Дело № 2-2456/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджаевой Д.Х.,
при помощнике судьи Саранговой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления ветеринарии Республики Калмыкия к Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП СОСП по Республике Калмыкия ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Управление ветеринарии Республики Калмыкия (далее – истец) обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в рамках исполнительного производства №55781/24/98008-ИП от 21.06.2023 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 руб. и установлением нового срока исполнения. Просит освободить истца от взыскания исполнительского сбора ввиду принятия им всех мер по исполнению решения суда.
В судебное заседание представитель истца - Управления ветеринарии РК, представитель ответчика - Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП СОСП по Республике Калмыкия ГМУ ФССП России, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обозрев административное дело №2а-6/2022, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).
Согласно положениям части 6 статьи 112 указанного Федерального закона должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор является не право-восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Калмыкия Бембеевой Г.П. от 21.06.2024 г. возбуждено исполнительное производство №55781/24/98008-ИП в отношении Управления ветеринарии Республики Калмыкия по исполнительному листу серии № от 15 января 2024 г., выданному Элистинским городским судом Республики Калмыкия на основании вступившего 30 мая 2023 г. в законную силу судебному решению от 21 ноября 2022 г. по административному делу № 2а-6/2022 по административному иску Северо-Каспийского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Республики Калмыкия, Управлению ветеринарии Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия по организации приюта для животных без владельца, возложении обязанности организовать приют для животных без владельца.
02.07.2024 г. в рамках исполнительного производства №55781/24/98008-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 5000 руб. и установлением нового срока исполнения до 19.07.2024 г.
Как указывает истец, Управление в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15 ноября 2019 года № 320 определено уполномоченным органом государственной власти Республики Калмыкия в сфере осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе за организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В рамках организации исполнения данных полномочий Управлением в период 2020-2021 гг. была проведена необходимая работа по созданию приюта для животных без владельцев на территории г. Элиста: определен земельный участок, разработана проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
Поскольку полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, то и расходы на их осуществление несут региональные бюджеты.
Требования к строительству приютов для животных установлены Сводом правил СП 492.1325800.2020 «Приюты для животных. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. № 908/пр.
В соответствии с требованиями данного свода правил и разработанной ПСД стоимость строительства приюта для животных без владельцев является весьма значительной.
В целях снижения нагрузки на республиканский бюджет Управлением в настоящее время ведется работа по поиску альтернативных источников финансирования строительства приюта, а также по возможности организации такого приюта на базе имеющихся в республике неиспользуемых объектов недвижимости.
Кроме того, по заявке Управления в бюджете Республики Калмыкия на 2024 г. было предусмотрено лимитов бюджетных обязательств в размере 1 млн.рублей на закупку услуг по отлову, учету безнадзорных животных без владельцев на территории г. Элиста Республики Калмыкия, их транспортировке, содержанию, стерилизации (кастрации), вакцинации и возврату на прежнее место обитания.
В мае 2024 г. по заявке Управления бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» проведен аукцион в электронной форме для определения исполнителя на оказание услуг по отлову, учету безнадзорных животных без владельцев на территории г. Элиста Республики Калмыкия, их транспортировке, содержанию, стерилизации (кастрации), вакцинации и возврату на прежнее место обитания.
По результатам аукциона с победителем (индивидуальный предприниматель Фишер Александр Валентинович из г. Ставрополь) был подписан государственный контракт. Исполнителем первый отлов животных без владельцев в г. Элиста осуществлен 06.06.2024 г. По мере выделения финансирования из республиканского бюджета подобную практику Управлением планируется распространить и в других территориях Республики Калмыкия. Информация о текущей ситуации с исполнением полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев Управлением на постоянной основе доводится до Правительства Республики Калмыкия.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что представленные в судебном заседании доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что Управлением ветеринарии Республики Калмыкия принимаются все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения, что в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Управления ветеринарии Республики Калмыкия к Главному межрегиональному (специализированному) учреждению ФССП СОСП по Республике Калмыкия ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Управление ветеринарии Республики Калмыкия от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Калмыкия Бембеевой Г.П. от 02 июля 2024 г. по исполнительному производству №55781/24/98008-ИП, возбужденному 21 июня 2024 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Мотивированное решение суда изготовлено 07 августа 2024 года.
Председательствующий Д.Х. Лиджаева