20 июня 2023 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ю.,
судей Абрамовой И.В., Долгинцевой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловым И.А.,
по докладу судьи Голубевой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика – Министерства строительства Тверской области - на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 16 марта 2023 года, которым постановлено:
«исковые требования Цыкиной Татьяны Николаевны к Администрации Осташковского городского округа Тверской области, Министерству строительства Тверской области удовлетворить.
Признать за Цыкиной Татьяной Николаевной право на возмещение взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения № <данные изъяты>, расположенного в многоквартирном жилом доме № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в <данные изъяты>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в виде предоставления иного равноценного жилого помещения.
Обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу представить в Министерство строительства Тверской области сведения о необходимости предоставления Цыкиной Татьяне Николаевне иного жилого помещения взамен изымаемого принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения № <данные изъяты>, расположенного в многоквартирном жилом доме № <данные изъяты> по <данные изъяты>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Обязать Министерство строительства Тверской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу включить Цыкину Татьяну Николаевну в реестр лиц «Адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы» как лицо, имеющее право на предоставление равноценного жилого помещения взамен изымаемого принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения № <данные изъяты>, расположенного в многоквартирном жилом доме № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>, подлежащим сносу».
Судебная коллегия
установила:
Цыкина Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации Осташковского городского округа Тверской области и Министерству строительства Тверской области о признании права на возмещение в виде предоставления иного равноценного жилого помещения взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд жилого помещения, признанного аварийным, о возложении обязанности включить истца в реестр лиц, имеющих право на предоставление равноценного жилого помещения.
В основании иска указала, что на основании договора купли-продажи квартиры от 14 ноября 2018 года, заключенного между ней и Яковлевым А.А., является собственником двухкомнатной квартиры <данные изъяты>, расположенной в доме <данные изъяты> по улице <данные изъяты> <данные изъяты>.
Яковлев А.А. являлся собственником указанной квартиры на основании договора дарения от 2 октября 2012 года, заключенного с его бабушкой - Яковлевой А.Н. (умерла в апреле 2018 года). Яковлева А.Н. являлась собственником вышеуказанной квартиры в результате приватизации в марте 2002 года.
О том, что многоквартирный дом, в котором расположена спорная квартира, заключением межведомственной комиссии МО «Городское поселение - г. Осташков» от 22 ноября 2012 года признан аварийным в 2012 году, ни она, ни Яковлев А.А. не знали. Только в 2022 году ей стало известно о том, что дом включен в программу Тверской области по переселению из ветхого и аварийного жилья на 2019-2023 годы.
В конце июля 2022 года обратилась в администрацию Осташковского городского округа Тверской области за разъяснением, когда и на каких условиях будет производиться переселение из ветхого и аварийного жилья, но получила ответ, что новое жилье ей не положено, что она может рассчитывать только на денежную компенсацию в размере не более цены приобретения квартиры в 2018 году.
В последующем обращалась с заявлениями в Министерство строительства Тверской области (12 октября 2022 года) и в администрацию Осташковского городского округа Тверской области (27 апреля 2022 года), на которые получила ответы со ссылкой на письмо Минстроя и ЖКХ Российской Федерации от 17 апреля 2020 года № 15026-МЕ/06 и разъяснением о том, что новое жилье взамен изымаемого ей не положено, так как она стала собственником жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, после такого признания и не в порядке наследования (часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Полагает, что такая позиция ответчиков не основана на законе, в связи с чем действия последних по включению ее в реестр получателей выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, а не по предоставлению равноценного изымаемому жилья являются незаконными.
Истец Цыкина Т.Н., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Представитель истца Тихимиров Г.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - администрации Осташковского городского округа Тверской области - Панкратова А.А. в судебном заседании исковые требования Цыкиной Т.Н. не признала, указав на то, что в соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Поскольку право собственности Цыкиной Т.Н. возникло после признания многоквартирного дома аварийным, она имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.
Ответчик - Министерство строительства Тверской области – при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в суд не направил. В представленных суду письменных возражениях изложил позицию, аналогичную той, что приведена администрацией Осташковского городского округа Тверской области.
Представитель третьего лица - комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Тверской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных к Министерству требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу спора повторяют позицию ответчика, изложенную в отзыве на исковое заявление.
При этом апеллянт настаивает на том, что в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках рассматриваемых правоотношений все действия (заключение соглашения с собственником помещения, оценка рыночной стоимости жилого помещения, выкупной стоимости за жилое помещение и так далее) осуществляются исключительно органом местного самоуправления, в связи с чем Министерство не может являться соответчиком по данному делу.
Кроме того, ни на дату обращения истца в суд, ни на дату принятия решения суда срок исполнения обязательств в отношении многоквартирного дома, в котором проживает истец, в рамках реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья еще не наступил (31 декабря 2023 года), поэтому основания для возложения на Министерство каких - либо обязанностей отсутствовали.
Податель жалобы отмечает также, что включение истца в несуществующий реестр физических лиц противоречит нормам материального права и приведет к невозможности исполнения решения суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства Тверской области Громова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснив, что реестр лиц адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы не существует. Ведение такого реестра не предусмотрено ни федеральным, ни региональным законодательством, ни ведомственными актами Министерства.
Представитель истца Тихомиров Г.Л. возражал против доводов апелляционной жалобы, настаивая на том, что учет граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья, в том или ином виде должен вестись местной администрацией и Министерством строительства Тверской области.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Цыкиной Т.Н. на праве собственности принадлежит квартира <данные изъяты> в доме <данные изъяты>.
Право собственности истца на указанную квартиру возникло на основании договора купли-продажи от 14 ноября 2018 года и зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 26 ноября 2018 года.
Жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, признан аварийным 22 ноября 2012 года и включен в адресную программу Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года №108-пп.
Цыкина Т.Н. неоднократно обращалась к ответчикам за разъяснениями по вопросу о предоставлении ей взамен изымаемого жилого помещения равноценного жилья, однако сторона ответчиков со ссылкой на часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации полагала, что заявитель вправе претендовать только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ).
За разрешением спора Цыкина Т.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Цыкиной Т.Н. исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 6, частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») и исходил из того, истец приобрел в собственность квартиру в жилом доме, признанном аварийным и включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ, а следовательно, Цыкина Т.Н. вправе выбрать способ обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом, ибо он соответствует установленным обстоятельствам и основан на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у Цыкиной Т.Н. возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, вопреки позиции апеллянта, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, Цыкина Т.Н как собственник жилого помещения вправе была рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у истца права претендовать на получение в собственность другого жилого помещения ввиду признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Учитывая, что Цыкина Т.Н. выбрала способ обеспечения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, что следует из ее заявлений в администрацию муниципального образования и Министерство строительства Тверской области, а ответчики оспаривают наличие у истца такого права, избранный Цыкиной Т.Н. способ защиты путем признания права на возмещение в виде предоставления иного равноценного жилого помещения следует признать надлежащим, направленным на защиту ее жилищных прав (часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, абзац второй статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства Тверской области является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом споре, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Так, проанализировав положение о Министерстве строительства Тверской области, утвержденное постановлением Правительства Тверской области от 11 декабря 2018 года № 352-пп, региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы», утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года №108-пп, суд первой инстанции указал, что Министерство строительства Тверской области является органом исполнительной власти Тверской области, ответственным за реализацию указанной региональной программы, главным распорядителем бюджетных средств и исполнителем данной программы, а потому обоснованно привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Между тем заслуживают внимания доводы апеллянта о том, что решение суда в части возложения на Министерство обязанности включить Цыкину Т.Н. в реестр лиц адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы является неисполнимым ввиду отсутствия такого реестра.
Анализ содержания региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы» позволяет сделать вывод о том, что программой не предусмотрено ведение реестра, списка или оформление в ином порядке учета лиц, имеющих право на предоставление равноценного жилого помещения взамен изымаемого.
Равным образом, отсутствуют соответствующие нормы и в региональном законодательстве, а также в ведомственных актах Министерства.
Не основанная на действующем правовом регулировании позиция стороны истца, согласно которой Министерство строительства Тверской области обязано в том или ином виде вести учет граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья, достаточным основанием для удовлетворения иска в этой части являться не может.
Решение суда в части возложения на Министерство строительства Тверской области обязанности включить Цыкину Т.Н. в реестр лиц адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 16 марта 2023 года в части возложения на Министерство строительства Тверской области обязанности в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу включить Цыкину Татьяну Николаевну в реестр лиц «Адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы» как лицо, имеющее право на предоставление равноценного жилого помещения взамен изымаемого принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения № 4, расположенного в многоквартирном жилом доме № 10 по ул. Урицкого в г. Осташкове Тверской области, признанного аварийным и подлежащим сносу, отменить.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанного искового требования Цыкиной Татьяны Николаевны к Министерству строительства Тверской области отказать.
В остальной части решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 16 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Тверской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 июня 2023 года.
Председательствующий О.Ю. Голубева
Судьи И.В. Абрамова
Т.Е. Долгинцева