№ 2а-1-1887/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2018 года Орловская область г. Ливны
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Хромовой О.В.,
при секретаре Чистяковой Е.С.,
с участием помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Лимоновой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ливенского районного суда Орловской области по средствам видеоконференцсвязи административное исковое заявление врио начальника Федерального Казенного учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области к Соловьеву С.А. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев С.А. отбывает наказание в Федеральном Казенном учреждении Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области) по приговору Ступинского городского суда Московской области от 23.04.2015 за совершение преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ в виде 4 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В Ливенский районный суд Орловской области обратился врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области с административным исковым заявлением к Соловьеву С.А. об установлении административного надзора, указав в обоснование, что Соловьев С.А. прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области 27.08.2015 года из СИЗО-5 г. Кашира Московской области, где нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал. Из карантинного отделения был распределен в отряд №, далее переведен в отряд №, где отбывает наказание в настоящее время, трудоустроен в качестве швея. За время отбывания наказания поощрений не имеет, имеет одно взыскание, которое погашено в настоящее время. Состоит в обычных условиях отбывания наказания.
С учетом уточнения административного искового заявления, а также большой степенью вероятности совершения правонарушений после освобождения и в соответствии со ст.2 ФЗ № 64 от 06.04.2011 года, просит установить административный надзор в отношении осужденного Соловьева С.А. на срок, установленный для погашения судимости, установив административные ограничения в виде: обязательных явок два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрета пребывать в барах, кафе, ресторанах, где реализуются спиртные напитки; не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия органов внутренних дел по месту жительства или пребывания.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области по доверенности Филонов А.В. уточненные требования поддержал.
Лицо, в отношении которого подано административное исковое заявление об установлении административного надзора, Соловьев С.А., с заявленными исковыми требованиями согласен частично, не согласен со сроком административного надзора и количеством явок регистрации в органах внутренних дел.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно ст.5 данного закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Судом установлено, что приговором Ступинского городского суда Московской области от 23.04.2015 Соловьев С.А. осужден за совершение преступлений, которые относятся к категории тяжких преступлений ( п. «а» ч. 3 ст. 158; п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ), при этом в его действиях имелся опасный рецидив преступлений.
Согласно п. "г" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент совершения преступлений) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Из характеристики осужденного Соловьева С.А., справки о поощрениях и взысканиях, видно, что Соловьев С.А. отбывает наказание в обычных условиях отбывания наказания, характеризуется как не вставший на путь исправления, за весь период отбывания наказания поощрений не имеет, имеет одно взыскание, которое погашено в установленном законом порядке.
Исходя из того, что Соловьев С.А. имеет судимость за совершение преступлений при опасном рецидиве преступления, а также учитывая характер и степень общественной опасности совершенных Соловьевым С.А. преступлений, которые относятся к категории тяжких преступлений, его поведение за весь период отбывания наказания, данные о его личности, того, что он имеет гражданство РФ и имеет регистрацию и место жительства, суд находит административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, определив срок административного надзора в виде восьми лет, при этом устанавливает на указанный срок административные ограничения в виде: обязательных явок два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрета пребывать в барах, кафе, ресторанах, где реализуются спиртные напитки.
Соловьев С.А., будучи осужденным за совершение преступлений, которые относятся к категории тяжких при опасном рецидиве преступлений, является лицом, за которым устанавливается административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Административные ограничения установлены судом с учетом тяжести совершенного преступления и личности осужденного, при этом не являются максимальными.
Обязывая Соловьева С.А. обязательной явкой (два раза в месяц) в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, суд также исходил из личности поднадзорного лица, целей предупреждения совершения им преступлений и правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия.
Поскольку из вышеуказанного приговора суда усматривается, что преступления были совершены Соловьевым С.А. в состоянии алкогольного опьянения, суд с учетом правовой позиции изложенной в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», пришел к выводу о назначении административного ограничения в виде запрета пребывать в барах, кафе, ресторанах, где реализуются спиртные напитки.
Как следует из материалов дела, в том числе из приговора Ступинского городского суда Московской области от 23.04.2015 Соловьев С.А., до осуждения был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> имеет гражданство РФ. После освобождения из исправительного учреждения, Соловьев С.А. намерен проживать по данному адресу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Таким образом, учитывая, что поднадзорное лицо, исходя из смысла приведенных выше положений закона, имеет место жительства, о чем имеются сведения в материалах дела, суд полагает, что установление Соловьеву С.А. такого вида административного ограничения как запрещение выезда за установленные судом пределы территории в данном случае является необязательным.
Доводы заявителя о нарушении конституционных прав установленными судом ограничениями подлежат отклонению, поскольку административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Установленные в отношении Соловьева С.А. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установлены указанным Федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов. Соловьев С.А. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административного ограничения и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
В соответствии с Постановления пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» - исправительные учреждения, органы внутренних дел и прокурор исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктах 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре. Налоговое законодательство также не устанавливает обязанности уплачивать данный сбор при подаче административных исковых заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных актов по делам об административном надзоре лицами, в отношении которых он установлен.
С учетом изложенного при удовлетворении административного искового заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке статьи 111 КАС РФ с поднадзорного лица не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление врио начальника Федерального Казенного учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области к Соловьеву С.А. об установлении административного надзора, удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Соловьева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить Соловьеву С.А. сроком на восемь лет административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов следующего дня;
- запрета посещения баров, кафе, ресторанов, где реализуются спиртные напитки.
Разъяснить Соловьеву С.А., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение 10 дней.
Судья