№ 7-51/2024
УИД 38MS0001-01-2023-006096-06
решение
21 марта 2024 г. г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Глотова С.А., с участием защитника ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 27 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройцентр-Иркутск»,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 27 декабря 2023 г. общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр-Иркутск» (далее - ООО «Стройцентр-Иркутск», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник ФИО1 просит об отмене постановления судьи районного суда и назначении наказания в виде предупреждения. В обоснование доводов жалобы указывает, что лицо, в отношении которого прокурором вынесено представление об устранении нарушений закона, не может быть привлечено к административной ответственности до истечения срока, предоставленного прокурором для устранения выявленного нарушения. Полагает, что основания возбуждения дела об административном правонарушении могли возникнуть лишь в случае неисполнения представления прокурора в месячный срок. Приводит довод о том, что все представления прокурора Обществом рассмотрены и прокурору направлены отчеты в срок, указанный в представлении.
В письменном возражении на жалобу прокурор Хилокского района Забайкальского края ФИО2 просит оставить без изменения постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 13 декабря 2023 г., как законное и обоснованное.
Законный представитель ООО «Стройцентр-Иркутск», заместитель прокурора Хилокского района Забайкальского края ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Защитник ФИО1. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы и возражения на жалобу, заслушав защитника ФИО1, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В силу положений статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления о его устранении.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносит представление об устранении нарушений закона.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Хилокского района Забайкальского края на основании поручения прокуратуры Забайкальского края от 15 августа 2023 г. в отношении ООО «Стройцентр-Иркутск» проводилась проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд (л.д.6).
В рамках указанной проверки в адрес ООО «Стройцентр-Иркутск» прокуратурой Хилокского района Забайкальского края Дата изъята внесено представление Номер изъят (л.д.9-15) об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд по государственному контракту на строительство очистных сооружений в <адрес изъят>. Указанным представлением Обществу предложено в течение месяца принять меры к завершению строительства очистных сооружений в <адрес изъят>, получить положительное заключение Государственной инспекции Забайкальского края; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления в письменной форме в установленный законом месячный срок со дня внесения представления сообщить прокурору района.
Согласно отчету об отслеживании с официального сайта почты России www.pochta.ru, указанное представление получено ООО «Стройцентр-Иркутск» 8 сентября 2023 г. (л.д. 16). Следовательно, месячный срок его исполнения – не позднее 9 октября 2023 г.
Вместе с тем ответ по вышеуказанному представлению прокурора в установленный срок не исполнен.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора Хилокского района Забайкальского края 31 октября 2023 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения судьей Октябрьского районного суда г. Иркутска постановления от 27 декабря 2023 г. о назначении ООО «Стройцентр-Иркутск» административного наказания.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 4-5); копией решения заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края о проведении проверки Номер изъят от 25 августа 2023 г. (л.д. 6); копией представления об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок Номер изъят от 31 августа 2023 г. (л.д. 9-15); отчетом об отслеживании почтового отправления по номеру почтового идентификатора, согласно которому представление получено ООО «Стройцентр-Иркутск» 8 сентября 2023 г. (л.д. 16); ответом прокурора Хилокского района Забайкальского края от 22 декабря 2023 г. (л.д. 89), а также иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все исследованные судом доказательства согласуются между собой, взаимно дополняют друг друга, не имеют противоречий и объективно свидетельствуют о том, что ООО «Стройцентр-Иркутск» не выполнены законные требования прокурора.
В отсутствие безусловных доказательств невозможности исполнения представления прокурора, следует вывод о пренебрежительном отношении ООО «Стройцентр-Иркутск» к соблюдению требований федерального законодательства.
При рассмотрении настоящего дела судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку бездействию ООО «Стройцентр-Иркутск» и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что представление прокурора рассмотрено ООО «Стройцентр-Иркутск» и ответ на него направлен в срок, установленный в представлении, не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Напротив, из ответа прокурора Хилокского района Забайкальского края от 22 декабря 2023 г.(л.д.89) следует, что информация в ответ на представление в прокуратуру не поступала.
Представленный в материалы дела ответ на представление ООО «Стройцентр-Иркутск» Номер изъят, датированный 11 сентября 2023 г., и скриншот об его отправке электронной почтой (л.д. 82, 83) не свидетельствуют о реальном направлении ответа в адрес прокуратуры, поскольку из скриншота не усматривается по какому электронному адресу направлен ответ, получатель указан с ошибкой. Кроме того, в представлении Номер изъят от 31 августа 2023 г. нет данных о том, что прокуратура Хилокского района Забайкальского края указывало адрес электронной почты для направления письменного сообщения по результатам рассмотрения представления. Более того, направление сообщения по результатам рассмотрения представления по электронной почте не позволяет достоверно контролировать его получение прокуратурой, равно как отсутствует информация о прочтении, а также передаче прокурору (заместителю прокурора) направленного электронного сообщения, то есть такое электронное сообщение не обеспечивает фиксирование его вручение адресату.
Данных о том, что Обществом предпринимались попытки направления сообщения по результатам рассмотрения представления иными способами, позволяющими контролировать получение исходящего документа, в материалы дела не приложено.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела и при его пересмотре не допущено.
Постановление судьи районного суда о привлечении ООО «Стройцентр-Иркутск» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда, мотивируя невозможность замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указал, что постановлением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 13 декабря 2023 г. ООО «Стройцентр-Иркутск» привлечено к административной отнесенности за совершение однородного административного правонарушения.
С такими выводами судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска нельзя согласился.
Согласно части 1 статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление, на которое указывает судья районного суда, вынесено 13 декабря 2023 г., сведений о его вступлении в законную силу материалы дела не содержат.
Принимая во внимание дату совершения административного правонарушения по рассматриваемому делу - 9 октября 2023 г., а также дату вынесения постановления от 13 декабря 2023 г., на которое ссылается судья районного суда, по однородному правонарушению, на момент совершения настоящего правонарушения Общество не считалось подвергнутым административному наказанию по смыслу части 1 статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для замены назначенного ООО «Стройцентр-Иркутск» административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке, предусмотренном статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Государственный контроль (надзор) в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу в отношении директора ООО «Стройцентр-Иркутск» не имеется, поскольку указанные нормы в силу прямого указания закона применяются в случае совершения административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, понятие которого определено в части 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела, не были выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, поскольку в силу подпункта 7 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.
С учетом изложенного, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не возникает, поскольку настоящее правонарушение не было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «Стройцентр-Иркутск» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 27 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройцентр-Иркутск» оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.А. Глотова