Решение по делу № 7-800/2022 от 17.03.2022

    Судья С.Р. Каримов                                                                                Дело №5-1972/2022

    Дело №7-800/2022

Р е ш е н и е

    6 апреля 2022 года                                                                                             город Казань

        Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Ю. Пупковым, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОП № 2 «Вишневский» УМВД России по городу Казани Ибрагимовой Рузили Рустамовны на постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лаврентьевой Софии Вячеславовны.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

27 февраля 2022 года участковым уполномоченным полиции ОП №2 «Вишевский» УМВД России по городу Казани Ибрагимовой Р.П. в отношении Лаврентьевой С.В. (далее по тексту – заявитель) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 28 февраля 2022 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Лаврентьевой С.В.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, просит постановление судьи районного суда отменить как незаконное и необоснованное.

Податель жалобы Ибрагимова Р.Р. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, жалобу поддерживает по изложенным в ней доводам.

В судебном заседании Лаврентьева С.В., ее защитник – адвокат Сабиров Р.Ф., возражали против удовлетворения жалобы.

Проверка доводов жалобы, изучение материалов дела позволяют прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В силу статьи 3 Федерального закона №54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.

В силу разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года №28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).

Согласно протокола об административном правонарушении, Лаврентьевой С.В. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

27 февраля 2022 года в 15 часов 50 минут, возле монументально-декоративной композиции «Часы», расположенной у дома № 51 по улице Баумана города Казани, Лаврентьева С.В., в нарушение статей 3, 7 Федерального закона №54-ФЗ, провела несанкционированное публичное мероприятие в форме пикетирования в составе группы лиц более 20 человек, целью которого явилось привлечение общественного внимания к вопросу, касающегося внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Проведение публичного мероприятия с Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в установленном законом порядке, согласовано не было. В 16 часов 05 минут сотрудниками полиции всем присутствующим в месте проведения публичного мероприятия было объявлено предупреждение о недопустимости нарушения Федерального закона №54-ФЗ, вместе с тем, данное предупреждение участниками мероприятия, в том числе                 Лаврентьевой С.В. было проигнорировано.

Прекращая производство по делу, судья районного суда помимо прочего исходил из того, что совокупность доказательств не позволяет установить факт совершения Лаврентьевой С.В. административного правонарушения, при обстоятельствах, описанных в протоколе об административном правонарушении.

      Из взаимосвязанных положений статей 26.1, 26.2, 26.7 КоАП РФ следует, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении помимо прочего выяснению подлежат: событие административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

    Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. К документам относятся в том числе, материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Следовательно, применительно к рассматриваемым обстоятельствам, для квалификации действий (бездействия) по статье 20.2 КоАП РФ правовое значение имеют доказательства, отвечающие требованиям статей 26.2, 26.7 КоАП РФ и подтверждающие факт участия Лаврентьевой С.В. в проведении указанные в протоколе об административном правонарушении время и месте несанкционированного публичного мероприятии.

Статьёй 29.10 КоАП РФ закреплено, что в постановлении по делу об административном правонарушении помимо прочего должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

Из представленных материалов следует, что подовом к возбуждению в отношении заявителя настоящего дела явились обстоятельства, зафиксированные в рапортах и письменных объяснениях сотрудников полиции <данные изъяты>, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поскольку Лаврентьева С.В. выражала несогласие со вменяемым ей административным правонарушением, а ее показания, данные в ходе судебного заседания в районном суде противоречат сведениям, изложенным в рапортах и письменных объяснениях сотрудников полиции, в целях устранения имеющихся в деле противоречий судье районного суда, в силу статей 26.1, 26.11 КоАП РФ надлежало принять меры по обеспечению участия в судебном заседании сотрудников полиции: <данные изъяты>, которые согласно материалам дела являлись очевидцами нарушения заявителем требований Федерального закона №54-ФЗ при обстоятельствах, описанных в протоколе об административном правонарушении.

Вместе с тем, названные сотрудники полиции в ходе рассмотрения дела по правилам главы 29 КоАП РФ судьей районного суда не опрашивались, меры для обеспечения их участия в судебном заседании не предпринимались.

Допрошенные в качестве свидетелей в судебном заседании на данной стадии производства сотрудники полиции <данные изъяты>, подтвердили достоверность сведений, зафиксированных ими в представленных в дело рапортах и письменных пояснениях.

Указанное выше означает, что требования КоАП РФ об установлении всех юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, судьей районного суда не были соблюдены.

Состоявшееся постановление судьи не отвечает требованиям статьи 29.10              КоАП РФ.

Формально сославшись на факт последовательного отрицания Лаврентьевой С.В. вины во вменяемом ей правонарушении и отсутствие у нее времени для выполнения требования сотрудников о прекращении проведения публичного мероприятия, судья районного суда принял решение о прекращении производства по делу.

Такое рассмотрение не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 3.1 Постановления от 17 июля 2002 года                  N 13-П, исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и не исправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.

Приведенные положения применимы и к судопроизводству по делам об административных правонарушениях, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.

Следует указать, что выводы в оспариваемом постановлении являются преждевременными.

Допущенные в ходе рассмотрения дела существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ не позволили судье полно, объективно, всесторонне исследовать все обстоятельства, подлежащие доказыванию и вынести по делу законное, обоснованное решение.

Таким образом, состоявшееся по делу постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 28 февраля 2022 года нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене.

Поскольку на момент рассмотрения Верховным Судом Республики Татарстан жалобы должностного лица, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Лаврентьевой С.В. к административной ответственности за совершение вменяемого ей правонарушения не истек, материалы дела подлежат возвращению на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд города Казани.

При новом рассмотрении судье необходимо учесть изложенное, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Поскольку оспариваемое постановление подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, доводы жалобы, сводящиеся к утверждению о доказанности события административного правонарушения и виновности Лаврентьевой С.В. в его совершении, не подлежат рассмотрению на данной стадии производства. Данные доводы подлежат проверке и правовой оценке при новом рассмотрении дела по правилам главы 29 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

жалобу участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОП № 2 «Вишневский» УМВД России по городу Казани Ибрагимовой Рузили Рустамовны, удовлетворить.

Постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лаврентьевой Софии Вячеславовны, отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Лаврентьевой Софии Вячеславовны возвратить на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд города Казани.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

        Судья                                                                                                          И.Н. Сабитов

7-800/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Лаврентьева Софья Вячеславовна
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сабитов Ильнур Нафисович
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
17.03.2022Материалы переданы в производство судье
06.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее