<адрес> 11 августа 2022 года
Судья Истринского городского суда <адрес> ФИО5,
при секретаре ФИО2
рассмотрев дело об административном правонарушении №
по жалобе ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес: <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес>
на постановление старшего инспектора по ИАЗ 11 Батальона ДПС капитана полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился с жалобой на постановление старшего инспектора по ИАЗ 11 Батальона ДПС капитана полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа.Заявитель ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В своей жалобе просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу в отношении него прекратить, ссылаясь на то, что при составлении протокола не присутствовал, копию протокола не получал. На момент проверки документов ДД.ММ.ГГГГ никаких правонарушений не выявлено, а в протоколе <адрес>, составленном по факту отсутствия путевого листа, указано, что к протоколу прилагается фото путевого листа.
Проверив материалы дела, представленные суду, судом установлено следующее.
Согласно ст.30.7 ч.1 п.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 и ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 02 час 18 мин на 58 км +350м автодороги «М9 Балтия» водитель ФИО1 управлял транспортным средством «Киа Сид» г.р.з № принадлежащему ООО «Любимый город» адрес: <адрес> нарушил п.2.1.1 ПДД, а именно управлял ТС без документации (путевого листа).
В соответствии с ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Как следует из обжалуемого постановления ДД.ММ.ГГГГ в 02 час 18 мин в нарушение п. 2.1.1 ПДД РФ, ФИО1 управлял транспортным средством "Киа Сид", государственный регистрационный знак №, не имея при себе путевого листа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, оснований согласиться с содержащимся в обжалуемом постановлении выводом должностных лиц о наличии в действиях ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, суд не находит ввиду следующего.
Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки путевой лист лишь в установленных случаях.
Ответственность по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ у водителя транспортного средства за отсутствие путевого листа наступает лишь тогда, когда оформление данного документа предусмотрено законом.
Соответственно, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, должно быть установлено и подтверждено соответствующими доказательствами наличие предусмотренных законом оснований для оформления путевого листа.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее по тексту - Закон N 259-ФЗ), предметом его регулирования являются отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона N 259-ФЗ, запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В силу п. п. 2 и 14 ч. 1 ст. 2 Закона N 259-ФЗ, груз - это материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке, а путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
В силу ч. 3 ст. 6 Закона N 259-ФЗ, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 "Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", утвержденных приказом Министерства Транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 368, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.
Положения о перевозке, в том числе - грузов, закреплены в гл.40 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений.
Лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, должно быть проинформировано о дне рассмотрения дела заблаговременно и таким образом, чтобы иметь реальную возможность явиться для рассмотрения и принимать участие, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Частью 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения, достоверно свидетельствующие об извещении ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела, а именно из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 ч. 10 мин. должностным лицом в отсутствие сведений о надлежащем извещении о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, в отсутствие ФИО1 составлен протокол <адрес> об административном правонарушении, из которого следует, что дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ в 14 ч. 00 мин., то есть в этот же день ранее составления протокола.
При этом ФИО1 извещен не был, поскольку не участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, копию протокола не получал, что как следствие влечет за собой нарушение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление 18№ по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч.1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по. : держанию протокола, которые прилагаются к протоколу, на что прямо указано в ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из вышеприведенных норм КоАП РФ, протокол об административном правонарушении сведений составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица либо законного представителя юридического лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Между тем, при составлении ДД.ММ.ГГГГ протокола <адрес> об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
Так, из содержания данного протокола об административном правонарушении усматривается, что протокол был вынесен в отсутствие ФИО1, как привлекаемого к административной ответственности лица, который о месте и времени составления протокола не был извещен надлежащим образом.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по смыслу которого при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством, подлежащим исключению из их числа.?
Кроме того, из представленных материалов невозможно установить, кем, когда и при каких обстоятельствах установлен факт отсутствия путевого листа у меня при управлении транспортным средством.
В протоколе <адрес> об административном правонарушении, составленном по факту отсутствия путевого листа, указано, что к протоколу прилагается фото путевого листа.
Данные противоречия влекут неустранимые сомнения, которые должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, в протоколе <адрес> об административном правонарушении и постановлении 18№ по делу об административном правонарушении указаны не достоверный адрес фактического проживания ФИО1, куда, в соответствии с п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ и п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, должны были быть направлены соответствующие копии. А именно в представленных документах адресом фактического проживания ФИО1 указан адрес <адрес>, тогда как корректным адресом моего проживания является <адрес>, поселение Сосенское, <адрес>.
Указанное свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, помимо прочего, в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес: <адрес>, поселение Сосенское, <адрес> на постановление старшего инспектора по ИАЗ 11 Батальона ДПС капитана полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, - удовлетворить.
Постановление старшего инспектора по ИАЗ 11 Батальона ДПС капитана полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа- отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10дней.
Судья: