Дело №2а-1096/2023
УИД: 77RS0003-02-2022-007554-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 20 декабря 2023 года
Бутырский районный суд адрес, в составе судьи Игнатовой Е.А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1096/2023 по административному исковому заявлению Акционерного общества «НИКИТМ-Атомстрой» к Государственной инспекции труда в адрес об оспаривании акта документарной проверки и предписания об устранении выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Акционерного общества «НИКИТМ-Атомстрой» обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда в адрес об оспаривании акта документарной проверки и предписания об устранении выявленных нарушений, ссылаясь на следующие обстоятельства.
На основании акта документарной проверки от 16 декабря 2021 года Государственной инспекцией труда в адрес 16 декабря 2021 года было вынесено предписание № 77/7-33592-21-ОБ/12-46213-И/1388, согласно которому адрес предписано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности:
В соответствии со ст.ст. 189, ст. 107 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, в рамках принятия мер по предупреждению обязательных требований и предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установить в Правилах внутреннего трудового распорядка Филиала адрес- АТОМСТРОЙ" НРБ время отдыха, в том числе и нерабочие праздничные дни;
В соответствии со ст.ст.100, 189 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, в рамках принятия мер по предупреждению обязательных требований и предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установить в Правилах внутреннего трудового распорядка Филиала адрес режим рабочего времени и времени отдыха для работников строительномонтажных и монтажно-заготовительного участков, не являющимися гражданами НРБ, который в том числе должен предусматривать продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней;
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, после устранения нарушений, указанных в п.п. 1, 2 настоящего Предписания, ознакомить под роспись работников адрес с утвержденными режимом рабочего времени и времени отдыха, к которому, в соответствии со ст. 107 ТК РФ, относится и нерабочие праздничные дни для работников строительно-монтажных и монтажно-заготовительного участков, не являющимися гражданами НРБ, который в том числе должен предусматривать продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней;
В соответствии со ст. 236 ТК РФ, в рамках принятия мер по предупреждению обязательных требований и предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выплатить фио проценты (денежную компенсацию) за нарушенные сроки выплаты за работу во вредных условиях в январе-феврале 2021 года;
В соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 6 ст. 136, ст. 153 ТК РФ, в рамках принятия мер по предупреждению обязательных требований и предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выплатить фио заработную плату за январь, февраль 2021 года, март 2021 года за работу нерабочие праздничные дни 03, 04, 05, 06 января 2021 года, 23 февраля 2021 года и 8 марта 2021 года, не менее чем в двойном размере, с уплатой процентов (денежной компенсации) предусмотренных ст. 236 ТК РФ
В соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 6 ст. 136, ст. 153 ТК РФ, в рамках принятия мер по предупреждению обязательных требований и предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выплатить фио заработную плату за май 2021 года за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 г. №26- П., с уплатой процентов (денежной компенсации) предусмотренных ст. 236 ТК РФ.
Административный истец, уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, просит суд признать незаконным и отменить акт документарной проверки от 16.12.2021 г. № № 77/7-33592-21-ОБ/12-46213-И/1388; признать незаконным и отменить предписание от 16.12.2021 г. №№ 77/7-33592-21-ОБ/12-46213-И/1388; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма.
Представитель административного истца адрес по доверенности на судебное заседания явился, настаивал на удовлетворении административного искового заявления, пояснил, что фио работает в адрес и по условиям трудового договора обязан соблюдать трудовое законодательство адрес, что нарушений прав работника работодателем допущено не было.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда по адрес по доверенности на судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административного искового заявления, пояснил, что трудовым договором предусмотрено соблюдение и трудового законодательства Российской Федерации и трудового законодательства адрес. адрес –АТОМСТРОЙ» было нарушено трудовое законодательство Российской Федерации, что послужило основанием для проведения проверки и вынесения акта , предписания.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело при данной явке.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из письменных материалов дела, в связи с жалобой фио по вопросам нарушения его трудовых прав, допущенных адрес государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки от 10 ноября 2021 года.
По результатам документарной проверки адрес был вынесен акт документарной проверки от 16 декабря 2021 года № 77/7-33592-21-ОБ/12-46213-И/1388.
Согласно Акту проверки от 16 декабря 2021 года № 77/7-33592-21-ОБ/12-46213-И/1388 административным истцом были выявлены нарушения, в том числе:
Согласно п. 1 Акта: нарушение ст. 189 ТК РФ, выразившееся в том, что адрес и директором филиала адрес фио в Правилах внутреннего трудового распорядка Филиала адрес в НРБ №МИ СМ 03-УРП-17-2018 (утв. приказом директора Филиала фио от 23.12.2018года №39-777/35-П) не регламентировано время отдыха, к которому, в соответствии со ст. 107 ТК РФ, относится и нерабочие праздничные дни.
