Решение от 17.06.2020 по делу № 8Г-9292/2020 [88-10706/2020] от 22.05.2020

№ 88-10706/2020

            ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    город Челябинск    17 июня 2020 года

Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Трапезниковой И.И.

    судей        Чирковой Т.Н., Сапрыгиной Л.Ю.

                        рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ботвинкина Е.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 января 2020 года по гражданскому делу № 2-3083/2019 по исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту неопределенного    круга    лиц    к    Администрации    городского    поселения

Пойковский о возложении обязанности определить нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Голованова А.И., доводы представления поддержавшего, судебная коллегия

установила:

                        Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного    круга    лиц    к    Администрации    городского    поселения

Пойковский (далее — Администрация) с иском о возложении обязанности определить нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

    Ссылаясь на положения части 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), части 3 статьи 2 Закона ХМАО - Югры от 17 ноября 2016 года № 79-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Закон № 79-03), Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 (далее - Правила определения нормативов потребления ТКО), указал, что установление нормативов потребления ТКО без проведения замеров постановлением Администрации от 21 ноября 2017 года № 503-п ставит под сомнение обоснованность тарифа, утвержденного для регионального оператора по обращению с ТКО.

Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 октября 2019 года исковые требования удовлетворены, на Администрацию городского поселения Пойковский возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу определить нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 января 2020 года указанный судебный акт отменен, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении иска.

В поданном 25 февраля 2020 года кассационном представлении прокурор округа, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов коллегии обстоятельствам дела, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, представителей не направили. Администрацией представлено письменное мнение по доводам представления.

На основании части 5 статьи 379 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав мнение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Законом № 79-03 органы местного самоуправления городских поселений наделены отдельным государственным полномочием по установлению нормативов накопления отходов.

Постановлением Администрации № 503-п от 21 ноября 2017 года утверждены расчетные нормативы накопления ТКО для первой зоны деятельности регионального оператора на территории городского поселения Пойковский.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормативы накопления ТКО в городском поселении Пойковский, установленные данным постановлением, являются необоснованными, поскольку замеры данных о массе и объеме отходов определенного объекта каждой категории в соответствии с Правилами определения нормативов потребления ТКО Администрацией не проводились.

Судебная коллегия окружного суда выводы суда первой инстанции признала ошибочными ввиду неправильного применения норм материального права.

Позиция суда апелляционной инстанции основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов потребления ТКО нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 названных Правил).

Пунктом 7 Правил определения нормативов потребления ТКО установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов потребления ТКО, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Как установлено при рассмотрении дела, размер нормативов определен Постановлением Администрации № 503-п от 21 ноября 2017 года в соответствии с приказом Департамента промышленности ХМАО-Югры № 38-п от 06 октября 2017 года, которым, в свою очередь, норматив накопления отходов установлен на основании отчета ООО «Строительная компания «Гидрокор» по выполнению научно-исследовательской работы по теме «Территориальная схема обращения с отходами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Разрешая настоящее гражданское дело, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что расчетные нормативы накопления ТКО на территории городского поселения Администрацией утверждены на основании действующего нормативного правового акта окружного органа государственной власти и срок их действия не истек, поэтому основания для установления новых нормативов накопления ТКО отсутствуют.

Судебная коллегия находит данный вывод правильным, поскольку вопрос об установлении нового норматива не может быть разрешен в порядке гражданского судопроизводства.

Понуждение органа местного самоуправления к реализации соответствующих полномочий, за исключением прямо указанных в законе случаев, запрещено в силу конституционных принципов разделения и самостоятельности властей (статьи 10, 12, 130, 132, 133 Конституции Российской Федерации).

Исходя из обстоятельств дела, прокурор фактически ставит вопрос об обоснованности установления норматива накопления ТКО без проведения необходимых замеров.

Данный вопрос подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства при проверке нормативного правового акта, которым является Постановление Администрации № 503-п от 21 ноября 2017 года, в порядке абстрактного нормоконтроля по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы кассационного представления не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390, статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-9292/2020 [88-10706/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Прокурор ХМАО-Югра
Ответчики
администрация г. Пойковский
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Чиркова Татьяна Нуржановна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее