УИД 36RS0010-01-2023-000109-06
№ А11-22/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Борисоглебск 18 июля 2023 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Тюриной М.Ю.,
при секретаре - Ярушкиной Н.А.,
с участием:
истца - Карамышевой И.Г.,
представителя истца - Говорова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Карамышевой Ирины Георгиевны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, Департаменту финансов Воронежской области о возмещении убытков,
по апелляционной жалобе Департамента финансов Воронежской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 1 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области - мирового судьи судебного участка № 4 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области от 25 апреля 2023 года,
(<данные изъяты>
установил:
Карамышева И.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, Департаменту финансов Воронежской области о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий должностных лиц органов местного самоуправления (административной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области) в виде незаконного привлечения истца к административной ответственности в размере 30000 рублей, расходов по оплате услуг представителя по составлению искового заявления в размере 6000 рублей.
Требования мотивированы тем, что постановлением по делу об административном правонарушении от 08.06.2022 года №137/2022, вынесенным административной комиссией Борисоглебского городской округа Воронежской области Карамышева И.Г. привлечена к административной ответственности по статье 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-03 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 10.10.2022 года по делу № 12-74/2022 Карамышевой И.Г. восстановлен пропущенный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении от 08.06.2022 № 137/2022, вынесенного административной комиссией Борисоглебского городского округа, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», от 08.06.2022 № 137/2022, вынесенное административной комиссией Борисоглебского городского округа, отношении Карамышевой И.Г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. В связи с незаконным административным преследованием Карамышева И.Г. понесла расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 рублей, которые являются убытками и подлежат возмещению, а также расходы по оплате услуг представителя по составлению искового заявления 6000 рублей.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области - мирового судьи судебного участка № 4 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области от 25 апреля 2023 года, исковые требования Карамышевой И.Г. удовлетворены. С департамента финансов Воронежской области, <адрес>, за счет средств казны Воронежской области, в пользу Карамышевой Ирины Георгиевны, <данные изъяты>, взысканы денежные средства в счет возмещения убытков в размере 30000 рублей, расходы по оплате услуг представителя по составлению искового заявления в размере 6000 рублей, в удовлетворении исковых требований Карамышевой Ирины Георгиевны к Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о возмещении убытков - отказано.
В апелляционной жалобе департамент финансов Воронежской области просит состоявшиеся по делу судебное решение отменить, принять по делу новое решение. По мнению автора жалобы, поскольку административная комиссия Борисоглебского городского округа является постоянно действующим коллегиальным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесённых к ее компетенции Законом Воронежской области и в ходит в структуру Администрации городского округа, соответственно является муниципальным органом власти. Таким образом, деятельность административной комиссии Борисоглебского городского округа финансируется за счет средств муниципального бюджета.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке судом общей юрисдикции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для их отмены не установил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением административной комиссии Борисоглебского городского округа от 08 июня 2022 года №137/2022 Карамышева И.Г. привлечена к административной ответственности по статье 33.1 Закона Воронежской области от 31 декабря 2003 года № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 10 октября 2022 года по итогам рассмотрения жалобы Карамышевой И.Г. постановление от 8 июня 2022 года № 137/2022 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В связи с рассмотрением указанного дела Карамышевой И.Г. понесены расходы по оплате услуг юристов, в размере 36000 рублей.
Разрешая исковые требования, в части взыскания убытков, понесенных на оказание юридической помощи по делам об административных правонарушениях, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 53, 72, 132 Конституции Российской Федерации, статей 8, 12, 15, 16, 125, 1064, 1069, 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 58, 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 1, 5, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 1-3, 7 Закона Воронежской области от 29.12.2009 № 190-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий», постановлением Правительства Воронежской области от 03.11.2010 № 930 «Об утверждении Положения о департаменте финансов Воронежской области», статей 98, 100, 103, 194, 195, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что Карамышева И.Г. была необоснованно привлечена к административной ответственности, установив факт несения и размер расходов, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер спора, объем проделанной работы представителем, с учетом положений статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о возмещении соответствующих расходов в размере 36000 рублей с Департамента финансов Воронежской области.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права по доводам апелляционной жалобы не допущено.
Определяя надлежащего ответчика в рамках рассмотрения настоящего спора, суд первой инстанции обоснованного исходил из того, что Департамент финансов Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сфере финансов и осуществляющим полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля. Департамент является юридическим лицом. Согласно пункту 3.1.31 Положения о департаменте финансов Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 03.11.2010 № 930, одной из функций Департамента является организация исполнения должниками судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета Воронежской области в соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Воронежской области от 05.05.2010 № 370 «О Порядке предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Воронежской области на осуществление государственных полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий» установлен исчерпывающий перечень видов расходов. Так, расходование Субвенций производится на: а) содержание работников органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия, включая возмещение расходов, связанных со служебными командировками; б) материальные затраты на осуществление государственных полномочий: -расходы на коммунальные услуги согласно занимаемым площадям; -расходы на обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи (исходя из наличия имеющегося оборудования, сроков его приобретения, износа, стоимости); -расходы на увеличение стоимости материальных запасов, изготовление и приобретение бланочной продукции, приобретение периодических изданий, услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, услуги и работы в области информационных технологий. Органы местного самоуправления Воронежской области отвечают исключительно за организационное обеспечение деятельности данной комиссии, не предусматривающее финансирование расходов на возмещение убытков участникам соответствующих административных производств.
В связи с этим обязанность по финансовому и материальному обеспечению административных комиссий возложена именно на органы государственной власти Воронежской области за счет бюджета Воронежской области.
Поскольку административная комиссия Борисоглебского городского округа выполняет государственные функции на основе делегирования соответствующих полномочий от органов государственной власти субъекта, создана постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области и ее деятельность финансируется за счет средств бюджета Воронежской области, направляемых в виде субвенций в бюджеты городских округов и муниципальных районов Воронежской области, суд пришел к выводу, что ответчиком по делу является субъект Российской Федерации (Воронежская область) в лице департамента финансов Воронежской области в части субвенций местным бюджетам на осуществление отдельных государственных полномочий по созданию и обеспечению деятельности административной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 333-334 ГПК РФ, суд
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка № 1 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области - мирового судьи судебного участка № 4 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области от 25 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Карамышевой Ирины Георгиевны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, Департаменту финансов Воронежской области о возмещении убытков, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента финансов Воронежской области – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий М.Ю. Тюрина