Решение по делу № 2-335/2024 от 07.03.2024

Дело № 2-335/2024

УИД 74RS0020-01-2024-000217-61

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2024 года г. Катав-Ивановск

    Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:

    председательствующего судьи Субботиной У.В.,

    при секретаре Кондрашовой А.В.,

    с участием прокурора Логвиновой В.А., истца Волковой О.А.,

    рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Волковой О.А. к Администрации Катав-Ивановского городского поселения, Администрации Катав-Ивановского муниципального района о возмещении материального ущерба, морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилась Волкова О.А. к Администрации Катав-Ивановского городского поселения, Администрации Катав-Ивановского муниципального района о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного нападением и укусом бездомной собаки, и просила взыскать с ответчика в возмещение материального ущерба 3925 руб. 10 коп., компенсацию морального вреда 50000 рублей, судебные расходы в сумме 3000 рублей.

Свои требования она мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ около 08 часов 35 минут по пути следования по <адрес> в <адрес> возле <адрес> ей на встречу бежала стая бродячих собак в количестве 5 штук, собаки не имели ошейников, в ушах были бирки. Одна из собак - крупный кабель серого цвета с биркой в ухе, набросился на нее, укусив за левую ногу в районе голени, от чего она испытала сильную физическую боль, были повреждены одежда и обувь, собака повалила ее на землю, после чего неизвестный мужчина отогнал от нее собаку. В результате этого она получила травму ноги, были испорчены сапоги и колготки, у нее был сильный стресс. Она вызвала скорую помощь, рана была обработана, наложена повязка и ее направили в травмпункт. Хирургом был поставлен диагноз: <данные изъяты>», было назначено лечение: <данные изъяты>, ей был открыт лист нетрудоспособности. Она является инвалидом <данные изъяты>, тяжело переносила антирабическую вакцину, на фоне стресса и полученной травмы ее состояние резко ухудшилось, в т.ч. на фоне приема вакцины. В результате нападения собаки были испорчены сапоги стоимостью 2800 рублей, колготки - 550 рублей, а также приобретены медикаменты на сумму 575,10 руб. Свои моральные страдания она оценила в 50000 рублей, т.к. испытала физическую боль от укуса собаки, страх за свою жизнь и здоровье от нападения собаки не имеющей хозяина, боль от медицинских манипуляций: промывания и перевязок раны, негативных последствий от вакцинации от бешенства в виде головной боли, тошноты, боли в животе и мышцах, утрачено время на прививки.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Челябинской области, индивидуальный предприниматель Скородумов Е.А.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, приводила доводы и основания, изложенные в иске, также указала, что на фоне антирабической терапии и от боли в месте укусов у нее ухудшилось состояние здоровья, она является инвалидом третьей группы в связи с заболеванием суставов, врач ревматолог вынужден был увеличить дозировку гормональных препаратов. В месте укусов она до настоящего времени испытывает сильные боли, особенно в дождливую и ветряную погоду.

Представители ответчиков, третьих лиц, третье лицо - Скородумов Е.А., в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Ходатайств об отложении рассмотрения дела, сведений об уважительности причин их неявки в судебное заседание не представили.

Представителем администрации Катав-Ивановского городского поселения заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном возражении представитель администрации Катав-Ивановского городского поселения указал на то, что Администрация городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в ДД.ММ.ГГГГ г. выделена Катав-Ивановскому муниципальному району.

Представитель администрации Катав-Ивановского муниципального района в письменном отзыве на исковое заявление указал на то, что надлежащим ответчиком по данному делу является Управление коммунального хозяйства и транспорта Катав-Ивановского муниципального района, на которое возложены обязанности по выполнению природоохранных мероприятий. Кроме того, представителем заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо - Министерство сельского хозяйства Челябинской области в письменном отзыве указали на то, что проведение мероприятий по отлову животных без владельцев, в т.ч. по их транспортировке и немедленной передаче в приют для животных в 2023 г. является соответствующим переданным государственным полномочием Администрации Катав-Ивановского муниципального района.

Третье лицо Скородумов Е.А. мнения по заявленному иску в суд не направил.

Помощник прокурора Логвинова В.А. в судебном заседании заключила, что исковые требования Волковой О.А. подлежат частичному удовлетворению, заявленные суммы в полном объеме подлежат взысканию с Администрации Катав-Ивановского муниципального района. В части требований к Администрации городского поселения следует отказать.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, при наличии сведений о надлежащем извещении всех участников процесса, а также при наличии ходатайств ответчиков и третьего лица - Министерства сельского хозяйства Челябинской области о рассмотрении дела в их отсутствии, суд рассматривал дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав истицу, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ около 08 часов 35 минут по пути следования Волковой О.А. по <адрес> в <адрес> возле <адрес> ей на встречу бежала стая бродячих собак в количестве 5 штук, собаки не имели ошейников, в ушах были бирки. Одна из собак - крупный кабель серого цвета с биркой в ухе, набросился на нее, укусив за левую ногу в районе голени, от чего истица испытала сильную физическую боль, были повреждены одежда и обувь, собака повалила ее на землю, после чего неизвестный мужчина отогнал от нее собаку.

В результате нападения и укуса собаки истице была причинена травма: укушенная рана левой голени, в связи с чем она проходила лечение, находилась на листе нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период лечения ей проводились обработка раны, перевязки, а также проведена антирабическая терапия препаратом «Кокав» (от бешенства).

Указанные обстоятельства подтверждаются медицинскими документами, листом нетрудоспособности , материалами проверки по факту укуса собаки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиками, третьими лицами эти обстоятельства не оспаривались, подтверждены истицей в судебном заседании.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, у истицы имели место <данные изъяты>. <данные изъяты>

Кроме того, в результате нападения и укуса собаки были повреждены вещи одетые на истице, в т.ч. сапоги стоимостью 2800 рублей, колготки стоимостью 550 рублей. В связи с лечением и приобретением медикаментов были затрачены денежные средства в сумме 575,10 рублей. Размер материального ущерба подтверждается товарным и кассовым чеками (л.д. 13,14).

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ).

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 30.12.2019 № 72-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, которые включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) мероприятия, проводимые в приютах для животных, в том числе:

а) содержание животных без владельцев в приютах для животных, за исключением приютов для животных, находящихся в государственной собственности Челябинской области, в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

б) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев животным без владельцев, поступившим в приюты для животных, за исключением приютов для животных, находящихся в государственной собственности Челябинской области;в) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо обращение с животными в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта;

г) размещение в приютах для животных, за исключением приютов для животных, находящихся в государственной собственности Челябинской области, и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

    При этом, ст. 4 названного закона Челябинской области № 72-ЗО установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны осуществлять переданные государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

    В силу ч. 1 ст. 6 Закона Челябинской области № 72-ЗО, осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

На основании ст.21 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Челябинской области и Катав-Ивановским муниципальным районом заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Администрации Катав-Ивановского района предоставлены субвенции на осуществление переданных в соответствии с Законом № 72-ЗО государственных полномочий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных и мероприятий, проводимых в приютах для животных в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на текущий год.

    Таким образом, переданные отдельные государственные полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории Катав-Ивановского муниципального района возложены на Администрацию Катав-Ивановского муниципального района.

Кроме того, именно Администрация Катав-Ивановского муниципального района возложены обязанности определять государственную политику в указанной сфере, определять объем необходимых к принятию мер в сфере отлова безнадзорных животных, в том числе вправе определить объем оказываемых услуг исполнителем по муниципальному контракту по отлову безнадзорных животных, требования к оказываемым услугам. Именно администрацией муниципального района утвержден паспорт муниципальной программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Катав-Ивановском муниципальном районе на 2023-2025 г.г.

При этом, обязанность администрации исполнять соответствующие государственные полномочия, нести ответственность за их надлежащее осуществление вытекает из системного анализа вышеприведенных положений ст. 4 Закона Челябинской области № 72-ЗО и ст. 21 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Истица в исковом заявлении и судебном заседании указывает, что на нее напала бродячая чипированная собака, что указывает на то, что эта собака ранее была отловлена, помещалась в приют, была чипирована и вновь выпущена в привычную среду обитания, где проявила агрессию по отношению к истцу.

При таких обстоятельствах, ответственность за нападение на истца безнадзорной собаки подлежит возложению на Администрацию Катав-Ивановского муниципального района.

