Решение по делу № 33-724/2024 от 12.02.2024

Судья М.В. Сопачева                                                                    № 33-724

                 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«08» апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.Н. Демьяновой,

    судей И.П. Жукова, А.В. Ивковой

при секретаре М.Н. Агафоновой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3384/2023 (УИД 44RS0001-01-2023-003081-97) по апелляционному представлению и.о. прокурора г.Костромы, апелляционной жалобе Суворовой Ольги Геннадьевны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 декабря 2023 года по иску прокурора г.Костромы в интересах Суворовой Ольги Геннадьевны к ОГКУ «Центр социальных выплат» о предоставлении мер социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав прокурора К.Д. Петрова, поддержавшего апелляционное представление, представителя ОГКУ «Центр социальных выплат» - Л.Ю. Герцеву, возражавшую относительно удовлетворения апелляционных представления и жалобы, исследовав доказательства, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Прокурор г. Костромы в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах О.Г. Суворовой с иском к ОГКУ «Центр социальных выплат», указав, что О.Г. Суворова, проживающая в с. Адищево Островского района Костромской области, является получателем ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – компенсация) в соответствии с Законом Костромской области от 05 июня 2006 года № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

    Ранее в период с 01 марта 1991 года по 01 июня 2008 года О.Г. Суворова работала в должности медсестры стационара палатной в Адищевской участковой больнице, в связи с чем пользуется правом на получение мер социальной поддержки согласно региональному законодательству. До 30 июня 2012 года О.Г. Суворовой ОГКУ «Центр социальных выплат» компенсация выплачивалась с учётом члена семьи – сына М.В. Суворова, с 01 июля 2012 года выплата мер социальной поддержки на сына прекращена по мотиву достижения им совершеннолетия, однако подобного основания Законом Костромской области № 31-4-ЗКО не предусмотрено.

    С учётом изложенного прокурор просил обязать ответчика предоставить О.Г. Суворовой меры социальной поддержки на члена семьи М.В. Суворова, 08 июня 1993 года рождения, за период с 01 июля 2012 года по настоящее время.

    В ходе судебного разбирательства процессуальный истец уточнил исковые требования в части срока предоставления мер социальной поддержки на члена семьи М.В. Суворова, определив в качестве такового период с 01 июля 2012 года до 20 мая 2017 года (даты вступления М.В. Суворова в брак).

    В свою очередь О.Г. Суворовой 25 сентября 2023 года представлены письменные возражения на отзыв ответчика по делу, в которых О.Г. Суворова дополнительно просила суд проверить законность и обоснованность предоставления компенсации в сумме 400 руб. ежемесячно вместо предоставления 10 куб.м. дров ежегодно (либо компенсации) и оплаты электроэнергии 100 кв.Вт. (ежемесячно). Со ссылкой на положения части 4 статьи 3 Закона Костромской области от 05 июня 2006 года № 31-4-ЗКО, получение на протяжении двух лет после увольнения из Адищевской участковой больницы дров, оплату электроэнергии считала, что переход к выплате компенсации в сумме 400 руб. является неправомерным.

    Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 11 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований прокурора г. Костромы в интересах О.Г. Суворовой отказано.

    В апелляционном представлении и.о. прокурора г. Костромы просит об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

    Повторяя приведённые в исковом заявлении доводы, считает прекращение предоставления компенсации на сына О.Г. Суворовой - М.В. Суворова, сохраняющего регистрацию в жилом помещении материального истца, неправильным.

    В апелляционной жалобе О.Г. Суворова просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить все заявленные исковые требования.

    Настаивая на обоснованности требований прокурора относительно предоставления мер социальной поддержки на члена семьи М.В. Суворова, также указывает, что суд неправомерно не рассмотрел уточнённые ею исковые требования касательно взыскания сумм за фактически потреблённую электроэнергию из расчёта 100 кВт. в месяц и стоимости колотых дров в объёме 10 куб.м. в год, данные льготы подлежали сохранению и после её увольнения с работы. В целом считает, что судом неверно применены положения Закона Костромской области от 05 июня 2006 года № 31-4-ЗКО, нормы федерального законодательства в части предоставления мер социальной поддержки.

    В возражениях относительно апелляционного представления прокурора, апелляционной жалобы О.Г. Суворовой ОГКУ «Центр социальных выплат» просит об оставлении судебного решения без изменения.

    11 марта 2024 года судебной коллегией по гражданским делам Костромского областного суда вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица привлечён М.В. Суворов.

    В настоящем судебном заседании прокурор К.Д. Петров апелляционное представление поддержал.

    Представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» - Л.Ю. Герцева относительно удовлетворения апелляционных представления и жалобы возражала.

    С учётом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие О.Г. Суворовой, М.В. Суворова, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

    Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле (пункт 4 части 4).

Приведённые основания усматриваются по настоящему делу.

Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах О.Г. Суворовой, разрешённые судом по существу, касаются предоставления мер социальной поддержки на сына материального истца М.В. Суворова, который к участию в деле не привлекался.

При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с привлечением М.В. Суворова к участию в деле в качестве третьего лица.

С учётом вышеприведённой процессуальной нормы решение суда подлежит отмене.

Принимая новое решение по делу, судебная коллегия учитывает, что в Костромской области как субъекте Российской Федерации принят и действует Закон от 05 июня 2006 года № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

Согласно статье 3 указанного Закона в действующей редакции право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют определённые категории граждан, проживающих и работающих в сельской местности и городских посёлках (посёлках городского типа), в частности, медицинские и фармацевтические работники государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области (пункт 2 части 1).

Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении (часть 2).

Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, указанными в пунктах 1-6 части 1 настоящей статьи, после достижения ими возраста для мужчин- 60 лет, женщин- 55 лет либо после установления (назначения) им пенсии ранее указанного возраста, при наличии одновременно следующих условий:

1)наличие стажа работы не менее 10 лет в организациях, учреждениях, указанных в части 1 настоящей статьи, расположенных в сельской местности, городских посёлках (посёлках городского типа) на территории Костромской области;

2) предоставление на дату увольнения мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;

3) проживание в сельской местности, городских посёлках (посёлках городского типа) на территории Костромской области (часть 4).

На основании статьи 4 Закона Костромской области от 05 июня 2006 года № 31-4-ЗКО в действующей редакции для категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона (за исключением граждан, указанных в пунктах 7, 7.1 части 1 статьи 3 настоящего Закона), устанавливается ежемесячная частичная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твёрдым топливом при наличии печного отопления) в размере 400 руб. на каждого члена семьи (часть 1).

В сравнении для категорий граждан, указанных в пунктах 7, 7.1 части 1 статьи 3 настоящего Закона (педагогические работники областных государственных образовательных организаций и государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных организаций и организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Костромской области, руководители областных государственных и муниципальных образовательных организаций и их заместители, руководители структурных подразделений указанных образовательных организаций и их заместители), предусмотрены меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учёта нормы предоставления площади жилого помещения; ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги: электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов; отопление жилого помещения (теплоснабжения) без учёта нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления; газоснабжение в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона. Предусмотрено, что при наличии печного отопления данным категориям граждан по их выбору на основании заявления производится возмещение понесённых расходов по приобретению твёрдого топлива или выдача денежных средств на его приобретение. Расходы по оплате твёрдого топлива формируются с учётом нормативов его потребления, утверждённых исполнительным органом Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в расходы по оплате твёрдого топлива включаются расходы по его доставке (части 2,3 статьи 4).

Вместе с тем первоначальная редакция Закона № 31-4-ЗКО, вступившего в силу с 01 июля 2006 года, предусматривала предоставление для всех категорий лиц таких мер социальной поддержки как: освобождение от оплаты за жилое помещение; освобождение от оплаты за следующие коммунальные услуги: электроснабжение; отопление жилого помещения (теплоснабжение) (разница имела место только в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от категории лиц в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, в частности, для медицинских работников, или без их учёта). При наличии печного отопления освобождение граждан от оплаты твёрдого топлива осуществлялось на основании их заявления путём предоставления им твёрдого топлива или возмещения понесённых гражданами расходов по его приобретению или в выдаче им денежных средств на приобретение твёрдого топлива (статья 4).

Однако 30 декабря 2010 года был принят Закон Костромской области № 33-5-ЗКО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Костромской области в части оптимизации расходов на меры социальной поддержки в Костромской области и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Костромской области», которым в статью 4 Закона области № 31-4-ЗКО были внесены изменения, для категорий граждан, указанных в статье 3 Закона (за вышеназванными исключениями), установлена ежемесячная частичная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твёрдым топливом при наличии печного отопления) в размере 400 руб. на каждого члена семьи.

Указанные изменения вступили в силу с 01 февраля 2011 года.

Согласно материалам дела О.Г. Суворова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем мер социальной поддержки в соответствии с вышеприведённым региональным законодательством, относится к категории лиц «медицинские и фармацевтические работники государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области».

До 30 июня 2012 года меры социальной поддержки О.Г. Суворовой предоставлялись с учётом отнесения к составу семьи сына материального истца - М.В. Суворова, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 01 июля 2012 года выплата мер социальной поддержки на М.В. Суворова прекращена по мотиву достижения им совершеннолетия.

По делу видно, что М.В. Суворов имеет регистрацию по месту жительства О.Г. Суворовой, в то же время ДД.ММ.ГГГГ года вступил в брак, имеет на праве собственности другое жилое помещение в г. Костроме.

При этом с 09 декабря 2005 года О.Г. Суворовой была назначена досрочная страховая пенсия по старости, из копии трудовой книжки видно, что последним место работы, связанным с осуществлением медицинской деятельности, являлась Адищевская участковая больница (О.Г. Суворова принята на работу в указанное учреждение на должность медсестры стационара палатной 01 марта 1991 года, уволена 01 июня 2008 года).

Исковые требования прокурора в интересах О.Г. Суворовой сводятся к предоставлению мер социальной поддержки в период с 01 июля 2012 года до 20 мая 2017 года на сына О.Г. Суворовой - М.В. Суворова.

В свою очередь О.Г. Суворова дополнительно просит проверить законность перехода к предоставлению ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (как указывает О.Г. Суворова, во время работы в Адищевской участковой больнице и на протяжении двух лет после увольнения ей предоставлялись дрова (либо компенсация на приобретение твёрдого топлива), льгота по электроснабжению).

Между тем вне зависимости от спора по поводу отнесения М.В. Суворова к члену семьи О.Г. Суворовой, Законом Костромской области № 31-4-ЗКО не предусмотрено сохранение мер социальной поддержки для членов семьи медицинского работника после его увольнения с работы. На 01 июля 2012 года, когда ответчиком предоставление мер социальной поддержки на М.В. Суворова было прекращено, О.Г. Суворова являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, прекратила трудовые отношения с Адищевской участковой больницей. Следовательно, права на предоставление мер социальной поддержки с учётом сына не имела (судебной коллегией учтены правовые позиции, выраженные в определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06 августа 2020 года по делу № 88-17556/2020).

Ошибочные мотивы прекращения ОГКУ «Центр социальных выплат» предоставления мер социальной поддержки на М.В. Суворова со ссылкой на его совершеннолетие не могут являться основанием для удовлетворения иска прокурора. В ходе судебного разбирательства ответчик дал пояснения о невозможности возобновления мер и по вышеприведённым основаниям, указал на собственное несвоевременное прекращение выплаты на сына материального истца.

Переход на получение частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в ежемесячной сумме 400 руб. для категории лиц, к которой относится О.Г. Суворова, имел место с 01 февраля 2011 года в соответствии с Законом Костромской области № 33-5-ЗКО.

    Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2005 года были отменены льготы медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности и рабочих посёлках. В статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 был внесён ряд изменений, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    Кроме того, частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, введённого в действие с 01 марта 2005 года, также предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.

    Следовательно, Закон № 31-4-ЗКО, как и Закон № 33-5-ЗКО были приняты законодателем Костромской области в пределах своей компетенции.

    По своей сути позиция прокурора, О.Г. Суворовой сводится к необходимости сохранения мер социальной поддержки за членами семьи медицинского работника, прекратившего трудовую деятельность, материальный истец также указывает на снижение объёма ранее предоставляемых мер социальной поддержки при переходе на выплату частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В то же время приведённые региональные законодательные акты в порядке нормоконтроля не оспорены, основания для их неприменения по делу не усматриваются, непосредственно каким-либо федеральным законом правоотношения между сторонами не регулируются.

В соответствии с изложенным судебная коллегия, принимая новое решение по делу, считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Костромы, О.Г. Суворовой к ОГКУ «Центр социальных выплат» об оспаривании предоставления мер социальной поддержки отказать.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 декабря 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Костромы, Суворовой Ольги Геннадьевны к ОГКУ «Центр социальных выплат» об оспаривании предоставления мер социальной поддержки отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

    апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 08 апреля 2024 г.

33-724/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Костромы
Суворова Ольга Геннадьевна
Ответчики
ОГКУ Центр социальных выплат
Другие
Суворов Михаил Валерьевич
Суд
Костромской областной суд
Судья
Демьянова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
13.02.2024Передача дела судье
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
11.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Передано в экспедицию
08.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее