Дело № 2-61/2020
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Любченко А.А.
при секретаре Мизенко Е.Ю.,
с участием истца Антоновой Т.Н., представителя истца Полонеевой М.О., представителя ответчиков администрации Волгограда и Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Джумакаевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2020 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Антоновой Т. Н. к администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, муниципальному казенному учреждению «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» о понуждении признать семью истца, имеющей ребенка-инвалида, нуждающейся в улучшении жилищных условий, и о понуждении заключить с истцом договор социального найма на жилое помещение, с учетом 11 кв.м, на каждого из четырех членов семьи, плюс с предоставлением дополнительных квадратных метров на ребенка- инвалида,
установил:
Антонова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании семью истца, нуждающейся в улучшении жилищных условий, как семью, имеющую ребенка-инвалида, о понуждении предоставить улучшение жилищных условий, возложении обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение, с учетом 11 кв.м на четырех членов семьи, плюс с предоставлением дополнительных квадратных метров на ребенка- инвалида.
Свои требования истец мотивирует тем, что Антонова Т.Н. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: г.Волгоград, ...7. Квартира принадлежит на праве долевой собственности Антонову О. В.- 58/300 (свидетельство о государственной регистрации права №... от 25.04.2016г.), а также Антоновой А. О. - 29/300 (свидетельство о государственной регистрации права №... от 18.04.2016г.). ... комнаты коммунальной ..., в которой проживает семья составляет 18,6 кв.м., в указанной квартире зарегистрированы и проживают истец - Антонова Т.Н., муж – Антонов О.В., несовершеннолетние дети - Антонова А. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Антонов Б. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Сын - Антонов Б. О., является инвалидом детства, имеет ряд тяжелейших заболеваний: ...
Данный вид заболевания относится к тяжелой форме хронического заболевания, согласно приказу № 987н от 29.11.2012г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
С учетом уточнений исковых требований истец просила обязать администрацию Волгограда признать семью истца, имеющей ребенка-инвалида, нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Волгограда заключить с истцом договор социального найма на жилое помещение, с учетом 11 кв.м, на каждого из четырех членов семьи, плюс с предоставлением дополнительных квадратных метров на ребенка-инвалида, взыскать с администрации Волгограда понесенные истцом расходы на представителя в размере 40 000 руб.
В ходе судебного разбирательства судом привлечен в качестве соответчика по делу МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики».
Истец Антонова Т.Н. и представитель истца Полонеева М.О., в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчиков администрации Волгограда и Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Джумакаева Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика департамента муниципального имущества администрации Волгограда, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика по делу МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно котором просит в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.40 Конституции РФ, а также ч.4 ст.3 ЖК РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища или ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации(часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствие с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для включения в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для включения в список и предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Данная позиция изложена в Обзоре судебной практики ВС РФ N 4 за 2018 г. (вопрос 10).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Из материалов дела усматривается, что Антонов Б. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет заболевание G40-G41 «Эпилепсия с частыми припадками» и относится к группе «ребенок-инвалид».
«Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Антонов Б.О. относится к категориям лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
На основании материалов дела установлено, что Антонов Б.О. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: г.Волгоград, ..., жилая площадь 64,0 кв. м, общая площадь 92,2 кв. м. На праве долевой собственности Антонову О. В. принадлежит 58/300 (свидетельство о государственной регистрации права №... от ДД.ММ.ГГГГ), Антоновой А. О. на праве долевой собственности принадлежит 29/300 (свидетельство о государственной регистрации права №... от 18.04.2016г.), что соответствует 26,74 кв.м.
На момент обращения в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда в указанном жилом помещении было зарегистрировано 2 человека Антонова Т.Н. (мать) с ДД.ММ.ГГГГ, Антонов Б.О. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 13,35 кв.м (26,7/2 чел).
Антонов О.В. (супруг), Антонова А.О. (дочь) зарегистрированы в жилом помещении (квартира) общей площадью 51,9 кв.м, расположенном по адресу: г.Волгоград, ..., принадлежащем на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) Антонову В.Н. (отец супруга), Антоновой Т.А. (мать супруга), Антонова А.О. (дочь) на основании договора на предоставление в собственность гражданина (граждан) жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. Доле Антоновой А.О. в праве общей долевой собственности на жилое помещение соответствует 17,3 кв.м.
Всего в жилом помещении по адресу: г.Волгоград, ... зарегистрировано 4 человека: Антонов О.В. (супруг) с 22.005.1995, Антонова А.О. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ, Антонов В.Н. (отец супруга) с ДД.ММ.ГГГГ, Антонова Т.А. (мать супруга) с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Антоновой Т.Н., согласно справке комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, отказано в признании Антоновой Т.Н. и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что обеспечение жилой площадью на одного человека, на момент обращения, составляло13,1 кв.м, (26,7 кв.м. + 51,9 кв.м)/6 чел.),что более учетной нормы, при этом разъяснено, что Антонов Б.О. имеет право на дополнительную жилую площадь в силу имеющегося заболевания, включенного в «Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №...н.
Согласно справке ГКУ ВО «МФЦ» филиала по работе с заявлениями Красноармейского района г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: г.Волгоград, ...: зарегистрировано 9 человек, в том, числе Антонов О.В. (отец) с ДД.ММ.ГГГГ, Антонова А.О. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ, Антонова Т.Н. (мать) с ДД.ММ.ГГГГ, Антонов Б.О. с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, после ДД.ММ.ГГГГ, истец Антова Т.Н. в установленном порядке в Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не обращалась.
Антонов Б.О. не имеет в собственности, либо по договору социального найма жилого помещения.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, право семьи Антоновых на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Антонова Т.Н. и члены ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состояли и на момент разрешения спора не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Антоновой Т. Н. к администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, муниципальному казенному учреждению «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» о понуждении признать семью истца, имеющей ребенка-инвалида, нуждающейся в улучшении жилищных условий, и о понуждении заключить с истцом договор социального найма на жилое помещение, с учетом 11 кв.м, на каждого из четырех членов семьи, плюс с предоставлением дополнительных квадратных метров на ребенка-инвалида - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.01.2020 г.
Судья: \подпись\ Любченко А.А.