Дело № 2- 2400/18
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
15 июня 2018 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Алексеевой Е.В.,
РїСЂРё секретарях Алтусовой Р.Р’., Ереминой Р.Рђ.,
СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рлясовой Р§.Р .,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Родионова В.А., Родионовой О.В., Родионовой Л.А. к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Рсковые требования мотивированы следующим.
Проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законности в деятельности администрации г. Ульяновска выявлены нарушения требований жилищного законодательства при переселении граждан из многоквартирного жилого дома №55 по ул. Ростовская в г. Ульяновске.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года за №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава МО г. Ульяновск к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе и обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
При этом, полномочия по использованию бюджетных средств или иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан возложены на администрацию г. Ульяновска.
В соответствии с п. 3 ст. 51 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Рстцы являются нанимателями комнаты РІ коммунальной квартире, расположенной РїРѕ адресу: <адрес>.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ за №, многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с тем, что несущая способность конструктивных элементов многоквартирного дома не соответствует требованиям, обеспечивающим безопасное проживание граждан в многоквартирном доме. Вместе с тем, истцы до настоящего времени жилым помещением не обеспечены.
Прокурор просит обязать ответчика предоставить истцам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании после перерыва стороны не участвовали, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика и 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, Управления ЖКХ администрации г. Ульяновска, Финансового управления администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика представил в суд отзыв на иск, в котором указал, что решение о сроках переселения граждан из указанного дома не принятою. В указанном <адрес> в <адрес> четыре коммунальные квартиры. Для его расселения необходимо приобрести двадцать восемь квартир, ориентировочной стоимостью 36 млн руб. Учитывая, что бюджет МО "<адрес>» на 2018 год принят с дефицитом, ассигнования на переселение данного аварийного дома не предусмотрены.
В настоящее время ведется работа по изысканию денежных средств, необходимых для переселения жителей данного дома в хорде исполнения бюджета на 2018 год. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области направлено обращение о включении указанного дома в Программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ в 2018-2023 г.г.». Дело просит рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Финансового управления администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав ранее участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы Родионов В.А., Родионова О.В., Родионова Л.А. зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Рстцы являются нанимателями данного жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма. Жилое помещение находится РІ муниципальной собственности.
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за №, жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Жилой <адрес> в <адрес> не включен в адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ в 2018-2023 г.г.».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Рти конституционные начала взаимоотношений личности, общества Рё государства РІ социальной сфере распространяются Рё РЅР° отношения, связанные СЃ осуществлением права РЅР° жилище, которое получило, РІ том числе, международно-правовое признание РІ качестве РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· необходимых условий гарантирования права РЅР° достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта РѕР± экономических, социальных Рё культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу дата, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истцы не стояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
РР· материалов дела следует, что истцы РЅР° учете РІ РІ качестве нуждающихся РІ жилом помещении РЅРµ стоят, имеют РґРѕС…РѕРґ, который РЅРµ позволяет признать РёС… малоимущими РїРѕ смыслу Закона, что подтверждается сведениями Рѕ доходах, полученными РёР· РФНС Засвияжского района Рі. Ульяновска.
Таким образом, исковые требования о возложении обязанности предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШРР›:
в удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Родионова В.А., Родионовой О.В., Родионовой Л.А. к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Алексеева