Согласно п. 2 Акта: нарушение ст. 100, ст. 189 ТК РФ, выразившееся в том, что адрес- Атомстрой» и директором филиала адрес фио в Правилах внутреннего трудового распорядка Филиала адрес в НРБ №МИ СМ 03- УРП-17-2018 (утв. приказом директора Филиала фио от 23.12.2018года №39-777/35- П) не установлен режим рабочего времени и времени отдыха для работников строительно монтажных и монтажно-заготовительного участков, не являющимися гражданами НРБ, который в том числе должен предусматривать продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время), перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.
Согласно п. 3 Акта: нарушение ч. 4 ст. 8 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, выразившееся в том, что адрес- Атомстрой» и директор филиала адрес фио применяют нормы локальных нормативных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не соблюдая условия трудовых договоров с работниками.
Согласно п. 7 Акта: нарушение ч. 2 ст. 22, ч. 6 ст. 136 ст. 153 ТК РФ, выразившееся в том, что адрес и директором филиала адрес фио 05.02.2021 года , 05.03.2021 года, 06.04.2021 года, т.е. в дни выплаты заработной платы в соответствии с п. 7.2.9. Правил внутреннего трудового распорядка Филиала адрес- Атомстрой» в том числе с учетом требований ч. 8 ст. 136 ТК РФ, фио в полном размере не была выплачена причитающаяся ему заработная плата за январь, февраль 2021 года, март 2021 года в части оплаты за работу нерабочие праздничные дни 03, 04, 05, 06 января 2021 года, 23 февраля 2021 года и 8 марта 2021 года.
Суд, оценив представленные доказательства, по правилам ст. 62 КАС РФ, выслушав явившихся лиц сторон по делу, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 353 и части 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в числе прочего, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством, в частности, проверок, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий.
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
В соответствии со статьей 13 Трудового кодекса Российской Федерации федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на адрес.
Вместе с тем, если трудовые отношения имеют место на территории иностранного государства, то возможность действия норм российского трудового права на правоотношения сторон предусмотрена только в том случае, если это установлено международным договором между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством. В противном случае трудовые договоры в представительстве должны отвечать требованиям законодательства иностранного государства.
Обращаясь в суд с административным иском, и последовательно поддерживая его в судебном заседании, административный истец приводил доводы о том, что трудовые отношения между фио и филиалом адрес возникли и действуют исключительно на адрес - за пределами Российской Федерации и поскольку иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, на трудовые отношения с фио распространяется трудовое законодательство иностранного государства, на территории которого выполняется трудовая функция — законодательство Народной Республики Бангладеш.
В связи с изложенным, заслуживают внимания и приводимые доводы административного истца о том, что большинство работников филиала адрес в Народной Республике Бангладеш не являются гражданами Российской Федерации, филиал при составлении производственного графика представляет гражданам Российской Федерации то же количество праздничных дней, на которое они имеют право в соответствии с Трудовым законодательством Российской Федерации, но в даты праздников, установленных законодательством Народной Республики Бангладеш.
Таким образом, поскольку международный договор между Российской Федерацией и Народной Республикой Бангладеш о применении действия норм российского трудового права на правоотношения сторон не заключался, фио осуществляет трудовую деятельность на адрес, на трудовые отношения с фио распространяется трудовое законодательство иностранного государства, на территории которого выполняется трудовая функция — законодательство Народной Республики Бангладеш, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца о признании незаконным и отмене акта документарной проверки от 16.12.2021 г. № № 77/7-33592-21-ОБ/12-46213-И/1388, признании незаконным и отмене предписания от 16.12.2021 г. №№ 77/7-33592-21-ОБ/12-46213-И/1388.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу.
На основании изложенного, с Государственной инспекции труда в адрес в пользу Акционерного общества «НИКИТМ-Атомстрой» подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 16.12.2021 ░. № № 77/7-33592-21-░░/12-46213-░/1388 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.12.2021 ░. №№ 77/7-33592-21-░░/12-46213-░/1388.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░:7703036469) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░» (░░░: 7715719854) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░ ░░░░░)
░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1096/2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 175-180 ░░░ ░░, ░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 16.12.2021 ░. № № 77/7-33592-21-░░/12-46213-░/1388 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.12.2021 ░. №№ 77/7-33592-21-░░/12-46213-░/1388.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░:7703036469) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░» (░░░: 7715719854) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.