Представленное в материалы дела положение об Управлении коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района, муниципальный контракт на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Катав-Ивановского муниципального района, доводы о Администрации Катав-Ивановского муниципального района, приведенные в отзыве, выводов суда не изменяют, поскольку именно на Администрации муниципального районе как органе местного самоуправления, которому предоставлена субвенция на осуществление соответствующих государственных полномочий лежит ответственность за надлежащее исполнения этих государственных полномочий, а следовательно именно Администрации муниципального района следует определять политику в данной области, осуществлять контроль за исполнением подведомственными органами и организациями, либо организациями оказывающими услуги в данной сфере на основании муниципальных контрактов, своих обязанностей, определять достаточность мер, принимаемых в данной области.

При изложенных обстоятельствах, с Администрации Катав-Ивановского муниципального района в пользу Волковой О.А. подлежит взысканию материальный ущерб в сумме 3925 руб. 10 коп.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как следует из пояснений истца, в результате нападения собаки она испытала сильную физическую боль, страх за свои жизнь и здоровье, она испытывала боль при обработках укушенной раны и перевязках, вынуждена была пройти антирабическую терапию, однако из-за ухудшения состояния здоровья последняя вакцина не была ей введена.

В настоящее время в месте травмы она испытывает боль и дискомфорт, особенно болевые ощущения проявляются в ненастную погоду.

Кроме того, как указала истица и подтверждается материалами дела, что она является инвалидом третьей группы, проходит лечение по рекомендации ревматолога, принимает гормональные препараты. В связи с перенесенным стрессом и травмой обострилось ее заболевание, она испытывает сильнейшие боли в суставах, и вынуждена принимать дозы гормонального препарата в объемах, которые по рекомендации ревматолога увеличены в несколько раз, по сравнению с теми дозами, которые она принимала до травмы, что вызывает у нее опасение за будущее, поскольку прием гормональных препаратов производится ею в связи с инвалидностью постоянно, с постепенным увеличением дозы, которая в связи с нападением собаки единовременно увеличена в несколько раз.

Учитывая, что в результате нападения и укуса собаки истица испытала нравственные и физические страдание, в ее пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Устанавливая размер такой компенсации за вред причиненный истице, суд учитывает индивидуальные особенности пострадавшей, объем нравственных и физических страданий, связанных с болевыми ощущениями как непосредственно во время нападения, так и после нападения, а также в ходе лечения, тяжесть причиненного вреда здоровью, полученную истицей глубокую психологическую травму, степень вины Администрации Катав-Ивановского муниципального района, что действия ее не носили умышленного характера, однако при необходимой степени осмотрительности и заботливости могли быть приняты необходимые и достаточные меры во избежание причинения вреда здоровью потерпевшей, и с учетом принципа разумности и справедливости, суд находит возможным взыскать в пользу Волковой О.А. компенсацию морального вреда в заявленном истцом размере, в сумме 50000 рублей.

Истицей заявлено о взыскании судебных расходов на оплату услуг по составлению искового заявления в сумме 3000 рублей.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего кодекса.

На основании ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 11, 12 Постановления от 21 января 2016 года N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Учитывая, что истцом для составления искового заявления понесены судебные расходы в сумме 3000 рублей, указанная сумма расходов соответствует объему выполненной работы, сложности дела, не может быть отнесена к явно неразумным расходам, а также учитывая что требования истца к Администрации Катав-Ивановского муниципального района удовлетворены в полном объеме, то с последней в пользу истицы подлежит взысканию в возмещение судебных расходов 3000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Волковой О.А. к Администрации Катав-Ивановского городского поселения, Администрации Катав-Ивановского муниципального района о возмещении материального ущерба, морального вреда и судебных расходов, удовлетворить частично.

    Взыскать с Администрации Катав-Ивановского муниципального района (ИНН 7410001498) в пользу Волковой О.А. (паспорт сер. ) компенсацию морального вреда, причиненного в результате причинения вреда здоровье от нападения бездомной собаки в размере 50000 рублей, материальный ущерб в сумме 3925 руб. 10 коп., в возмещение судебных расходов по составлению искового заявления 3000 рублей.

    В удовлетворении исковых требований к Администрации Катав-Ивановского городского поселения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: У.В. Субботина

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2024 г.

2-335/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Волкова Ольга Александровна
Ответчики
Администрация Катав-Ивановского городского поселения
Администрация Катав-Ивановского муниципального района
Другие
Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Скородумов Евгений Александрович
Суд
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области
Судья
Субботина Ульяна Викторовна
Дело на сайте суда
kivan.chel.sudrf.ru
07.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2024Передача материалов судье
14.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2024Подготовка дела (собеседование)
27.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее