№ 66а-4647/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 2 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Васильевой Т.И.,
Кольцюка В.М.,
при помощнике Серегиной Е.О.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-333/2020 по апелляционной жалобе Гришина А.Г. на решение Костромского областного суда от 19 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Костромской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 2 Гришина А.Г. к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 об отмене решения от 2 августа 2020 года № 67 «О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Юшина А.А., выдвинутого избирательным объединением «Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И., выслушав объяснения представителей административного истца Гришина А.Г. - Косенковой С.В., Чикина В.В., представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 и заинтересованного лица Избирательной комиссии Костромской области Ахметовой Э.Н., представителя заинтересованного лица Юшина А.А. – Глушенкова А.В., заслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Костромской областной Думы от 10 июня 2020 года № № на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 23 июня 2020 года № № полномочия окружных избирательных комиссий № 2, № 3, № 5, № 7 возложены на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 (далее – окружная избирательная комиссия, комиссия).
Постановлением окружной избирательной комиссии от 2 августа 2020 года № Юшин А.А., выдвинутый избирательным объединением «Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
Гришин А.Г., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по этому же одномандатному округу от избирательного объединения «Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России» (постановления окружной избирательной комиссии от 9 августа 2020 года №), обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № от 2 августа 2020 года № 67 «О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Юшина А.А., выдвинутого избирательным объединением «Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», указав в обоснование своих требований, что Юшиным А.А. нарушены требования Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Костромской области от 19 октября 2018 года № 451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области». В заявлении Юшина А.А. о согласии баллотироваться отсутствуют сведения о виде профессионального образования, неверно указан номер диплома; не приложены заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих сведения о месте работы и занимаемой должности, а также о том, что кандидат является депутатом; надлежащим образом оформленные сведения о размере и об источнике доходов и имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах представлены 23 и 27 августа 2020 года, при этом 24 августа 2020 года кандидат сообщил об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, что указывает на отсутствие оснований для принятия сведений, датированных 27 августа 2020 года; решение политической партии о выдвижении кандидата не соответствует требованиям части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, а также учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата оформлены с нарушением требований закона, поскольку не содержат указания на наименование и адрес филиала кредитной организации. Названные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктами «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области.
Решением Костромского областного суда от 19 августа 2020 года в удовлетворении в удовлетворении административного искового заявления Гришина А.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Гришин А.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению административного истца, суд неверно посчитал допустимым представление кандидатом незаверенных оригиналов документов об основном месте работы, должности и статусе депутата, поскольку закон прямо предусматривает обязанность кандидата заверить представляемые им документы, т.к. по смыслу данной нормы именно кандидат как субъект избирательного процесса, а не организация, в которой он работает, и не представительный орган, в котором он является депутатом, несет ответственность за представление сведений о кандидате. Также неверен вывод суда о допустимости принятия комиссией сведений о доходах и имуществе кандидата, датированных 27 августа 2020 года, поскольку закон не позволяет повторно представлять названные сведения в порядке, предусмотренном статьей 80 Избирательного кодекса Костромской области, а правом на замену документа в соответствии с частью 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Юшин А.А. не воспользовался. Первоначально поданные сведения не соответствуют форме, предусмотренной приложением 1 к федеральному закону, выводы суда об «аналогичности» сведений от 23 и 27 августа 2020 года на факт наличия нарушения не влияет. Помимо этого, судом не принят во внимание установленный в судебном заседании факт того, что решение о выдвижении кандидата не содержит обязательного в силу закона элемента – решения о назначении уполномоченных представителей, что указывает на то, что такой документ, необходимый для регистрации кандидата, отсутствует. Обязательность соблюдения формы первого финансового отчета, а также учета поступления и расходования денежных средств как его составной части вытекает из пункта12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 11 статьи 100 Избирательного кодекса Костромской области, в связи с чем позиция суда о том, что несоблюдение требований формы финансового отчета не может служить самостоятельным основанием для отмены решения о регистрации кандидата, противоречит действующему законодательству и указывает на неприменение судом закона, подлежащего применению.
От представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Ахметовой Э.Н., представителя заинтересованного лица Юшина А.А. – Глушенкова А.В., прокуратуры Костромской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Гришина А.Г., в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца Гришина А.Г., просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, заинтересованного лица Юшина А.А.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в числе прочего:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона;
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичные основания для отмены регистрации кандидата, отказа в регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы предусмотрены соответственно в части 6 статьи 143, пунктах 4, 5, 6 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области.
По смыслу приведенных правовых норм основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации документов, наличие документов, оформленных с нарушением закона, а также отсутствие в представленных им документах сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, частью 8, пунктом 2 части 9 статьи 71 Избирательного кодекса Костромской области.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Частью 8, пунктом 2 части 9 статьи 71 Избирательного кодекса Костромской области предусмотрены сходные требования к документам о выдвижении кандидата.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что 23 июля 2020 года окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 1 приняла от Юшина А.А. заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, в котором отсутствовало указание на вид профессионального образования кандидата, неточно указана серия диплома (вместо римской цифры «I» кандидатом в заявлении указана арабская цифра «1»), к заявлению приложены в оригинале сведения об основном месте работы и занимаемой должности (справка ООО «А» от 26 июня 2020 года, исходящий номер 26, подтверждающую, что Юшин А.А. работает в ООО «А» в должности <...> с 29 сентября 2015 года по настоящее время), документ, подтверждающий, что кандидат является депутатом (справка Думы города Костромы от 23 июня 2020 года № № о том, что Юшин А.А. является депутатом Думы города Костромы и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе).
Признавая доводы административного истца о нарушениях пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и части 8 статьи 71 Избирательного кодекса Костромской области не основанными на законе, суд первой инстанции правильно исходил из того, что сведения, приведенные в заявлении о согласии баллотироваться, документально подтверждены, при этом их полнота должна определяться избирательной комиссией не только по данным, указанным им в самом заявлении, но и по представленным кандидатом документам, приложенным к заявлению, позволяющим избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.
При этом суд учел, что согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата, утвержденным постановлением от 11 июня 2014 года №, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункта 1).
Поскольку подпункт «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, занимаемой им должности, а также о наличии статуса депутата, то представление оригиналов документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения, вместо их копий, заверенных кандидатом, не может являться достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 11 статьи 71 Избирательного кодекса Костромской области предусмотрено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что представленные Юшиным А.А. 23 июля 2020 года сведения о размере и об источнике доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах были составлены по форме, не соответствующей приложению 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, в связи с чем Юшин А.А., уведомленный об указанном недостатке в устной форме, 27 июля 2020 года представил аналогичные сведения по установленной форме без изменения их содержания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии нарушения порядка предоставления поименованных сведений, поскольку пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, а также часть 8 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области позволяют кандидату при выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, заменить представленный документ.
Установив, что Юшин А.А. подал в окружную избирательную комиссию сведения по установленной форме более чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о его регистрации, суд пришел к правильному выводу о том, что им исполнено требование пункта 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении процедуры замены документа, оформленного с нарушением требований закона, подлежат отклонению, поскольку названное обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации кандидата по мотиву отсутствия надлежащим образом оформленных документов.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о необоснованности мнения административного Истца, полагающего решение о регистрации кандидата незаконным в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, решения политической партии, соответствующего требованиям части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), по причине отсутствия в представленном документе указания на решение о назначении уполномоченных представителей как его составной части.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1, 16 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно части 1, пункту 6 части 2 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также решение политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении кандидата.
В силу частей 1, 1.1, 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Статьей 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии. Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее федеральное законодательство требований к форме и содержанию решения о выдвижении кандидата в депутаты в органах государственной власти субъектов Российской Федерации не устанавливает.
Согласно частям 1, 6, 8, 11 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области выдвинутый политической партией на выборах депутатов Костромской областной Думы список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, список кандидатов в депутаты по областному избирательному округу представляется уполномоченным представителем политической партии в избирательную комиссию Костромской области для его заверения. Одновременно в организующую выборы избирательную комиссию представляются как отдельные документы: решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, списков кандидатов по областному избирательному округу, а также решение о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения с указанием сведений о нем (о них), перечисленных в части 2 статьи 74 настоящего Кодекса, и письменное согласие каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность.
Согласно части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, на которую ссылается административный истец в обоснование своих требований, при выдвижении кандидатов в депутаты Костромской областной Думы в решении съезда (конференции), общего собрания избирательного объединения о выдвижении списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должны быть указаны: число зарегистрированных участников съезда (конференции), общего собрания; число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения; решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам); решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, к которому прилагаются список с указанием сведений о них, перечисленных в части 2 статьи 74 кодекса, а также письменные согласия каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность; дата принятия решения.
По смыслу названной нормы в итоговом документе съезда (конференции), общего собрания избирательного объединения должны быть приведены сведения, подтверждающие соблюдение всех предусмотренных законом требований к порядку выдвижения кандидатов в депутаты.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 21 июля 2020 года № № заверен список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам, при этом в названный список по одномандатному избирательному округу № 2 включен Юшин А.А., подавший 23 июля 2020 года в окружную избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться. При этом в избирательную комиссию Костромской области была представлена выписка из протокола III этапа XXIX (внеочередной) Конференции Костромского отделения КПРФ от 18 июля 2020 года, в которой отражены как порядок проведения конференции, так и все принятые в ее ходе решения, в том числе решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; названный документ был признан избирательной комиссией Костромской области соответствующим действующему законодательству.
24 июля 2020 года кандидатом Юшиным А.А. в окружную избирательную комиссию вместе с заявлением о регистрации представлено постановление III этапа XXIX (внеочередной) Конференции Костромского отделения КПРФ от 18 июля 2020 года о выдвижении списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, в том числе по одномандатному избирательному округу № 2, избирательным объединением Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Поименованное постановление представляет собой оформленное в качестве отдельного документа решение о выдвижении списка кандидатов, принятое в ходе внеочередной конференции, что соответствует части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, и по своему характеру не может содержать в качестве своего элемента решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.
Таким образом, утверждение административного истца о несоответствии представленного Юшиным А.А. решения о выдвижении кандидата требованиям закона, непредставлении кандидатом необходимого для регистрации документа является несостоятельным, основанным на неверном толковании положений избирательного законодательства.
В отношении довода административного истца о том, что кандидатом Юшиным А.А. не исполнена обязанность по представлению в окружную избирательную комиссию первого финансового отчета и учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, оформленных в соответствии с требованиями Избирательного кодекса Костромской области, что является основанием для отказа ему в регистрации на основании подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, судебная коллегия также полагает необходимым согласиться с выводами суда.
В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета. Пунктом 12 статьи 58 названного закона установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
В силу пункта 4 части 2 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, когда по основаниям, предусмотренным частями 2, 5 статьи 100 настоящего Кодекса, кандидатом избирательный фонд не создавался либо специальный избирательный счет для перечисления средств избирательного фонда не открывался.
Частью 11 статьи 100 Избирательного кодекса Костромской области предусмотрено, что при проведении выборов депутатов Костромской областной Думы порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается избирательной комиссией Костромской области по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Костромской области. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются избирательной комиссией Костромской области.
Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходования этих средств, в том числе по каждой операции, на выборах депутатов Костромской областной Думы установлен постановлением избирательной комиссии Костромской области от 5 июня 2020 года № №.
Пунктом 4.1 названного порядка предусмотрено, что кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение обязаны представить соответствующей избирательной комиссии финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда по формам, приведенным в приложениях № 13, № 15. Примеры заполнения форм приведены в приложениях № 14, № 16.
Форма финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата приведена в приложении № 13. Пример заполнения указанной формы приведен в приложении № 14, в частности, в нем указано на необходимость приведения номера и адреса Костромского отделения ПАО С, в котором открыт специальный избирательный счет кандидата.
Судом установлено, что 24 июля 2020 года кандидат Юшин А.А. открыл в структурном подразделении ПАО С специальный избирательный счет кандидата.
В этот же день Юшин А.А. представил в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет, составленный в форме, приведенной в приложении № 13 к Порядку, и учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, которые не содержали указание на адрес и номер структурного подразделения ПАО С. Вместе с тем, одновременно с финансовым отчетом Юшин А.А. представил в избирательную комиссию сведения о реквизитах специального избирательного счета в ПАО С, а также выданную названной кредитной организацией справку, в которой отражены сведения о номере и адресе структурного подразделения ПАО С.
Из указанного следует, что избирательная комиссия более чем за один день до дня заседания, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, располагала сведениями о наименовании и адресе кредитной организации, в которой кандидат открыл специальный избирательный счет. В связи с этим отсутствие приведенной информации в первом финансовом отчете не может быть истолковано в качестве существенного нарушения формы его заполнения, поскольку само по себе наименование и адрес кредитной организации к поступлению и расходованию денежных средств отношения не имеет, о недостоверности сведений о финансировании избирательной кампании не свидетельствует.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у окружной избирательной комиссии законных оснований для отказа Юшину А.А. в регистрации кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва на основании подпунктов «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области.
При таком положении, решение Костромского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Костромского областного суда от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришина А.Г. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи