Дело № ЗЗа-4007/2021 №2а-621/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.
судей областного суда Обносовой М.В., БерСтневой Н.Н.
при помощнике судьи Тутариновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Чернышова ФИО10 по доверенности Захарченя Олеси Николаевны на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 7 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Чернышова Валерия Николаевича к администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона,
установила:
Чернышов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, указав, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации - tprgi.gov.ru, опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков в Харабалинском районе Астраханской области. Чернышов В.Н. на компьютере оформил заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на земельные участки, подписал квалифицированной цифровой электронной подписью и направила его посредством электронной почты. В заявлении просил при наличии нескольких заявлений на указанный земельный участок организовать и провести торги, в которых намерен принять участие. Однако, на его почтовый адрес поступил ответ-отказ, в котором разъяснено, что подача заявления в форме электронного документа не предусмотрена, в связи с чем его заявление не может быть рассмотрено. Полагает, что администрацией муниципального образования «Харабалинский район» нарушены его права, администрация незаконно бездействует и уклоняется от организации проведения аукциона. Просил признать незаконными действия администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области по отказу в рассмотрении его заявления «О намерении участвовать в аукционе», подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью и направленного на адреса электронной почты: <данные изъяты> в отношении: земельного участка, с кадастровым номером: № площадью 237329 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес> в границах муниципального образования «Город Харабали» для сельскохозяйственного
производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; земельного участка, из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 606кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; земельного участка, из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства; земельного участка, с кадастровым номером № из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2054009кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес> для сельскохозяйственного производства (пашня), выразившиеся в письме за № 01-12/2936 от 20 апреля 2021 года. Обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области рассмотреть его заявление «О намерении участвовать в аукционе», поступившее посредством электронной почты 15 апреля 2021 года в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области по организации и проведению аукциона по продаже права аренды указанных земельных участков, обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области организовать и провести аукцион по продаже права аренды данных земельных участков.
Административный истец Чернышов В.Н., представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Харабалинский район», заинтересованные лица Карагушев А.Е. Трещев А.А., Утеев Х.Т. участие в судебном заседании не принимали.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 7 сентября 2021 года административные исковые требования Чернышова В.Н. о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представителем административного истца Чернышова В.Н. по доверенности Захарченя О.Н. ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку орган местного самоуправления не вправе определять способ подачи заявления о желании участвовать в аукционе. Участие в аукционе посредством только личного участия ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, не учтены положения Федерального закона «О защите конкуренции». Не рассмотрены требования о признании бездействия по организации и проведению аукциона незаконным, не запрошены все доказательства по делу.
На заседание судебной коллегии административный истец Чернышов В.Н. и его представитель по доверенности Захарченя О.Н., представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Харабалинский район», заинтересованные лица Карагушев А.Е. Трещев А.А., Утеев Х.Т., будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации - <адрес>, администрацией муниципального образования «Харабалинский район» опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды:
земельного участка с кадастровым номером № площадью 237329кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в границах муниципального образования «Город Харабали» для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, номер извещения - № дата и время публикации извещения 6 апреля 2021 года;
земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 606кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, номер извещения - № дата и время публикации извещения 2 апреля 2021 года;
земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 800кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, номер извещения - № дата и время публикации извещения 23 марта 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером № из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2054009кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес> для сельскохозяйственного производства (пашня), номер извещения - №, дата и время публикации извещения 18 марта 2021 года.
Указанные извещения содержали информацию о земельных участках, право заключения договоров аренды которых выставлялось на аукцион, условия участия в аукционе, порядок проведения аукциона, порядок заключения договоров аренды по итогам аукциона, а также проект договоров аренды земельных участков, содержащие все условия, на которых предлагалось заключить договоры аренды земельных участков.
Административный истец составил в электронном виде заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на указанные земельные участки, которое подписал квалифицированный цифровой электронной подписью и 15 апреля 2021 года направил его посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет». В заявлении просил при наличии нескольких заявлений на указанные земельные участки организовать и провести торги, в которых намерен принять участие.
Администрацией муниципального образования «Харабалинский район» в принятии заявления о намерении участвовать в аукционе отказано на основании статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития России от 14 января 2015 года № 7, в связи с несоблюдением порядка и способов подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Как видно из письма администрации муниципального образования «Харабалинский район» от 20 апреля 2021 года не предусмотрен порядок и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе в форме электронных документов.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Чернышова В.Н. о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, районный суд исходил из того, что реализация права заявителя в административном порядке связана с соблюдением установленного административным ответчиком порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Действия административного ответчика соответствуют требованиям законодательства, сведений о нарушении прав административного истца в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет)», и требования к их формату утверждены Приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года № 7.
Вместе с тем предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом;
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Уставом муниципального образования «Харабалинский район», принятым Решением Совета муниципального образования «Харабалинский район» от 28 марта 2014 года № 299 также установлено, что к вопросам местного значения Харабалинского района относится управление и распоряжение земельными участками (пункт 3 части 4 статьи 43).
Постановлением администрации муниципального образования «Харабалинский район» от 6 августа 2020 года № 528 утверждено Положение о постоянно действующей комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков или аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Харабалинский район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Харабалинский район».
Пунктом 4.1 указанного Положения установлено, что для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку по установленной форме (приложение № 1 к настоящему Положению).
Таким образом, уполномоченный орган наделен правом определения способа подачи заявлений лично или через своего представителя о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для участия в аукционе администрацией муниципального образования «Харабалинский район» установлен особый порядок обращения, что соответствует пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, Уставу муниципального образования «Харабалинский район».
Между тем вышеуказанные нормы закона административным истцом не выполнены.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы, и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений пункта 1щасти 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и
нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Совокупности обстоятельств, установленных вышеуказанными нормами закона, являющихся основанием для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Харабалинский район» по организации и проведению аукциона, по настоящему делу не имеется, в связи с чем районный суд обоснованно пришел к выводу об оставлении административных исковых требований без удовлетворения.
Сведений о том, что при осуществлении права на обращение заявитель не может реализовать, предусмотренную законом возможность участия в аукционе по продаже права аренды земельных участков в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления не вправе определять способ подачи заявления о желании участвовать в аукционе, являются несостоятельными, поскольку не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что участие в аукционе посредством только личного участия ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, не учтены положения Федерального закона «О защите конкуренции», также несостоятельны, поскольку реализация права заявителя на участие в аукционе связана с соблюдением официально установленного административным ответчиком порядка его проведения.
Регулирование административного правоотношения основано на нормах земельного законодательства, предусматривающие особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Разрешая спор, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
*>
определила:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 7 сентября
2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Чернышова ФИО11 по доверенности Захарченя ФИО13 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.
ПОДПИСЬ
Председательствующий: Стёпин А.Б.
ПОДПИСЬ
Судьи областного суда: Обносова М.В.
ПОДПИСЬ