Дело № 2а-1479/2019

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        25 ноября 2019 г.             п.Медведево

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ильина Е.В.,

при секретаре Ерусланове Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» к Государственной инспекции труда по Республике Марий Эл о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания начальника отдела – главного государственного инспектора труда В.А.Н от <...> года № ...,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» ( далее – Учреждение, ФКУ ИК-4) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда по Республике Марий Эл о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания начальника отдела – главного государственного инспектора труда В.А.Н от <...> года № ... В обоснование требований указано, что Учреждение считает незаконным указанный пункт предписания в связи с тем, что отношения между лицами, осужденными к лишению свободы, и администрацией исправительного учреждения, использующей труд осужденных по своему усмотрению, являются специфическими и не относятся к трудовым отношениям, в связи с чем, на данные отношения не распространяются требования трудового законодательства, регулирующие, прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <...> года № ... Все осужденные проходят медицинское обследование, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности в соответствии с п. 124, п.126 Правил внутреннего трудового распорядка ИУ, утвержденных приказом Минюста России от <...> года № .... При трудоустройстве осужденных принимаются во внимание их трудоспособность по состоянию здоровья, наличие специальности и опыта работы по ней, а также трудовые навыки, а также согласовывается с сотрудниками медицинской части и психологами.

Представитель административного истца по доверенности Демакова Т.В. в судебном заседании требование административного иска поддержала, пояснила аналогично изложенному в иске.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл по доверенности В.А.Н также действующий в своих интересах, как заинтересованное лицо, в судебном заседании с требованиями административного иска не согласился, считал его не обоснованным, просил в иске отказать, считает, что на правоотношения между администрацией исправительного учреждения и осужденными, привлекаемыми к труду по месту отбытия наказания, требования трудового законодательства распространяются в полной мере. Также пояснил, что в оспариваемом п.1 Предписания допущена описка в части указания даты приказа Минздравсоцразвития России № ... вместо <...> года указано неправильно <...> года Данная описка, по его мнению, является несущественной и может быть исправлена.

Йошкар-Олинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл, привлеченный судом в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, материалы проверки № ... в отношении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от <...> года № ... в отношении ФКУ ИК-4 в период с <...> года по <...> года начальником отдела – главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Ветошкиным А.Н. проведена внеплановая документарная проверка с целью обеспечения и защиты трудовых прав и свобод граждан, соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Основанием проверки явилось причинение вреда жизни, здоровью гражданина в результате несчастного случая со смертельным исходом, не связанного с производством, произошедшего<...> года с Е.Э.Р.., станочником деревообрабатывающих станков ФКУ ИК-4, во исполнение письма Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Б.А.Э. от <...> года № ....

По результатам проведенной проверки начальником отдела – главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл В.А.Н был составлен Акт проверки от <...> года № ...

Согласно указанному Акту в ходе проведенной проверки было установлено, что по состоянию на <...> года в ФКУ ИК-4 на должности станочников деревообрабатывающих станков приняты осужденные, привлекаемые к труду: С.С.А. Ш.К.Г. Ф.Н.В. Б.Г.Н. Б.А.О. З.А.А. Н.А.А. С.А.Ф. Б.П.Л. П.А.А. Л.Р.В

Согласно строке № ... специальной оценки условий труда № ... от <...> года станочнику деревообрабатывающих станков установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 3.1 (вредный).

Согласно п. 7 строки № ... карты специальной оценки условий труда № ... от <...> года, станочнику деревообрабатывающих станков установлена необходимость в проведении медицинских осмотров 1 раз в год в соответствии с п.3.5 Приложения № ... и п. 10 Приложения № ... приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <...> года № ...

В нарушение ст.ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) осужденные, привлекаемые к труду, станочники деревообрабатывающих станков допущены к работе не прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <...> года № ...

Проверкой также было установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ станочники деревообрабатывающих станков Б.А.О. З.А.А. Б.Г.Н. Л.Р.В С.А.Ф. Ш.К.Г., С.С.А. на <...> года не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими в соответствии с п. 29 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работниками сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <...> года № ...

Акт о проведении проверки был получен представителем ФКУ ИК-4 по доверенности, главным инженером Б.В.В.

<...> года начальником отдела – главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл В.А.Н ФКУ ИК-4 было выдано предписание № ... обязывающее устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Пункт 1 указанного предписания ФКУ ИК-4 оспаривает по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Согласно п. 1 Предписания ФКУ ИК-4 обязано устранить нарушения ст.ст. 212, 213 ТК РФ с осужденными, привлекаемыми к труду, станочниками деревообрабатывающих станков ФКУ ИК-4 С.С.А. Ш.К.Г. Ф.Н.В. Б.Г.Н. Б.А.О. З.А.А., Н.А.А.., С.А.Ф. Б.П.Л. П.А.А. Л.Р.В обеспечить проведение медицинского осмотра в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от <...> года№ ....

Судом установлено, что в указанном п.1 Предписания допущена описка в части даты приказа Минздравсоцразвития России № ...

Суд считает, что данная описка является несущественной, может быть устранена должностным лицом путем ее исправления и не влечет за собой признание данного пункта предписания незаконным.

Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с положениями названного кодекса каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных (часть 1 статьи 103).

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 104).

Как следует из абзаца второго статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из названного кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Частью 1 статьи 209 ТК РФ установлено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с частью 1, абзацем 11 части 2 статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно абз. 12 ч.2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно ч. 4 ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень), а также Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <...> года № ...

Пунктом 3.5 Приложения № 1 приказа № ... установлено, что при производственном шуме на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником шума, 1 раз в год проводится осмотр врачами –специалистами: оториноларингологом, неврологом, офтальмологом.

Пунктом 10 Приложения № 2 приказа № ... установлено, что на работах, выполняемых непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.) не менее 1 раза в 2 года проводится осмотр врачами-специалистами: офтальмологом, неврологом, оториноларингологом

Пунктом 2 Порядка установлено, что обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях: 1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; 2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; 3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; 4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; 5) предупреждения несчастных случаев на производстве. Таким образом, действующим правовым регулированием на администрации исправительных учреждений возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных, в том числе путем проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях выявления заболеваний, которые могут распространяться при выполнении определенных видов работ.

Судом из материалов дела установлено, что соответствующими приказами врио начальника ФКУ ИК-4 осужденные к лишению свободы: С.С.А. Ш.К.Г., Ф.Н.В. Б.Г.Н. Б.А.О. З.А.А. Н.А.А. С.А.Ф. Б.П.Л. П.А.А. Л.Р.В в <...> года привлечены к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные лица, продолжающие трудиться на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), прошли в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <...> года № ... необходимые осмотры (обследования).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правоотношения, связанные с применением труда осужденных, являются трудовыми и, следовательно, требования трудового законодательства, регулирующие, в том числе прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <...> года № ... на данные правоотношения также распространяются.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 15 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875, по результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона предписание выдается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

При рассмотрении дела судом не установлено каких-либо нарушений в действиях должностного лица при проведении проверки, составленные им документы: Акт проверки от <...> года № ... и Предписание от <...> года № ... соответствуют установленным требованиям, приняты в соответствии с полномочиями должностного лица, проводившего проверку.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что пункт 1 Предписания от <...> года № ... обязывающий ФКУ ИК-4 устранить нарушение ст.ст. 212, 213 ТК РФ в отношении указанных в нем лиц, привлеченных учреждением к работе, и обеспечить проведение медицинского осмотра в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от <...> года № ... является законным и обоснованным, а административное исковое заявление не является состоятельным и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░ ░░ <...> ░░░░ № ... ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:

29 ░░░░░░ 2019 ░.

2а-1479/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФКУ ИК-4 УФСИН России по РМЭ
Ответчики
Государственная инспекция труда в РМЭ
Другие
Йошкар-Олинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ РМЭ
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в РМЭ (по охране труда) Ветошкин Андрей Николаевич
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Ильин Евгений Васильевич
Дело на сайте суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
19.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2020Дело оформлено
14.03.2020Дело передано в архив
25.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее