Решение по делу № 33а-10487/2021 от 16.06.2021

дело № 33а-10487/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2021 года

город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кормильцевой И.И.,

судей Коряковой Н.С., Рудакова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдокимовой А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-193/2021 по административному исковому заявлению Чигиринских Николая Васильевича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю о признании бездействия по необеспечению горячим водоснабжением незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении

по апелляционным жалобам административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России

на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 26 февраля 2021 года

Заслушав доклад судьи Коряковой Н.С., судебная коллегия

установила:

Чигиринских Н.В. обратился с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК-6), в котором просил в порядке части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признать незаконным бездействие в виде необеспечения горячей водой осужденного, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 09 апреля 2018 по день рассмотрения дела судом из расчета 100 рублей в день (по примерному курсу 1,2 евро в день) с суммой, зафиксированной на 25 октября 2020 (день подписания иска) – 93 100 рублей, возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и стоимость услуг почтовой связи в размере 54 рублей.

В обоснование требований указал, что содержится в ФКУ ИК-6, где отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы с 09 апреля 2018 года по настоящее время. За весь период содержания в камере отсутствует горячее водоснабжение, что не соответствует предъявляемым к содержанию осужденных требованиям. Лишение возможности пользоваться горячим водоснабжением для санитарно-гигиенических процедур, стирки одежды, уборки камеры является нарушением условий содержания в исправительном учреждении.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 26 февраля 2021 года требования административного истца удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 в виде необеспечения содержащегося в исправительном учреждении осужденного лица Чигиринских Н.В. постоянным горячим водоснабжением. Чигиринских Н.В. присуждена денежная компенсация в размере 30 000 рублей, возвращена государственная пошлина в размере 300 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Административный ответчик ФКУ ИК-6 подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит его отменить, принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что на момент начала постройки зданий подведение горячей воды в каждую камеру проектной документацией не было предусмотрено. Полагает о необоснованном применении судом положения приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02 июня 2003 года № 130-ДСП, утвердившего Инструкцию СП 17-02, и Свода Правил 308.1325800.2017, поскольку данные нормы применяются к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены после издания данных Правил, а здание исправительного учреждения спроектировано в 1994 году. Отмечает, что положения Инструкции СП 17-02 не применимы к спорным правоотношениям, поскольку ими регулируются вопросы проектной документации, а не эксплуатации зданий исправительных учреждений, в то время как уголовно-исполнительное законодательство не содержит указания на обязательное обеспечение горячим водоснабжением в камерах осужденных. При этом само нарушение правил проектирования не является нарушением условий содержания. Установленную судом компенсацию в размере 30000 рублей полагает чрезмерной, не отвечающей принципам разумности и справедливости. Считает, что суд не учел личностные характеристики административного истца, судимость за особо тяжкие преступления.

Административный ответчик ФСИН России подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указал доводы аналогичного содержания, что и в жалобе ФКУ ИК-6, настаивая, что административным истцом не доказан факт нарушения условий содержания, а также факт наступления негативных последствий, связанных с отсутствием в камере горячего водоснабжения.

Административный истец Чигиринских Н.В., представитель административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом и заблаговременно путем направления извещения электронной почтой 23 июня 2021 года, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело при имеющейся явке.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражения помощника прокурора города Первоуральска по доводам жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, приходит к следующим выводам.

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, Чигиринских Н.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 с 09 апреля 2018 года по настоящее время.

Горячее водоснабжение в камерах исправительного учреждения отсутствует, что не позволяет административному истцу полноценно осуществлять стирку одежды, уборку камеры, санитарно-гигиенические процедуры, чистить зубы и умываться, и является нарушением условий содержания в исправительном учреждении.

Суд первой инстанции, признавая незаконным бездействие в виде необеспечения горячей водой осужденного, исходил из закрепленной пунктом 15 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренных Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) обязанности заключенного содержать себя в чистоте и корреспондирующей обязанности исправительного учреждения снабжать заключенного водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

Определяя компенсации в размере 30 000 рублей, суд принял во внимание продолжительность нарушений - 2 года 6 месяцев дня, исходя из заявленного в административном иске периода - с 09 апреля 2018 года по день вынесения судебного акта.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными по существу и исходит из следующего.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В статье 99 УИК РФ отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу статей 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В соответствии с пунктом 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 02 июня 2003 года № 130-дсп (далее – СП 17-02), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02 подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

В соответствии с пунктом 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр (введен в действие с 21 апреля 2018 года) здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Согласно пункту 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям исправительного учреждения, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Из материалов дела следует, что на данный момент горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа, поскольку централизованного горячего водоснабжения в поселке Эльбан не существует.

Административный ответчик не отрицал факт того, что в камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где отбывают наказание осужденные, горячей воды не имеется.

Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях провела проверку по факту отсутствия горячего водоснабжения в камерах, где отбывают наказание осужденные ФКУ ИК-6 в период июль-август 2018 года, установив, что администрацией ИК-6 не обеспечивается надлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных. В камерах, в которых отбывают наказание осужденные, отсутствует горячее водоснабжение, так как проводятся строительные работы на газовой котельной ФКУ ИК-6, которая должна обеспечить горячее водоснабжение осужденных.

По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями уголовно-исполнительного законодательства Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 31 августа 2018 года начальнику ФКУ ИК-6 в порядке статей 24 и 33 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным.

Согласно представленному в материалы дела заключению о результатах служебной проверки, проведенной в рамках рассмотрения и удовлетворения вышеназванного представления прокурора, в соответствии с пунктами 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС СП 17-02 от 02 июня 2013 года здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно СНиП 2.04.01-85, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать к зданиям прачечной, кухни, столовой, к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях. Для обеспечения осужденных горячей водой в период капитального строительства объекта Следственный изолятор № 4 УФСИН России по Хабаровскому краю на 800 мест проектом предусмотрена газовая котельная для обеспечения учреждения в летний период времени горячей водой. На момент проведения проверки работы по запуску котельной в эксплуатацию не закончены. Поселковая котельная в летний период времени услугу по горячему водоснабжению не оказывает, так как работа котельной носит сезонный характер, в период отопительного сезона горячую воду невозможно использовать, в связи с тем, что вода предназначена для технических нужд. Помывка осужденных осуществляется в душевых 2 раза в неделю горячей водой нагретой в накопительных бойлерах емкостью 80 литров.

Учитывая отсутствие в камерах ФКУ ИК-6 горячего водоснабжения, судом первой инстанции правомерно признано нарушение условий содержания Чигиринских Н.В. в исправительном учреждении.

Доводы апелляционных жалоб административных ответчиков ФКУ ИК-6, ФСИН России о том, что на момент начала постройки зданий подведение горячей воды в каждую камеру законом не было предусмотрено, не влечет за собой отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, поскольку согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 27 декабря 2012 года выполнение положения пункта 20.5 Инструкции СП 17-02 от 2 июня 2003 года являлось обязательным.

Соответственно, отсутствие горячего водоснабжения в камерах исправительного учреждения вызвано незаконным бездействием исправительного учреждения в обеспечении надлежащих материально-бытовых условий содержания осужденных. Доказательств фактов принятия необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством стандартов материально-бытовых условий заключенных в материалы административного дела административным ответчиком не представлено.

Оценивая доводы апелляционных жалоб о необоснованном размере присужденной судом денежной компенсации, судебная коллегия признает их несостоятельными.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 года по делу «Максимов (Maksimov) против России» указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.

Следовательно, если суд пришел к выводу о необходимости присуждения денежной компенсации, то ее сумма должна быть адекватной и реальной.

Таким образом, по смыслу приведенного выше правового регулирования размер денежной компенсации за нарушение установленных законодательством условий содержания в исправительном учреждении определяется исходя из установленных при разбирательстве дела продолжительности допускаемых нарушений, характера этих нарушений, индивидуальных особенностей лица, и иных заслуживающих внимания обстоятельств конкретного дела.

Судом первой инстанции сумма денежной компенсации за допущенные ненадлежащие материально-бытовые условия содержания Чигиринских Н.В. определена с учетом продолжительности допущенного нарушения условий содержания в исправительном учреждении.

Оснований не согласиться с установленным размером денежной компенсации судебная коллегия не усматривает, поскольку принятие гигиенических процедур в душе с использованием горячей воды в установленные режимом исправительного учреждения дни обеспечивается.

Доводы апелляционных жалоб сторон сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Апелляционные жалобы не содержат обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 26 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий И.И. Кормильцева

Судьи Н.С. Корякова

М.С. Рудаков

33а-10487/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Первоуральска
Чигиринских Николай Васильевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю
УФСИН по Хабаровскому краю
Другие
Шкредова Н.В.
Рунова Е.В.
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Корякова Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
17.06.2021Передача дела судье
22.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2021Передано в экспедицию
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее