятельности организации. В связи с этим, по мнению административного истца, его участие в названной общественной организации нельзя рассматривать в качестве основания для признания его занятым и, соответственно, отказа в признании безработным и назначении пособия.
В судебном заседании первой инстанции Пушкарева О.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГКУ <данные изъяты> «Центр занятости населения <данные изъяты>» по доверенности Ефименко К.Н. в судебном заседании возражала против заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Решением Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования Пушкаревой О.В. удовлетворены частично.
Признан незаконным приказ ГКУ МО "Центр занятости населения <данные изъяты>" N 36/01702 от <данные изъяты> "Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным".
Суд обязал ГКУ МО "Центр занятости населения <данные изъяты>" повторно рассмотреть заявление Пушкарёвой О. В. о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы от <данные изъяты>.
Не согласившись с постановленным решением государственного казенного учреждения <данные изъяты> «Центр занятости населения <данные изъяты>» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного.
Указанное дело рассмотрено в порядке КАС РФ.
Определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <данные изъяты> постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Пушкарева О.В. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда просила оставить без изменения.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
В ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации").
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац 1 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации").
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац 3 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации").
Главой III Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", обязательными критериями безработного гражданина являются совокупность условий: отсутствие работы (официального оформления отношений с другим лицом - юридическим либо физическим в форме гражданско-правового либо трудового договора), а также отсутствие заработка (дохода).
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона РФ от N 1032-1 (ред. от 19.11.2021 г.) "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
Так в соответствии с указанным п. 3.1. ст. 15 Закона о занятости, граждане в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Условия и сроки выплаты пособия по безработице установлены статьей 32 Закона о занятости. Так, согласно ч. 2, ч. 6 данной статьи, решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В случаях нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного выплата пособия по безработице приостанавливается на один - месяц. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию (ч. 3 ст. 35 Закона о занятости).
Частью 2 статьи 35 Закона о занятости установлено, что при длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного.
Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительно власти (ч. 6, ч. 7 ст. 35 Закона о занятости).
В соответствии с подпунктом 3 ст. 23 "Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от N 116н (в ред. Приказов Минтруда России от N 372н, от N 568н), основанием принятия работником центра занятости населения решения о прекращении выплаты пособия по безработице являются содержащиеся в регистре сведения о наступлении следующих случаев:
3) длительная (более месяца) неявка безработного (за исключением безработного, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.
Ст. 24, ст. 25 Правил о соцвыплатах предусмотрено, что решение работника центра занятости населения о прекращении выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа о прекращении выплаты пособия по безработице. Центр занятости населения направляет безработному гражданину уведомление о прекращении выплаты пособия по безработице позднее следующего рабочего дня со дня издания приказа.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что <данные изъяты> Пушкарёва О.В. обратилась в Центр занятости населения с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Центром занятости населения с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия были запрошены дополнительные сведения в отношении Пушкарёвой О.В., необходимые для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
По сведениям, представленным ФНС России, Пушкарёва О.В. по состоянию на 17.04.2023г. состоит в организации "Общественная организация "Жуковская городская творческая Студия "Мировое агентство культурной самодеятельности" в статусе "Руководитель ЮЛ (лицо, действующее без доверенности)".
Приказом от <данные изъяты> N 36/01702 Центр занятости отказал Пушкарёвой О.В. в признании её безработной на основании ст. 3 Закона о занятости населения - в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания её безработной.
В рамках межведомственного электронного взаимодействия Центр занятости направил в МИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> запрос о предоставлении в отношении Пушкарёвой А.В. сведений о трудовой деятельности, о заработной плате, о факте осуществления трудовой деятельности, и такие сведения ответчику поступили.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в признании Пушкарёвой А.В. безработной, Центр занятости ограничился данными, поступившими из ФНС России, о том, что Пушкарёва А.В. с <данные изъяты> имеет статус руководителя "Общественная организация "Жуковская городская творческая Студия "Мировое агентство культурной самодеятельности", не запросив из пенсионного органа сведения о трудовой деятельности, о заработной плате, о факте осуществления трудовой деятельности Пушкарёвой О.В., не предложил заявителю представить дополнительные документы, в том числе Устав организации, в целях установления характера осуществляемой административным истцом деятельности и получения от нее дохода.
При этом в суде представитель Центра занятости пояснил, что само по себе наличие у Пушкарёвой О.В. статуса руководителя общественной организации позволяет отнести его к занятых гражданам в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о занятости. При этом отсутствие трудовых отношений и неполучение истцом дохода, по мнению административного ответчика, правового значения при разрешении вопроса о признании гражданина безработным не имеют. В качестве недостоверных Центр занятости расценил представленные административным истцом сведения об отсутствии у него работы и заработка, в то время как он является работающим.
согласно выписке из ЕГРЮЛ "Общественная организация "Жуковская городская творческая Студия "Мировое агентство культурной самодеятельности" была создана и зарегистрирована в качестве юридического лица <данные изъяты>, лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, является заместитель председателя "Общественная организация "Жуковская городская творческая Студия "Мировое агентство культурной самодеятельности" Пушкарёва О.В.
В соответствии с Уставом "Общественная организация "Жуковская городская творческая Студия "Мировое агентство культурной самодеятельности" организация является общественным объединением, не имеющим основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим прибыль между членами.
Высшим руководящим органом является Общее собрание, которое избирает постоянно действующий руководящий орган организации - правление, осуществляющее и исполняющее обязанности юридического лица от имени организации (ст. 12,13 Устава).
Правлением руководит председатель правления, а в период его отсутствия - заместитель, который вправе представлять организацию во всех общественных организациях, действовать от имени организации без доверенности (ст. 15).
Имущество организации формируется на основе добровольных взносов и пожертвований, от проводимой в соответствии с Уставом деятельности, гражданско-правовых сделок и других не запрещенных законом поступлений, в том числе доходов от предпринимательской деятельности организации (ст. 19 Устава).
При этом доходы от предпринимательской деятельности организации не могут перераспределяться между членами организации и должны использоваться только для достижения уставных целей организации (ст. 8 Устава).
Таким образом, по условиям Устава "Общественная организация "Жуковская городская творческая Студия "Мировое агентство культурной самодеятельности" члены организации, включая председателя и заместителя правления, не вправе состоять в трудовых отношениях с организацией, получать за выполнение возложенных на них функций какое-либо вознаграждение, а также получать прибыль от ее деятельности.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных исковых требований, возражения ответчика, и пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российская Федерация, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда по заявленным требованиям, а выражает лишь несогласие в целом с постановленным судебным актом. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российская Федерация, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения,
апелляционную жалобу государственного казенного учреждения <данные изъяты> «Центр занятости населения <данные изъяты>» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи